Просмотр содержимого документа
«Статья. "Организационные модели дистанционного обучения"»
Лекция по ДО
Организационные модели дистанционного обучения
1) обучение по типу экстерната – предназначено для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать традиционные учебные заведения;
2) обучение на базе одного университета – представляет собой целую систему заочного или дистанционного обучения на основе новых информационных технологий;
3) сотрудничество нескольких учебных заведений – позволяет любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов;
4) автономные обучающие системы – представляют собой обучение посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий;
5) интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ – ориентировано на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли завершить школьное образование.
Выделяют три категории средств дистанционного обучения:
2) средства компьютерного обучения (электронные учебные издания, компьютерное тестирование и контроль знаний, средства мультимедиа);
3) видеоконференции (средства телекоммуникации по аудио-каналам, видеоканалам и компьютерным сетям).
Технологические модели, используемые при дистанционном обучении:
1) единичная медиа – использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации (обучение через переписку, учебные радио– или телепередачи);
2) мультимедиа – использование различных средств обучения (аудио– и видеозаписи, печатные учебные пособия, компьютерные программы на различных носителях);
3) гипермедиа – использование новых информационных технологий при ведущем значении компьютерных телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции).
Составляющие дистанционного образования
В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий – это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Под дистанционным обучением понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены, могут друг друга не никогда не видеть или не увидеть, и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия.
Весна 2020 года была отмечена ростом популярности различных онлайн-школ, онлайн-ресурсов для организации дистанционного обучения. Несмотря на то, что данная популярность была вызвана необходимыми мерами предосторожности, принятые меры позволили провести масштабную апробацию технологий дистанционного обучения и оценить их эффективность.
Давайте я вам еще раз напомню об основных формах дистанционного обучения:
Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность преподавателя и студентов. Весной, когда колледж находился на дистанционном обучении мы использовали такую форму обучения, как чат-занятия, которые проводились синхронно, т.е. все студенты одновременно выходили в чат и занятие проводилось в режиме здесь и сейчас.
Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия студентов и преподавателей. Асинхронный характер – это средства общения между студентом и преподавателем с задержкой во времени. Данной формой дистанционного обучения наши преподаватели пользовались, ведя профессиональные дисциплины, т.е. преподаватели, давали студентам рекомендации по выполнению курсовых, дипломных работ, а студенты скидывали выполненные задания преподавателям по мере выполнения, в указанные сроки.
Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. Данной формой ДО наши преподаватели пользовались при проведении не только занятий, но и при проведении совещаний.
Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками.[4] Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России. Так как данная форма ДО является экспериментной, в своей работе мы ее не использовали.
От того, насколько осознано мы подойдем к запуску дистанционного обучения, во многом зависит эффективность его проведения.
Прежде всего, мы должны четко представлять, о какой системе дистанционного обучения идет речь. Существуют понятия, близкие по смыслу друг к другу, и в простом обиходе рассматриваемые как синонимы: электронное обучение, дистанционное обучение, онлайн обучение.
Существует множество форм электронного обучения. И совсем необязательно оно является онлайн обучением или дистанционным. При электронных формах обучения могут использоваться разные электронные приборы: компьютеры, интерактивные доски, планшеты и даже смартфоны. Учитель может предложить ученикам использовать электронные устройства на очном занятие для того, чтобы прямо на уроке они могли искать слова в онлайн словаре, искать информацию по интересным местам планеты, выполнять задания на любых уроках или демонстрировать свою презентацию на интерактивной доске или с помощью компьютера и проектора. Все это будет проявлением электронного обучения. Или точнее, включения электронного обучения в контекст очных форм взаимодействия с учащимися.
Современное дистанционное обучение предполагает выстраивание образовательного процесса преимущественно при помощи электронных ресурсов. В современном образовательном пространстве многие учебные заведения переходят на формат дистанционного сопровождения своих студентов посредством электронных ресурсов. Для этого закупаются специальные платформы, на которых просто и эффективно размещать задания и получать ответы студентов, проводить онлайн-мероприятия, отслеживать процесс обучения. В нашем колледже есть такая платформа Мооdle, на котором каждый преподаватель размещает свой курс или курсы по преподаваемым дисциплинам, как для студентов очной формы обучения так и для заочной.
