Современный культурный человек - это не только образованный человек, владеющий правовой грамотностью, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважающий окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Толерантность и многообразие" »
Толерантность и многообразие
Современный культурный человек – это не только образованный человек, владеющий правовой грамотностью, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Мы все знаем, что сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, неблагополучие семей, правовая неграмотность. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Давай те вспомним определение толерантности; это – терпение, переносимость, снисходительность, терпение к чужим мнениям и верованиям. Терпимость – это cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Как поступает терпимый человек? Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать: лишнее слово не скажи, проглоти, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет. Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг. Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам несколькими способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову. • Не делай другим того, чего не хотел бы от других. • Не делай другому того, от чего больно тебе. • В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. • Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. • Как ты думаешь о себе, так думай и о других. • Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей. • Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними. Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий. А конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. – Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса. Вот примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные причины. К каким результатам приводят конфликты? Например: победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена, или поражение- обе стороны не удовлетворены результатом, еще бывает победа, когда обе стороны приходят к согласию. Какие же есть правила управления конфликтом: 1.Не прерывайте. Слушайте. 2. Не делайте предположений. 3. Не переходите на личности и не оскорбляйте. 4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. 5. Закончите на позитивной ноте. План разрешения споров: 1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?» 2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко. 3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее. Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.