Статья "Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации"
Статья "Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации"
Педагогическая толерантность является профессионально важным качеством руководителя общеобразовательной школы Толерантный руководитель добивается большей результативности в своей педагогической деятельности. Толерантность выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения особенно важно в современном мире. Понятие толерантность происходит от латинского термина tolerantia, в английском языке оно употребляется в качестве существительного – «терпимость».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации"»
Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации.
Педагогическая толерантность является профессионально важным качеством руководителя общеобразовательной школы Толерантный руководитель добивается большей результативности в своей педагогической деятельности. Толерантность выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения особенно важно в современном мире. Понятие толерантность происходит от латинского термина tolerantia, в английском языке оно употребляется в качестве существительного – «терпимость». Некоторые ученые связывают появление термина с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории - Варфоломеевская. Для русского языка слово «толерантность» относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. Однако в последнее время исследователи всё чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность как способность видеть в другом именно другого – носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его права быть отличным от меня; как безусловно положительное отношение к такой непохожести, как умение видеть другого «изнутри»; как способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: собственной и другого. Человек должен научиться уважать личность, человека, независимо от его национальности, вероисповедания, ведь самое главное – это уметь понимать друг друга. Пусть твой сосед, коллега…, человек, отличающийся от тебя цветом кожи, образом мысли, имущественным положением, он совсем не обязательно тебе враг. Специфика социальных условий развития и ментальных установок многих взрослых людей определяет отсутствие терпимости к чужому, иным мнениям или верованиям, тенденцию к черно-белому мышлению (кто не с нами - тот против нас) и оценку как проявления беспринципности (и нашим, и вашим). Нетерпимость, ориентированность на отпор угнетателям формировала у части населения биполярное сознание, в котором чужие всегда отождествлялись с опасностью, враждебными намерениями, вызывали настороженность и недоверие... Толерантность персонала является залогом профессионального успеха. К сожалению, реальность такова, что персонал не всегда бывает корректен в работе, в результате чего возникают конфликты, которые являются очень сложным явлением, имеющим психологические, экономические, социальные, этнические, нравственные и иные проявления. При этом практически не раскрывались причины психологические. В психологии хорошо известны особенности сознания: в трудных политических и экономических ситуациях многие склонны искать в качестве виноватых только подчиненных. Обсуждая тему толерантности как способности, качества личности, отметим неприемлемость авторитарной позиции не только в общении педагога с учеником, но и в общении руководителя с подчиненными. Но подчеркнем необходимость развития диалога, сотрудничества, субъект-субъектных отношений. Мастерство взаимодействия с подчиненными, коллегами жизненно необходимо всем. Без этого не может состояться профессиональный руководитель. Коммуникативная неподготовленность и некомпетентность являются причиной того, что хороший предметник не может работать с учащимися и коллективом. Качество работы школы зависит от умения строить отношения с коллегами, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В их структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием. Мастерство коммуникативного общения особенно важно в сфере менеджмента системы образования, поскольку оно часто носит иррациональный характер и связано с эмоциональной стороной жизни человека. При формировании толерантности значимо чувствовать и понимать нюансы диалогического общения. По мнению психолога Баклановой Н.К., диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения. Именно терпимость считается одним из значимых качеств руководителя. Но всегда ли руководитель толерантен? Толерантный руководитель - это миф или реальность? В широком смысле толерантность – это особое качество, отражающее активную жизненную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальности, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «...Наиболее эффективное средство в предупреждении нетерпимости — воспитание. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения» . Следует признать, что целенаправленное обучение в данном направлении в педвузах не ведется. И поэтому формирование навыков толерантного взаимодействия с различными участниками образовательного процесса осуществляется стихийно. В основе социальной толерантности руководителя лежит особая мотивация, которая проявляется в его готовности принять сотрудника и вообще человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, а также – в отсутствии у него негативных реакций, агрессивности по отношению к индивидуальным особенностям последнего. Под толерантностью руководителя мы понимаем стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это своего рода активное принятие многообразия, результатом которого становится взаимопонимание, включая помощь, содействие, сотрудничество, разъяснение и диалог. Навык толерантности как характеристики образованного человека способствует спокойному освоению любых знаний, занятий и корректному, бесконфликтному участию в любой коммуникации. Не умение или не желание руководителя понимать, принимать индивидуальность других людей объясняется низким интеллектом и эмоциональной неустойчивостью. Не умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности наблюдается у руководителей эмоционально неустойчивых. Асмолов А.