Онлайн обучение предполагает получение знаний и навыков при помощи компьютера или других гаджетов в режиме «здесь и сейчас». Оно очень широко используется при дистанционном формате обучение, и по сути является одной из ее форм. Когда мы говорим об онлайн обучении, мы имеем в виду, что учащийся смотрит видеотрансляции, лекции, принимает участие в вебинарах, решает задания, отвечает на тесты. Он также, как и при любой форме дистанционного обучения, получает знания, находясь вне очной аудитории, а контакт с преподавателем осуществляется посредством электронных систем взаимодействия при помощи интернет-соединения и гаджетов. Весной находясь на ДО мы применяли именно онлайн обучение.
При выборе системы и формы дистанционного обучения необходимо определиться с вашими целями и инструментами, которые вы собираетесь использовать. Среди последних выделяют два основных класса:
- вебинары;
- конструктор электронных курсов.
Вебинар – это один из самых простых инструментов, который предполагает трансляцию вами информации в прямом эфире, возможность задавать вопросы учащимися и сразу давать им ответы в режиме «здесь и сейчас». Для проведения вебинара нужно выбрать онлайн площадку, протестировать ее заранее, выбрать время для его запуска и проинформировать участников. Многие площадки предполагают возможность записи прямого эфира, что очень удобно, так как, вы можете посмотреть запись занятия и оценить, что вы сделали хорошо, а что можно было бы улучшить или добавить. В своей работе мы используем такие платформы для проведения вебинаров как ZООМ и Мираполис при помощи которых очень удобно проводить как лекционные и практические занятия.
Конструктор электронных курсов - это программы и сервисы, которые позволяют создавать электронные учебные материалы: курсы, тесты, анкеты, опросники, диалоговые тренажеры, видеолекции, обучающие игры. Существует множество программа, где можно создать свой курс. Одной из таких программ в нашем колледже является система мудл.
Когда вы уже практически на старте запуска, нужно еще раз обратить внимание на несколько важных технических моментов:
В каком состоянии находятся ваши гаджеты.
Проверить загружены ли материалы на сайт.
Ссылки должны быть интегрированы заранее и разосланы за сутки.
Нужно четко договориться о сроках пересылки ссылок, техническом времени регуляции входа, ответах на вопросы.
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью студентов по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения студентами основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева).
Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя со студентами:
- в режиме он-лайн со студентами, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
- в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Прошу обратить ваше внимание на модель структуры дистанционного урока, которая включает в себя следующие элементы:
Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока).
Информационный блок (система информационного наполнения).
Контрольный блок (система тестирования и контроля).
Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с преподавателем и между собой).
При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность студентов. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит студенту задавать вопросы.
Использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала до 65% (для сравнения: во время обычного объяснения материала усваивается только 5%).
К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:
1) учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
2) сетевые учебно-методические пособия;
3) компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
4) аудио учебно-информационные материалы;
5) видео учебно-информационные материалы;
6) лабораторные дистанционные практикумы;
7) учебные тренажеры с удаленным доступом;
8) базы данных и знаний с удаленным доступом;
9) электронные библиотеки с удаленным доступом и т. д.
Существует определенный алгоритм при разработки дистанционного урока, которого придерживаюсь я и советую придерживаться Вам:
1. Определение темы дистанционного урока.
2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Постановка цели занятия.
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.
5. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
6. Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.
7. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов студентов.
8. Подготовка технологической карты урока, подробного сценария дистанционного урока.
9. На основе анализа результатов уровня айти-компетентности студентов подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
10. Программирование учебных элементов урока для представления в Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.
11. Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
12. Проведение урока.
13. Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны студентов так и преподавателя.
Сценарий дистанционного урока может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В настоящее время все очень быстро меняется, поэтому каждый преподаватель должен определить лично для себя какое программное обеспечение ему необходимо, так же какое ПО необходимо для его студентов. Преподавателям профессиональных дисциплин необходимо следить за обновление программных обеспечений.