kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совместная работа учителя начальных классов и воспитателя ГПД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сттья содржит практический материал по организации рботы учителя и воспитателя ГПД

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совместная работа учителя начальных классов и воспитателя ГПД»

УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД: ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА!


Сербулёва Людмила Викторовна,

воспитатель группы продлённого дня

Муниципального общеобразовательного

учреждения

«Начальная школа № 5 города Макеевки»»

« Объединяться вместе — начало,

быть вместе — прогресс,

работать вместе — успех»

Генри Форд

ГПД как значимая педагогическая система

Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вносить необходимые коррективы в свою работу. Такие серьезные задачи, как формирование личности ребенка и его успешная социализация можно и нужно решать не только на уроках. Группа продленного дня всегда была и остаётся отличным помощником родителям и учителям. Недаром один из основных вопросов, задаваемых родителями при поступлении в школу, является вопрос о наличии такой группы. Это очень значимая педагогическая система, придуманная более 40 лет назад.

В процессе положительных преобразований личности должны принимать участие, как учителя начальных классов, так и воспитатели групп продленного дня. Очень важным моментом для успешного обучения детей является их тесное сотрудничество.

Планироваться может не только учебная деятельность. Усилия учителя и воспитателя должны быть направлены также и на личностный рост ребенка, ведь существует множество других видов деятельности, кроме учебной:

  • досуговая;

  • бытовая;

  • физкультурно-оздоровительная.

Ответственность за ребёнка в равной степени несут воспитатель, учитель, а также родители.

Педагогический дуэт учителя и воспитателя

Пребывание ребёнка в группе продлённого дня должно не только повышать уровень учебных умений ребёнка, но также способствовать его полноценному физическому, умственному, духовному развитию. Самым первым и очень важным правилом является единство требований учителя и воспитателя. Именно потому в начальной школе необходимо держать связь между этими звеньями.

Совместная работа учителя начальных классов и преподавателя группы продлённого дня заключается в следующем:

  1. Формирование группы продленного дня.

  2. Планирование учебно-воспитательной работы и дальнейшая её организация.

  3. Помощь в создании и развитии у детей необходимых умений.

  4. Участие в методической работе.

  5. Взаимообмен опытом.

  6. Организация работы с родителями учащихся.

Объектом для работы является процесс развития познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня. Изменение результативности в положительную сторону - основная задача подобных изменений. Очень важное условие - единство требований на уроках и в группе. Это касается не только домашних заданий, но и общих требований, а также поведения детей,

Самое основное звено, где требуется полное взаимопонимание – это, конечно же, выполнение домашних заданий в группе. Результат, достигнутый учеником в ходе урока, должен быть закреплен, именно поэтому дается домашнее задание, предполагающее самостоятельную работу над пройденным материалом.

Воспитателю в своей работе следует учитывать такие факторы:

  1. Уровень умений и навыков каждого конкретного учащегося.

  2. Степень развития умения работать самостоятельно.

  3. Возраст детей.

  4. Индивидуальные особенности каждого ученика.

Учитель осуществляет в первую очередь контроль учебной деятельности, задача же воспитателя – организовать выполнение домашних заданий. Здесь сотрудничество учителя и воспитателя должно быть особенно тесным, поскольку речь идет о формировании у ребенка навыков самостоятельной работы. По своей сути организация самоподготовки в группе похожа в некоторой степени на урок.

Задача учителя на уроке - максимально инструктировать детей по выполнению работы, а также рассказать, на что следует обратить особое внимание, как выполнить задание наиболее оптимальным способом. В ходе самоподготовки основная функция, как ни странно, именно воспитательная. Нужно приучить детей к определенному порядку выполнения работы, аккуратности, а также к рациональному использованию времени, ведь домашнее задание рассчитано на вполне конкретный временной промежуток.

Важно, чтобы ребенок понимал всю необходимость доведения начатого дела до конца. А для этого воспитателю необходимо вместе с учителем сформировать у него положительное отношение к учебе и высокую мотивацию.

Мои рекомендации коллегам

Мой личный опыт работы воспитателем в течение 15 лет в МОУ «Начальная школа № 5» свидетельствует о том, что совместная работа учителя и воспитателя группы продленного дня может стать отличным способом развития у учащихся познавательной деятельности.

Учителю и воспитателю совместными усилиями нужно донести до родителей информацию о том, что в группе продленного дня выполняется наиболее масштабная часть домашнего задания, Некоторая его доля переносится домой, и это вполне нормально. Например, заучивание стихотворений требует тишины и сосредоточенности, что в условиях группы практически невозможно. Дети работают в различном темпе, поэтому и объем выполненного в группе домашнего задания в некоторых случаях может быть неполным, и требует дополнительной работы дома с родителями. За выполнение заданий в равной степени несут ответственность учитель, воспитатель и родители ребенка.

Вопрос последовательности выполнения заданий я оговариваю с учителями детей, посещающих группу продленного дня, ведь во многом выбор зависит от особенностей самого ребенка. В ходе многолетней работы и наблюдений я пришла к выводу, что не всегда целесообразно начинать выполнение домашнего задания с письменных предметов, как это часто делается. Например, самоподготовку во втором и третьем классе иногда имеет смысл начинать с выполнения заданий по чтению в том случае, когда дети одного класса владеют навыками чтения на высоком уровне.

