Роль классного руководителя в воспитании школьника
Роль классного руководителя в воспитании школьника
Классный коллектив - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, свою особенность. Я, как любой классный руководитель, планирую и провожу работу в классном коллективе согласно Концепции воспитания подрастающего поколения и плану воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в воспитании школьника»
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, творчества и самотворчества и самоуправления.
Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников.
Классный коллектив - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, свою особенность. Я, как любой классный руководитель, планирую и провожу работу в классном коллективе согласно Концепции воспитания подрастающего поколения и плану воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
Организация воспитания учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществлялась по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Цель классного руководителя – воспитание активного, инициативного человека, имеющего твёрдую гражданскую позицию, способного к постоянному самосовершенствованию, к жизненному самоопределению.
Для достижения цели необходимо решение конкретных задач:
развивать познавательную активность учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности;
предоставлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации;
развивать у учащихся чувство долга и ответственности перед собой и обществом;
воспитывать нравственные качества;
формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности;
формировать навыки здорового образа жизни.
Эти задачи реализовывались в течение года с помощью классных часов, бесед, конкурсов и соревнований, анкетирования и диагностики, выездных мероприятий. Проводились занятия по гражданскому воспитанию, нравственно-эстетическому, занятия, направленные на формирование здорового образа жизни. План воспитательной работы в целом выполнен. Учащиеся старались принимать участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. Положительная динамика наблюдалась в творческой деятельности: ребята с удовольствием принимали участие в творческих делах класса и школьных мероприятиях. Значительно возросла потребность заниматься самовоспитанием и самообразованием. И это понятно, так как ребятам предстоял серьёзный жизненный выбор: сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗы.
В моём выпускном классе было всего 20 человек: 14 девочек и 6 мальчиков. В данном коллективе все ребята были демократичны: не боялись высказывать своё мнение, умели отстаивать свои права. Всегда наблюдалось стремление к взаимоподдержке, взаимопомощи в трудных ситуациях. Ребята с интересом принимали участие в жизни и деятельности класса, потому что чувствовали потребность в эмоциональных контактах, потребность в самоутверждении и самореализации. Следует отметить, что у учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны умеют реагировать адекватно, принимая советы и замечания окружающих. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, со взрослыми. Повысился уровень самостоятельности, начала развиваться культура жизненного самоопределения.
Обучение в 11-ом классе сопровождается формированием у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности. В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и в самоопределении, построении жизненных перспектив. Социально-психологический микроклимат в классе на протяжении всего года был благоприятным. Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива, в классе не было отдельных группировок, а существовал единый круг общения: ребята жили интересами коллектива, старались больше времени проводить друг с другом, в классном коллективе. Делу сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий, бесед, выездные мероприятия, экскурсий в музеи, в театры.
Большую роль в воспитании учащихся оказывают традиции. Учащиеся класса принимали активное участие во всех школьных традиционных мероприятиях:
Поход «Золотая осень»
День здоровья
День самоуправления в День учителя
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Новогодний бал-маскарад
Единый День Профилактики
Смотр песни и строя
«А ну-ка, мальчики!» и «А ну-ка, девочки!»
Фестиваль «Дружба народов»
Фестиваль патриотической песни
Конкурс «Нет СПИДу, алкоголизму, табакокурению, наркомании!»
Праздник Последнего Звонка.
Нужно отметить, что воспитание и социализация школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания школьников.
В системе повышения педагогической культуры родителей я использовала следующие формы работы:
родительское собрание;
семейная гостиная;
встреча за круглым столом (индивидуальные беседы);
тренинг для родителей.
Я старалась проводить тематические классные часы, часы общения, индивидуальные беседы с учащимися и классные собрания, для того чтобы как можно лучше обучающийся себя чувствовал в коллективе класса, не был бы лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть. Мы вместе проводили классные часы: «Чуть – чуть о каждом», «Мои одноклассники», «Жестокие игры», «Доброта - это солнце», «Вместе мы сила», «Моё будущее в моих руках» и т.д. Для сплочения ученического коллектива организовывались совместные классные мероприятия с чаепитием, где происходило сближение детей, где они узнавали друг друга с положительной стороны.
С гордостью могу сказать, что мои выпускники все получили аттестаты об окончании школы: 15 человек поступили в ВУЗы, 5 обучаются в техникумах. Наши встречи, хоть и, к сожалению, не такие частые, продолжаются. Мы интересуемся успехами друг друга, делимся впечатлениями, помогаем в трудную минуту. Если дружба продолжается после окончания школы – значит, ВСЁ ЭТО было не зря!