Г. в предисловии к сборнику «На пути к толерантному сознанию» рассматривает проблемы формирования нового направления в педагогике, становления педагогики толерантности, которая приходит на смену программам по конфликтологии. Толерантность рассматривается им как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость» . Толерантность — это единство в многообразии. Принципами педагогики толерантности являются принцип сотрудничества и ненасилия. Ш.А. Амонашвили является основоположником педагогики сотрудничества, особого подход в воспитании и обучении, в основе которого лежит сотрудничество во всех сферах учебной и внеурочной деятельности – сотрудничество учителей, учащихся, родителей и администрации образовательного учреждения. В ценностной ориентации «педагогики сотрудничества» выделяются следующие личностные установки: • принятие ученика, коллегу таким, какой он есть, • эмпатическое понимание другого, • установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса, педагогическая гибкость; • конфликтологическая грамотность. Эмпатия является эмоциональной составляющей толерантности. Установка на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса возникает благодаря способности руководителя отойти от стереотипного восприятия не столько учащихся, коллег, сколько себя, своего статуса. «Педагогика сотрудничества» предполагает рассматривать совместную деятельность субъектов образовательного процесса как общение двух равноправных партнеров, каждый из которых является индивидуальностью. Интолерантность проистекает из убежденности человека в том, что его образ жизни является высшим по отношении в образу жизни других . Интолерантность порождает цепь тяжелых последствий. В основе этих явлений отрицание безусловной ценности человеческой личности. Одним из способов преодоления интолерантности является творческое мышление, отсутствие стереотипности мышления, схематичности и предвзятости руководителя. Формировать толерантность, значит убеждать себя и «другого» в необходимости преодоления интолерантности, преодолевать ее путем глубокого самоанализа и воздержания от любых проявлений интолерантности. Важной сущностью педагогики толерантности является именно диалог. Диалог – является основой творческого мышления. Ценность диалога состоит в том, что он способствует порождению интереса и мотивации обучения. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников, диалог создает условия для их максимального полного творческого роста. В поведении сотрудничество проявляется следующим образом: контактность, доброжелательность, отсутствие тревожности, мобильность действий, вежливость, терпение, доверительность, социальная активность. Психологическая толерантность руководителя обеспечивает его высокую устойчивость к многочисленным профессиональным стрессам. Чем выше уважение к партнеру, тем выше умение понимать или принимать индивидуальность других людей; умение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров; умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Тем ниже категоричность или консервативность в оценках людей и стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» сотрудника до откровенного его за «неправильные взгляды». К сожалению, в современной школе ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. Казалось бы, педагог как интеллигентный человек с высшим (как правило) образованием вполне в состоянии осознать и принять сложность и многомерность мира. Профессионально необходимыми проявлениями толерантности руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности сотрудники не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности руководителя – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет руководителя, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм руководителя очень вредят образовательному процессу. Отдельно следует отметить такую важную составляющую толерантности в структуре деятельности руководителя, как профессиональный такт - умение строить свои отношения с подчиненными. Выделим особенности уравновешенного педагога . Планы рассмотрений Характеристика уравновешенности человека Физический обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости Аффективный устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью Социальный способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения, в общении не прибегает к манипулированию Интеллектуальный обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем Нравственный обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения, принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм, обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ Личностный оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен и реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе, обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой Напряженными для руководителя могут быть ситуации: 1) взаимоотношения с коллегами, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках. 2) взаимодействия с родителями учащихся, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, снижение внимания со стороны родителей к воспитанию детей. Личностные установки и принципы толерантного руководителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учителей. В этом случае следует говорить о профессиональной компетентности руководителя, состоящей не только во владении знаниями, умениями управления, но и способности находить оптимальные пути эффективного взаимодействия с подчиненными на основе сотрудничества. Этапы формирования толерантности педагогических работников К сожалению, в отечественной образовательной системе до сих пор нормой является административное давление и практически отсутствует забота об эмоциональном здоровье самого учителя, т.