Самоуправление как способ социализации обучающихся
Самоуправление как способ социализации обучающихся
Самоуправление – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности ребенка, который даёт возможность его физическому, психическому и духовному развитию. Суть самоуправления заключается в формировании социально-активной личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, систему отношений в любой сфере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самоуправление как способ социализации обучающихся»
Самоуправление как способ
социализации обучающихся
воспитатель
Жульнитова Н. С.
Самоуправление – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности ребенка, который даёт возможность его физическому, психическому и духовному развитию. Суть самоуправления заключается в формировании социально-активной личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, систему отношений в любой сфере.
В воспитательной группе № 2 организовано ученическое самоуправление.
Цель самоуправления:формирование навыков успешной социализации ребёнка в условиях школы-интерната средствами детского самоуправления. Задачи:
- самораскрытие и самореализация личности каждого ребёнка;
- развитие творческого потенциала воспитанников группы;
- умение планировать общественно-полезную деятельность, рационально использовать рабочее время, вести учет результатов труда.
Ученическое самоуправление в воспитательной группе организовано следующим образом.
Руководителем самоуправления является педагог, который способствует организации работы самоуправления. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, ребята не могут сами, без помощи и поддержки взрослого, построить жизнь. Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых воспитанники группы проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность, активность.
Ежегодно в начале учебного года воспитатель проводит собрание воспитанников группы, где выбирается актив и председатель группы. Председатель представляет интересы воспитанников группы. Совет воспитанников во главе с председателем назначают ребят, ответственных по секторам: консультантов по учебным вопросам (сектор «Наука и образование» – Роксана Х.), ответственных за санитарное состояние жилого помещения и соблюдение норм личной гигиены (сектор «Трудовые дела и дежурство» Христиан Н., «Забота» – Кирилл Б., Данияр Ф.), за организацию досуга (сектор «Досуг» – Роксана Х.), ответственных за организацию здоровьесберегающих мероприятий (сектор «Спорт и здоровье» – Ян Н.), консультантов по правовым вопросам (сектор «Безопасность и правопорядок» – Настя М., Руслан Ю., «Пресс-центр» – Роксана Х., Ян Н.). В соответствии с избранной должностью каждый ребенок выполняет свое поручение. Также старшие воспитанники группы являются членами штабов самоуправления школы «Вожатский круг».
Воспитательная группа имеет название («Росток»), девиз (Человеком быть трудно, стать Человеком – большая работа) и эмблему.
На заседаниях правительства ребята принимают Законы группы, составляют график дежурств по объектам, планируют мероприятия и акции на учебный год.
Консультируясь с воспитателем, дети организуют мероприятия, трудовые дела, в том числе и волонтерскую работу (помощь ветеранам).
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах: - участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
- организация творческих дел и дежурств на объектах;
- деятельность советов дел.
Работа ученического самоуправления рассчитана на детей в возрасте 10 – 15 лет, так как именно в этот период формируется система социально-значимых черт человека, определяется его включенность в общественные отношения. Происходит осознание своего «я», осмысление своего места в жизни, идёт активный поиск нравственных ориентиров.
Работа по самоуправлению идет по трём направлениям:
Сплочение детского коллектива.
Выработка организаторских и лидерских качеств личности.
Проведение коллективных творческих дел по интересам детей.
В результате работы ученического самоуправления ожидается следующее:
создание в группе воспитательной среды, обеспечивающей условия самоутверждения, самопроявления, самостоятельности, инициативы воспитанников;
создание сплочённого детского коллектива, способного планировать свою работу и реализовывать намеченные планы;
установление добрых, уважительных взаимоотношений между членами детского коллектива;
адаптация воспитанников к изменяющимся условиям жизни через работу в детском коллективе;
формирование лидерских качеств воспитанников: ответственность, самоконтроль, творческое отношение к делу.
Дети в воспитательной группе активные, дружные. Старшие ребята заботятся о младших, с уважением относятся к взрослым. Ребята оказывают помощь воспитателю во время подготовки домашних заданий, под руководством педагога организуют коллективные творческие дела, прогулки, работу с детьми «группы риска».
Воспитанники группы № 2 участвуют в самоуправлении в пределах возрастных компетенций, деятельность определяется воспитанниками самостоятельно, педагог оказывает лишь консультативную помощь.