Вполне закономерно, что в группе есть дети с пробелами в знаниях. Как правило, им тяжело организовать самостоятельную работу. В этом случае очень существенную роль будет играть помощь учителя. Он, как никто может подсказать, как ученик способен выполнять работу, и на что следует обратить внимание. Хорошо, если учитель поможет после уроков отстающему ученику - это существенная помощь воспитателю. Индивидуальная работа воспитателя с ребенком в группе бывает периодической. Она проводится в том случае, если у ученика возникают затруднения в ходе самостоятельной работы.

Давно известна истина: «Хочешь научиться сам - научи другого». Это я применяю в своей работе со слабыми учениками. После моего инструктажа назначается помощник из числа успевающих детей, который помогает отстающему. Очень важным условием является то, что оказывается лишь консультативная помощь, помощник не должен выполнять задание за своего подопечного.

Не раз за годы работы я убеждалась, что большую роль играет поощрение детей за достигнутые успехи. Главное - дать понять ребенку, что он справиться с заданием, что оно ему по силам, стоит всего лишь приложить старание. Кроме того, навыки, полученные во время самостоятельной работы в группе продлённого дня, пригодятся ученику и на уроках в дальнейшем.

Тем, кто сделал домашнее задание раньше других, можно предложить на выбор помощь другу или спокойные игры. Ученики второго, третьего класса могут оказывать помощь не только одноклассникам, но и учащимся первого класса.

Очень важной ступенью является самопроверка. Хорошо, если такой способ используется не только воспитателем, но и учителем на уроках. В этом случае навык будет быстрее сформирован, и процесс будет проходить легче. Со способами самопроверки может знакомить детей учитель, а поддержать и развить это умение - воспитатель ГПД. Он, как и его коллега, является организатором учебной деятельности, поэтому полностью должен продумывать ход самоподготовки. Воспитатель может прогнозировать возможные трудности в работе детей, и так же, как учитель, способствовать их устранению.

Средством обмена для достижения желаемого результата могут быть не только личные беседы, но также и классный журнал, тетради и дневники учеников, а также журнал группы продленного дня. В нашей школе практикуется такой способ: периодически учитель на листочке или в специальной тетради выписывает, на что необходимо обратить внимание мне и родителям ребенка. Это иногда позволяет экономить время, ведь не всегда есть возможность провести личную беседу с преподавателями по поводу каждого из учеников.

Учителю желательно своевременно информировать своего коллегу о заданной детям работе. Отличным помощником может стать журнал взаимосвязи, в котором будет происходить обмен информацией. Не только учитель может в ней давать рекомендации по выполнению задания. Воспитатель может вносить поправки, оставлять свое мнение в том случае, если задание оказалось непосильным для детей или, наоборот, слишком легким, ведь он каждый день видит объём и содержание заданий. Желательно, чтобы воспитатель мог посещать иногда уроки. Это даёт возможность понаблюдать за деятельностью учителя и учащихся. Он может вносить коррективы в свою работу, основываясь на собственных наблюдениях. Взаимопосещение занятий - весьма успешный метод, как показывает моя многолетняя практика. Это позволяет не только обнаружить некоторые недостатки в работе преподавателей, но и существенно обогащает опыт каждого из них.

Учитель организует учебную деятельность на уроке. Успешность в усвоении материала во многом будет зависеть от того, насколько правильно учитель изложил во время урока материал, позаботился о том, чтобы его содержание было понятно каждому ученику. Воспитатель логически продолжает эту работу в группе. Задача учителя - выбрать подходящее для детей домашнее задание. Задачей же воспитателя будет выбор наиболее рациональных форм организации деятельности. Это может быть самостоятельная работа при выполнении домашнего задания, любая творческая работа.

Немаловажную роль играет организация отдыха детей в ГПД. Здесь учитель должен ознакомить воспитателя с состоянием здоровья детей, чтобы тот мог правильно организовать подвижные игры, а в некоторых случаях избежать возникновения проблем со здоровьем у некоторых учащихся.

На мой взгляд, очень существенным фактором в совместной работе является следующий: воспитатель не должен ощущать, что играет второстепенную роль по отношению к учителю. Особенно важно, чтобы такого несоответствия не наблюдали сами ученики. Статус воспитателя должен находиться на должном уровне. Только пребывая на равных с учителем, воспитатель может правильно выстраивать свою работу.

Взаимодействие начинается с построения доверия. Только в этом случае сотрудничество сделает работу эффективной. Все великое не делается в одиночку, оно создается командой людей.



Использованная литература:

1. Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Берсуцкий Н.Л. и др. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня. – М.: Просвещение,1988. – С. 16.

2. Визгерд Я.А. Учебно-воспитательная работа в школе. –М.: Просвещение, 1962. – С. 102.

3. Кобзарь Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продленного дня. – Киев: «Радянська школа», 1982. –С. 52.

4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Избранные произведения. – Т.2. – Киев, 1976. – С. 566.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Совместная работа учителя начальных классов и воспитателя ГПД

Автор: Сербулёва Людмила Викторовна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО» "
    ["seo_title"] => string(79) "sistiema-otsienki-planiruiemykh-riezul-tatov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "232866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442936238"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) ""Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида " "
    ["seo_title"] => string(160) "sotsializatsiia-uchashchikhsia-s-tiazhioloi-umstviennoi-otstalost-iu-i-slozhnoi-strukturoi-diefiekta-v-usloviiakh-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "214509"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432318063"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация "Развитие познавательных интересов обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-obuchaiushchikhsia-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "238928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444670396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства