Просмотр содержимого документа
««Семья как фактор социализации ребёнка»»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Семинар на тему:
«Семья как фактор социализации ребёнка»
Выполнила:
Пешкова Вероника,
Студентка 2 «А» группы
Проверила:
Пузыревская А.Ю.
.
Камышлов,2016г.
План:
Понятие «социализация»;
Понятие «семейная социализация»;
Средства социализации;
Признаки социализированния;
Задачи школы в процессе социализации;
Задачи семьи в процессе социализации;
1.Понятие «социализация»
Автором термина «социализация» применительно к человеку является амер.социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Социализация - процесс и результат становления индивида социальным существом. (Мудрик А.В.)
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
2.Понятие «семейная социализация»
Первоначально самого понятия «семейная социализация» как такового не существовало. Его содержание раскрывалось через понятие «первичная социализация», т.е. семья и главным образом родители, составлявшие непосредственное окружение ребенка рассматривались как участники взаимодействия, общения, в ходе которого осуществляется научение ребенка чему-то новому, нормам и ценностям; как фактор, оказывающий влияние на процесс социализации. Примерно в 1960-е гг. семья стала рассматриваться как важнейший социальный институт первичной социализации. Появились также такие понятия как «первичная семейная социализация» (Л.В.Котенко), «семейная социализация как приобщение к опыту семейно-родственных поколений» (А.И.Антонов). Начиная с 1996 г. в отечественной литературе понятие «семейная социализация» именно в таком виде стал употребляться в качестве обозначения глав или параграфов учебников и учебных пособий по социологии семьи, но чаще всего определение его оставалось «за кадром», за редким исключением. Приведу в качестве примера одно из определений семейной социализации, данное в статье Поспеловой Т.Г.: семейная социализация «представляет одно из направлений социализации, обеспечивающее включение молодежи в сферу брачно-семейных отношений, и осуществляется различными агентами, в первую очередь родительской семьей».
Семейная социализация - это процесс, в ходе которого осуществляется подготовка к будущим семейным ролям, с другой стороны, это влияние, которое оказывает семья на формирование социально компетентной личности (индивидуальной структуры личности).
3.Средства социализации
Средства социализации – это набор средств, специфичных для определенного общества, определенного социального слоя, определенного возраста.
Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного этноса и общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста, социализируемого. К ним можно отнести:
- способы вскармливания младенца и ухода за ним;
- язык и речь агентов социализации;
- формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;
- окружающие человека продукты материальной культуры;
- элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);
- стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;
- методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;
4.Признаки социализированния
Признаки социализации личности: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира, адаптируемость личности, ее типичное поведение, образ жизни, социальная идентичность, независимость личности, уверенность, самостоятельность.
Специфика семейной социализации состоит в том, что в данном процессе представлено три позиции: окружающий мир, взрослый и ребенок, каждый из них занимает позицию субъекта.
5.Задачи школы в процессе социализации
Основными функциями (задачами) школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В. Мудрику следующие:
· приобщение человека к культуре общества;
· создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;
· автономизация подрастающих поколении от взрослых;
· дифферентация воспитуемых в соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.
Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности, которые чаще всего и формируются в микросреде подростка, в том числе и в школе. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, относятся:
· ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
· честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;
· наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
· инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;
· способность размышлять, взвешивать и воля;
· готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств абсолютных. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, которая способна стать полноценным и полезным членом общества. Школа, являясь для ребенка, независимо от его возраста, является «колыбелью» для взращивания определенных качеств личности. Уже неоднократно подчеркивалось о рассогласованности требовании семьи и школы, школы и общества. Так вот, если взрослый может самостоятельно найти выход из многообразия предъявляемых требовании, то ребенок нет. Школа, как один из факторов социализации организует процесс направляемой и стихийной социализации одновременно, становясь ведущим источником информационного обеспечения для ребенка, поскольку в ней (школе) сосредоточено общение с взрослыми - педагогами и сверстниками - детьми. Соответственно осуществляется двухканальный обмен социальным опытом, передачей знании, умении, навыков, формирование определенного стереотипа или модели поведения ребенка.
Роль школы в процессе социализации:
В процессе социализации индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей. Существуют следующие стадии социализации:
1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.
2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.
Цель воспитания и социализации личности учащегося школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
По каким бы программам ни работала школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника.Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать. Но мы не должны забывать, что образование в обществе несет на себе двоякую функцию. С одной стороны, оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой –должно обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества. Каким же должен быть современный выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира?
