Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 8 классе "Комфортно ли подростку в семье?"»
Родительское собрание в 8 классе
Тема: «Комфортно ли ребенку в семье?»
Цели:
Беседа с родителями, насколько комфортно ребенку в семье;
Проанализировать типичные ошибки, которые допускают родители в воспитании своих детей;
Побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания детей.
План:
Характеристика типов семей.
Анализ ошибок, которые допускают родители в воспитании детей.
Проведение анкеты. Анализ анкеты.
Подведение итогов беседы.
(Перед родительским собранием необходимо провести анкету среди детей «Комфортно ли тебе в семье?»)
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади.
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! «Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эту фразу я взяла из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети», она может рассматриваться как приглашение к разговору. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить: комфортно ли вашему ребенку в семье? Вместе с вами мы попытаемся взглянуть на себя со стороны, хотя это часто бывает непросто. Как родители относятся к своим детям, комфортно и уютно ли ребенку дома, какие проблемы возникают в отношении родителей и детей?
В начале нашей беседы обсудим, какие бывают семьи?
Ученые считают, что все семьи подразделяются на 5 типов.
В семьях первой группы царит взаимопонимание между родителями и детьми. Отношения строятся на взаимном уважении родителей и детей, заботе друг о друге. Конфликты, возникающие между отцом и матерью, матерью и ребенком, быстро разрешаются, не носят затяжного характера. В семье царит мир и доброта. Ребенку хорошо дома. Родители вникают в проблемы детей, проводят с ними свободное время, но не отнимают у них самостоятельности. Как правило, в детях, которые растут в таких семьях, присутствует доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.
Вторая группа семей похожа на первую, но здесь наблюдается пассивное отношение родителей к воспитанию своего ребенка. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. Авторитет родителей в таких семьях невысок. Дети не делятся своими проблемами и переживаниями с родителями, так как не чувствуют поддержки со стороны родителей. У детей наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
В третьей группе семей постоянно происходят конфликты. Отсутствует всякое взаимопонимание между родителями и детьми. Родители унижают детей, не считаясь с ними, навязывают свое мнение ребенку.
Четвертая группа семей – это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Главное правило родителей – «чтоб учился отлично и вел себя хорошо». Отношения между родителями и детьми лишены близости и взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.
Пятая группа семей – это семьи, в которых дети предоставлены сами себе. Родители не принимают никакого участия в воспитании своих детей. Ребенок чувствует одиночество в такой семье.
Классный руководитель обращается к родителям: «Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, а какие отношения у вас в семье? К какому типу семей относится ваша семья?» (Идет обсуждение вопроса).
Наш сегодняшний разговор имеет не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего родительского собрания может стать обсуждение вопроса: «Каковы типичные ошибки в воспитании детей?» одна из проблем в семье – это, конечно, конфликт родителей и детей. Бесконфликтных семей не бывает, но в одних семьях конфликты решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. Это происходит в семьях, где существуют взаимоуважение, где есть авторитет родителей, где родители умеют слушать, а самое главное – «слышать» своего ребенка. В других семьях конфликт может превратиться в «затяжную войну», которая разрушает отношения родителей и детей. Родители не уважают своего сына или дочь, не считаются с ними, навязывают свое мнение, унижают детей. А ребенок, в свою очередь, становится озлобленным.
Каковы же причины конфликтов? Попробуем их сформулировать:
Непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
Чрезмерная забота о ребенке, в нем родители подавляют самостоятельность;
Сами же родители унижают ребенка, а отсюда его агрессивное поведение;
Чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» – частые напоминания о прошлых грехах ребенка;
Разногласия самих родителей по вопросам воспитания – ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
Родителям не нравятся друзья сына или дочери.
Вопрос родителям: «Каковы же пути выхода из конфликта?» (Идет обсуждение).
А теперь давайте сформулируем пути выхода из конфликта:
Уважение родителей к ребенку, как к личности;
Взаимопонимание;
Родители должны принимать ребенка таким, каков он есть, не преувеличивая значения его неудач.
Вывод: ребенку не будет комфортно в семье, где постоянно происходят конфликты.
Проведение и анализ анкет
Учитель предварительно предлагает родителям заполнить анкету. Затем он делает сообщение о том, каким ответам отдали предпочтение их дети.
Классный руководитель сообщает, каково истинное положение дел, т.е. проводит качественный и количественный анализ данных. Анализируются также результаты анкетирования родителей.
Подведение итогов:
Уважаемые родители! Давайте мы с вами сформулируем условия, создающие комфортное состояние ребенка в семье. (Идет обсуждение. Обобщается сказанное учителем и родителями).
Ребенку хорошо в семье, если соблюдаются условия:
Единство требований отца и матери.
Уважение и понимание родителей по отношению к детям.
Поддержка и одобрение ребенка.
Разделение в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Заключительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Мы сегодня попытались проанализировать, как создать комфортное существование вашим детям в семье. Ведь комфорт – это не только материальные блага, но также душевное равновесие и взаимопонимание.
Поговорите с детьми дома. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье.
Учитель раздает заранее подготовленные памятки: «Условия комфортного существования в семье».