Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности как условие формирования личностных УУД у младших школьников»
Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности как условие формирования личностных УУД у младших школьников
Цели современного образования требуют от учителей не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю нужным использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используется мной на уроках и во внеурочной работе.
В своей педагогической работе стараюсь применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения младших школьников таким образом, чтобы развить у каждого маленького ученика интерес и стремление учиться. Необходимо также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В педагогике и дидактике давно известно, что обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Поэтому создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности является важным условием формирования личностных УУД у младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Главная роль в этом принадлежит учителю. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, умение проектировать УУД в учебной и внеурочной деятельности являются решающим фактором успешного воплощения новых стандартов школьного образования.
Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие с учениками, где обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки детей.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют целеобразование как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в современном мире
Современные ученые выделяют три вида личностных действий:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
В тексте Государственного Федерального стандарта дается определение каждому виду личностных действий.
• Самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
• Смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва.
•Нравственно-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные образовательные технологии в комплексе.
Одной из самых эффективных образовательных технологий считаю создание ситуации успеха на уроках.
Создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности поможет сделать современного младшего школьника самым деятельным участником социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.
В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
В школе ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у учащихся постоянного ощущения успеха.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.
Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.
Важно и необходимо различать содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. С. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную и внеурочную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.
Современные ученые предлагают такой ряд педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.
2.Формирование социально-психологической атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке.
Во время конструирования ситуации успеха придерживаюсь следующих советов.
Следует ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;
при оценке деятельности детей следует хвалить исполнителя, а критиковать само исполнение;
Требуется знакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
Расширять круг положительного общения путем включения детей в микрогруппы;
Побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
Стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
Способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.
На своих уроках я ставлю цель – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка.
Современные психологи и педагоги считают, что именно урок является индикатором реализации всех требований ФГОС.
Считают, что современный урок – это такой урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, такой урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним, он должен пережить ситуацию успеха,такой урок, на котором ребенку интересно.
Любовь к детям и оптимистическая вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлением демократизации отношений: правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют созданию ситуации успешности на уроке, формированию устойчивого интереса к учению.
Урок, приносящий удовлетворение учителю и радость познания детям – это урок, на котором грамотно сочетаются разные виды педагогических технологий, взаимодополняющих друг друга. На своих уроках и во внеурочной деятельности применяю разные виды педагогических технологий.
– технология проблемного диалога. Она стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
–ИКТ-технологии, которые позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
– технология ситуативного обучения. Она формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
– технология продуктивного чтения, которая формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
– технология уровневой дифференциации, которая формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели у учащихся.
Для меня любой урок – это, прежде всего, творчество, поэтому на своих уроках стараюсь пробудить интерес к изучаемому предмету, не просто осуществляя передачу знаний и умений, но и укрепляя веру в свои силы у каждого ученика, независимо от его способностей, используя для этого современные образовательные технологии, грамотно адаптируя их в соответствии с педагогической ситуацией на уроке, создавая ситуацию успеха для каждого.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Список литературы
Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.
Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д.,Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/":// HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/"festival HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/".1 HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/"september HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/". HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/"ru HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/"/ HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/"articles HYPERLINK "http://festival.1september.ru/%20articles/627401/"/627401/.
Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. – М.: «Всё для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. – С. 4-6.
Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival. 1september.ru/articles/625419/.
Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.
Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431. [Электронный документ]: http://www.moluch. ru/archive/39/4654/.
Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.
Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.