Просмотр содержимого документа
««роль семейного чтения в формировании личности ребенка»»
Статья на тему «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Ягудина Р.И.
Учитель русского языка и литературы, педагог- психолог МБОУ «Нурлатская СОШ Зеленодольского муниципального района РТ»
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье родители и дети связаны духовной общностью. Осуществляя социальную функцию, она формирует личность ребенка в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Социализация детей в семье зависит от межличностных отношений, авторитета родителей.
Важным условием существования семьи являются взаимоотношения ее членов, зависящие прежде всего от традиций общения, от личных качеств, характера родственников.
Существует понятие «коллективизм семьи», который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность, добросовестность, трудолюбие, где дети помогают взрослым, труд взрослых является жизненной потребностью, где все проблемы решаются совместно. Создание такой семьи – это обязанность всех взрослых.
Слово «семья» неотделимо от слова «дом». Это место, где собирается родные люди, объединенные общими интересами, традициями, занятиями. Но не в каждой семье царят гармония, взаимопонимание, любовь, не в каждой семье растут воспитанные, всесторонне развитые дети.
Одним из средств гармонизации внутрисемейных отношений является семейное чтение. Оно было неотъемлемой частью жизни дворянских семей в России 19 века, о котором с большим уважением писали великие русские писатели и поэты: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.
«… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное, » - так передает атмосферу семейного чтения российский учёный И. Бестужев – Лада.
Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.
Отрадно, что в последнее время растет интерес к возрождению традиций семейного чтения. Он возник в обществе не случайно. Если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культ книги в угасает, досуге семьи все больше места занимают телевидение и компьютер.
Многие современные родители утверждают, что в век высоких технологий нет никакой надобности тратить время и средства на возрождение давно устаревшей традиции, забывая о том, что чтение в семейной среде играет очень важную роль не только в воспитании детей, но и в объединении членов семьи, создании атмосферы высокой культуры, доверия, взаимопонимания, творчества. Родители, которые не любят читать и не осознают важность чтения, не в состоянии помочь своим детям полюбить книги.
Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым и желанным. Не зря воспоминания об этих счастливых моментах остаются в памяти человека на всю жизнь.
В процессе семейного чтения и взрослые, и дети объединяются для размышления над прочитанным произведением, каждый участник имеет право высказать свое мнение, проявить свои чувства, задать вопросы, даже создать образ литературного персонажа. Это помогает ребёнку расти нравственно, духовно, эмоционально и творчески, одновременно сближает круг родных людей, делает их единомышленниками и друзьями.
Взрослые должны позаботиться о правильном подборе материала для семейного чтения, об эмоциональном оформления помещения ( свечи, подсветка, музыка), о технических средствах (презентации, мультфильмы, грамзаписи, кадры из кинофильмов и др.) Самое главное, чтобы это занятие было интересным, увлекательным, запоминающимся, превратилось в оригинальный ритуал, а не в нудное и скучное мероприятие, на котором ребенок обязан присутствовать по требованию родителей. Для каждого члена семьи эти заветные часы у семейного очага должны быть самыми прекрасными мгновениями общения, радости, приятным и полезным для души и ума занятием.
Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали в их семье, и будут читать своим детям. Так будет продолжаться славная традиция, укрепляющая семью.
Успешная модель семейного чтения - это когда все члены семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.
Проблемы отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед учителями начальной школы и библиотекарями. Они опираются на программы, где содержатся списки произведений для изучения на уроке и внеклассного чтения. Задача учителя начальных классов - просветительская работа с родителями по организации семейного чтения.
В начале учебного года проводится родительское собрание по теме «Организации семейного чтения», где учитель знакомит родителей с планом совместной работы по данному направлению воспитательной деятельности, предлагает список произведений для семейного чтения. Ежемесячно после завершения в семье чтения предложенных книги в классе проводится внеклассное мероприятие совместно с членами семьи.
Прочитав в семейном кругу рекомендованные учителем произведения, вся семья готовится к запланированному заранее внеклассному мероприятию в школе: создают инсценировки, костюмы, рисуют иллюстрации, готовят презентации и др. Вся семья объединяется в творческой деятельности. Родители являются не простыми зрителями, а участниками этих событий, посвященных книгам. Дети могут увидеть их способности, а это рождает чувство гордости и уважения к членам своей семьи. Эту работу необходимо системно и последовательно продолжать и в средних классах.
Семейное чтение прививает интерес детей к книге. Родители показывают им образец культурного чтения, помогают правильно понять текст, объясняют непонятные слова и понятия. Это полезное занятие дает возможность обсудить вместе с ребенком прочитанное, правильно направить мысли, установить причинно-следственные связи, расширить его кругозор.
Во время семейного чтения происходит важный момент социализации ребенка – дружеское, доверительное общение с другими членами семьи. Ежедневное получасовое совместное чтение помогает привить у ребенка любовь к познанию, сохраняет и развивает семейные традиции.
Семейное чтение имеет большое образовательное и воспитательное значение, является чудодейственной силой, способной затронуть самые тонкие струны души, объединить людей разных поколений, оказать огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие детей.
Литература
1. Безрукова С.В. Я люблю читать: книга для детей и родителей. Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146
2. Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.72
3. Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.166