е. то, что можно было бы назвать «гигиеной учительского труда». А это, в свою очередь, – к эмоциональному выгоранию, а в дальнейшем и к почти неизбежной профессиональной деформации значительной части учителей. Развивая в себе способность толерантности, руководитель должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду работника его внутреннее состояние. Успех профессионального взаимодействия часто зависит от проницательности руководителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации. Анализ качественных сторон толерантности даёт основание констатировать её детерминационную обусловленность с эмоционально-чувственной стороной процесса общения. Скрытый смысл сказанного, отраженный невербальными средствами коммуникации, понимается глубже руководителями с развитой эмпатией. Поэтому толерантность тесно связана с эмпатийным общением. В этой связи следует отметить, что толерантность представляет собой не только внешнее проявление терпимости и понимания, но и чуткое, неподдельно-искреннее отношение к человеку. Подчеркнём, что формирование толерантности связано с непрерывным самосовершенствованием руководителя менеджера, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств. Толерантность руководителя требует соблюдения некоторых основных принципов: - в общении с представителями разных национальностей должен проявлять к ним доброжелательность, терпение; - относиться к своим работникам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других; - поощрения должны способствовать развитию работника, стимулировать повышение производительности; - процесс труда невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни. Демократический стиль управления предполагает: учёт интересов всех (без исключения) членов коллектива; формирование паритетных отношений вместо административно-командных; принятие коллективом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться; готовность администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками образовательного процесса; готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела; переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным. Толерантность как необходимое качество демократического мышления в современной России требует разработки методов и приёмов формирования установок толерантного сознания у российских граждан. Толерантность персонала является преимуществом для любого коллектива. В любых коллективах необходимо проводить: • занятия для персонала по толерантности; • диагностику толерантности; • тренинги для работодателей и персонала. Именно школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на разные точки зрения ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому нужно принимать людей такими, какие они есть, терпимо относится к самобытности, уметь разрешать конфликты. Толерантная культура позволяет человеку сохранять психическое здоровье, лучше разбираться в себе, своих проблемах, выходить из психологических кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций и помогать окружающим людям, создавая психологические комфортные условия для жизни и профессиональной деятельности. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Коммуникативная толерантность заметна в тех случаях, когда человек не видит ярких различий между собой и партнёром либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий. Интолерантность свидетельствует об оценке происходящего только со своих позиций, что приводит к раздражению и неприятию различий других, показывает негибкость ума и препятствует достойному выходу из затруднительных ситуаций, что создает личностный дискомфорт в общении и в работе. Только люди, лишенные высокомерия, предрассудков и предубеждений в отношении других народов, религий, полов, поколений, обладают толерантностью, способны свободно, сдержанно и ответственно выражать собственные суждения, позиции, мнения, не нанося вреда окружающим. Только через толерантное отношение к людям, через принятие многообразия, которое проявляется во всем, через отсутствие доминирования одной позиции человек может получить истинное удовольствие от общения и жизни, процесса совершенствования и развития, преобразования мира в сторону единения, а не разобщенности. Приложение №1
Глоссарий
Эмпатия - (от греч. empatheia — сопереживание) постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер.
Толерантность в социологии (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Интолерантность (лат. into-lerantia — непереносимость, нетерпимость) – нетерпимость.
Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.
Литература:
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.
Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе СПб.: Каро, 2007 – 128с.
Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. — 304 с.
Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. - СПб.: СПбАППО, 2003. с. 165-172.
Попова Н.Н. Толерантность как личностный компонент профессиональной культуры учителя//журнал Сибирский учитель №2 (32) 2004
На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. 255с.
Левченко Е.Г. Особенности проявления толерантности в структуре деятельности учителя // http://festival.1september.ru/articles/313155/
Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: Психология;
Антонова Л.И., Рюмина-Македонова Н.В., Цветкова Н.А. Осознание семантики понятия «толерантность» старшими школьниками // Вопросы гуманитарных наук, №2, 2006
Борисова Л.А., Андреева Т.Л., Борисова О.А. Культура мира и образование: учимся жить вместе. Учебно-методическое пособие. Чебоксары,:ЧГПУ им И.Я.Яковлева, 2007.-143с.