Был создан следующий психологический портрет: «Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий», что соответствует ключевым компетенциям выпускника школы, выдвинутым Советом Европы.
Сегодня особо значимыми качествами становятся:
· самостоятельность
· умение делать выбор и брать за него ответственность
· инициативность
· стрессоустойчивость
· умение преодолевать ситуацию неуспеха
· профессиональная мобильность
Сегодня перед школой, как социальным институтом, основная задача которого в обеспечении «подготовки новых членов общества», а, точнее, в обеспечении бесконфликтного и эффективного вхождения молодого человека во взрослое сообщество, стоят кардинально иные задачи.
Мы должны помнить о том, что социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка. Успешная социализация в школе:
- школьное самоуправление
- участие в различных программах
-сотрудничество с учреждениями социума
-Кружковая работа
-Школьная газета
-Работа с родительской общественностью
Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных
социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности.Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающий стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование.
Древнегреческая мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни».
Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то он почувствует гордость за себя, за свою культуру, за свой народ, будет социально значимым для своего общества.
6.Задачи семьи в процессе социализации
В.А. Сысенко
Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами. Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности.
Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки н способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп. В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально- психологической адаптации к различным группам и коллективам. Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие члены семьи. По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений. Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.
Роль семьи в процессе социализации младших школьников
Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации. Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит в конечном итоге и состояние государства.
Расширение мира ребенка происходит непрерывно, хотя и неравномерно, ускоряясь такими важными для него событиями, как поступление в первый класс, вступление в различные клубы, посещение внешкольных занятий, участие в рискованных вылазках за пределы ближайшей округи. По мере того как происходит расширение социального мира детей, они начинают все отчетливее и полнее сознавать конфликты и напряженную обстановку в собственных семьях. Многие дети становятся свидетелями семейных конфликтов в своей семье или семьях соседей. Дети, которые на себе испытали последствия развода родителей, безотцовщины или жестокого обращения, должны научиться справляться со своими бедами и несчастьями. И то, как они с ними справляются, выливается в устойчивые формы социального и эмоционального поведения, которое влияет на их личность.
Растущая общность детей со сверстниками оказывает существенное влияние на их представление о себе и о своем месте в обществе. Более широкий жизненный опыт открывает детям сложности семейных и дружеских взаимоотношений, а также учит тому поведению, какого от них ожидает общество. Помимо этого, такой опыт подготавливает почву для развития у детей моральных суждений.
Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей младшего школьного возраста. В современном мире растет понимание семьи как фактор развития ребенка и развития общества в целом. Взаимодействие детей с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим их миром. Они усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения, и достигают этого разными способами. Родители, старшие братья и сестры, с одной стороны, служат моделями поведения, - как подобающего, так и неподобающего, - а с другой стороны, поощряют или наказывают детей за их поведение. Расширяющиеся познавательные способности позволяют детям овладеть широким спектром социальных норм и правил - как писаных, так и неписаных. Наконец, социальное научение происходит в контексте отношений, которые складываются по-разному: иногда они близкие и прочные; иногда - вызывающие беспокойство и тревогу; а порою - откровенно конфликтные.
Младшее школьное детство – это период (7-11 лет), когда происходит процесс развития индивидуально-психологических и формирование социально-нравственных качеств личности. Для этого возраста характерны: -доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка; - доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов ребенка; возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой. Ведущей является учебно-познавательная деятельность, а в связанном с ней общением ребенка с взрослыми и сверстниками заключаются основы нравственной позиции индивида. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличии от игры имеют определенную цель. Однако полностью отказаться от игры в этот период нельзя, так как игра остается ведущим способом интенсивного и успешного овладения различными ролями, т.е. в этот период центральными факторами социализации являются идентификация и имитация. Если же ребенок не имеет достаточного опыта выполнения ролей, то это приводит к задержке социализации и влияет на полноценное выполнение им собственных социальных ролей.
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным. Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.
Воспитывать своих детей мешает усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж точно займется своим ребенком всерьез.
- Неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».
- Общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и вне учебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.
- Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.). Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.
Список литературы:
Интернет – документы:
Взаимодействие социализации и семьи // Семейная социализация: междунар. Науч. пед. интернет – журн. 21.10.04. URL: http://www.safepsychology.ru/pcofs-11-1.html (дата обращения: 17.02.16).
Становление психологии как области знаний. Определение групповой сплочённости // Признаки социализации личности. 18.09.03. URL: