Просмотр содержимого документа
«Родители - главные воспитатели (родительское собрание)»
Родители – главные воспитатели.
Влияние семьи на формирование личности ребёнка
(родительское собрание)
Цели.
Формировать ответственное отношения родителей к воспитанию детей и повышать их педагогическую грамотность.
Задачи
Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка
Проанализировать атмосферу родительского дома как фактор воспитания
Раскрыть понятие «социальный опыт ребёнка»
Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей
Вопросы родительского собрания.
Что является главным фактором, влияющим на воспитание и здоровье ребёнка ?
Что такое «социальный опыт» ?
Каким должен быть дом, в котором ребёнок воспитывается гармонично развитой личностью и усваивает полезные привычки ?
Основные понятия.
Родительский дом
Воспитание
Личность
Семейные ценности
Пример
Привычка
Ход собрания
Вступительное слово педагога.
Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема нашего родительского собрания и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье. У вас разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать радостью или горем. Как и что нужно делать, чтобы ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»
2 Мотивация.
Педагог.
Основное влияние на воспитание и здоровье ребёнка оказывает семья. Более двух веков назад об этом написал в своём стихотворении немецкий поэт Себастьян Брант.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
С. Брант
3.Постановка цели. Задачи собрания
Педагог.
Сегодня мы поговорим о влиянии семьи на формирование личности ребёнка, попытаемся ответить на вопросы:
Что является главным фактором, влияющим на воспитание и здоровье ребёнка ?
Что такое «социальный опыт»?
Каким должен быть дом, в котором ребёнок воспитывается гармонично развитой личностью и усваивает полезные привычки?
4.Формирование социального опыта.
Педагог: «Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она является важнейшей средой формирования его личности.
Уважаемые родители, пользуясь своим родительским опытом, постарайтесь выделить факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка в семье.
(Родители высказывают свои предположения. Принцип «свободного микрофона»)
Факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка, можно разделить на три группы:
Микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, постепенное знакомство со сложностями и противоречиями современного мира
Внутри – и внесемейная деятельность
Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Эти факторы составляют ту основу педагогики семейных отношений, о которых А.С.Макаренко писал в «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение (…) А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия» Ребёнок копирует поведение взрослых. Дети видят даже то. Что мы хотим скрыть от них. Вольно и невольно они перенимают опыт своих родителей.
Педагог.
Есть семьи, в которых по большому счёту все хорошо. От чего это зависит? По наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия, уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны, обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к суверенности личности каждого члена семьи.
В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи, начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый заслуживает уважения, и у него есть свои неповторимые особенности. В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга. Рядом с взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.
Послушайте результаты анкеты, проведенной с детьми.
Вопросы:
Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?
один -5ч.(25%)
с семьёй – 15ч.(75%)
Хочешь ли быть похожим на родителей?
да -12ч.(60%)
чуть – чуть – 6ч. (30%)
нет – 1(5%)
Делишься ли с ними своими впечатлениями?
да – 14ч. (70%)
иногда – 5ч.(25%)
нет – 1ч. (5%)
Всегда ли родители справедливо тебя наказывают?
да – 8ч. (40%)
часто – 1ч. (5%)
иногда – 8ч (40%)
не всегда – 3ч. (15%)
Обижаешься ли, если тебя наказали?
да – 1ч. (5%)
чуть – чуть – 9ч. (45%)
нет – 10ч. (50%)
Часто ли тебя хвалят?
да – 10ч. (50%)
иногда -7ч. (35%)
редко – 3ч. (15%)
нет - 0
Что тебе нравиться в родителях?
внешние качества (красота и т.д.) – 6ч. (30%)
внутренние качества (доброта, нежность, ум, строгость и т.д.) – 6ч. (30%)
забота о детях – 5ч.(25%)
чувство юмора – 2ч. (10%)
всё покупают – 1ч. (5%)
Чем любишь заниматься с родителями?
играть ( шахматы, компьютер и т.д.) – 6ч. (30%)
гулять – 3ч. (15%)
культпоходы - 4ч. (20%)
учебная деятельность – 3ч. (15%)
трудовая деятельность (готовить, помощь по дому и т.д.) – 3ч. (15%)
спорт – 1ч.(5%)
ничем - 0
Чем поощряют за хорошую учебу, работу?
устная похвала – 6ч.(30%)
покупки( игрушки, сладости, диски и т.д.) – 6ч. (30%)
играть в компьютер - 4ч. (20%)
прогулка – 3ч. (15%)
целуют – 1ч. (5%)
Можно ли учителю показать анкету родителям?
да – 13ч. (65%)
нет – 7ч. (35%0
Вывод : анкета ещё раз подтверждает, что учащимся младших классов нужна семья. Одним им быть не хочется. Большая часть детей хочет быть похожими на своих родителей. Дети чувствуют заботу о себе. Для себя отмечают лучшие качества родителей ( нежность, мужскую силу, красоту, ум). Они делятся с родными своими впечатлениями и переживаниями. Считают, что почти всегда их справедливо наказывают и часто хвалят. Но всё - таки можно ещё кое - что улучшить. Например : разнообразить досуг детей и совместный отдых.
На заметку родителям: не хотят показывать анкету родителям дети ,которые не всегда делятся с родителями своими впечатлениями или обижаются на наказания родителей.
(Анкеты с разрешения детей учитель раздаёт после собрания и проводит индивидуальные беседы и консультации)
Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая сложная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми. Жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Детям рады не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко, оттого, что им рады.
Все-таки лучшие минуты, часы с детьми – это когда мы вместе, равноправны, счастливы, и всякая самая простая радость жизни: прогулки, угощение, хорошая книга – удесятерятся оттого, что мы разделяем ее с сыном или дочерью. Папы и мамы, которые это умеют – самые лучшие, самые замечательные педагоги. Одна мама призналась, что, даже когда в школе училась, не радовалась школьным каникулам так, как сейчас радуется каникулам сына. Придумывает, куда поехать вместе с ним, пойти, какую книгу почитать.
Ваше собственное поведение – решающая вещь. Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.
Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, это постоянное общение с детьми. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.
5.Внутрисемейные отношения и семейные традиции.
«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел ввиду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка – это то место, где он усваивает уроки народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом. Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека.
Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.
Узнавание рисунков
Хорошо, что в большинстве семей моих учеников дело обстоит не так. Ребята с удовольствием рассказывают как они с родителями проводят свободное время, как проходят семейные праздники. Какие в их семьях есть традиции . Например, в семье одного ученика папа каждое воскресенье печёт блины, в другой семье каждое день рождение ребёнка отмечается спортивными соревнованиями, в третьей каждый праздник это обязательный выход в учреждения культуры нашего города..
К собранию ученики 1 класса нарисовали рисунки на тему «Праздник в моём доме». Рисунки не подписаны.Сейчас я попрошу родителей подойти к выставке и узнать рисунок своего ребёнка.
(Проводится “узнавание рисунков” родителями и те, кто правильно отгадал – получают “рисунок”)
-Как вы узнали рисунок своего ребёнка? (Рефлексия родителей по кругу)
- А теперь подумаем вместе, почему кому – то было трудно выполнить это задание.
(Ответы родителей)
Возможно дело в том, что на рисунках нет разнообразия. В основном дети рисовали украшенную комнату, накрытый стол, угощения, торт и цветы. По-видимому, дети кроме старой русской традиции «посидеть за столом» больше ничего не запомнили. Вот и получилось, что один праздник ничем не отличается от другого. Это наглядный пример и ещё один повод задуматься о наших семейных праздниках и традициях. Как сделать праздник незабываемым ? Подумаем об этом вместе и на ближайшем родительском собрании подготовим проект праздника «День рождения ребёнка».
6.Семейные ценности
Итоги анкеты волшебный цветок.
Учащимся предлагается лепесток цветка. Каждый школьник на одном лепестке пишет то, что больше всего ценит в жизни. Затем учитель собирает цветки с учётом ранжирования ценностей.
Во время подготовки к собранию первоклассники готовили для вас подарок – это волшебный цветок семейных ценностей. Не просто было им объяснить что это такое. На вопрос : «Что самое ценное в их жизни?» ребята не задумываясь, и почти хором ответили: «Мама». Это ещё раз подчёркивает ваше огромное значение в жизни ребёнка. Все лепестки на которых ребята написали, что больше всего ценят в жизни я поделила на три группы.
2 группа ценностей – здоровый образ жизни (15%): чистота, здоровье, спорт
3 группа ценностей – материальные блага (15%): деньги, золото, машина
Вывод: первоклассники ещё не совсем готовы определять ценности в жизни, не умеют чувства выразить словами, но на первое место всё же ставят духовно нравственные качества.
Мало кто говорит детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.
7.Подведение итогов.
Упражнение «Строим дом»
Уважаемые родители, подводя итоги сегодняшнего собрания ,давайте построим дом в котором ребёнку будет уютно и тепло. Подумайте, что будет фундаментом вашего дома, что является главными кирпичиками, какие ценности вы впустите в свой дом, а каким вход в ваш дом закрыт.
Работа проходит в группах. Родителям предлагается рисунок дома, который они заполняют в группах. Затем родители представляют свои работы.
8. Рефлексия.
Педагог.
Родительский дом, семья являются для человека самым главным. Это истоки, от которых начинается течение человеческой жизни. Заложенное семьёй нравственное начало человек пронесёт через всю жизнь. Её вехи будут отмечены через призму обращения к своему социальному опыту, содержание сформирует собственный стиль. Тот или иной стиль жизни либо благоприятствуют, либо напротив, препятствуют полноценному социальному становлению личности. От этого зависят здоровье человека, его успешность, профессиональная состоятельность, семейное счастье – вся его жизнь
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть, И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, поймут всё без труда. Слова порой запутаны, пример же никогда. Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ. И если всё мне показать, я выучу урок Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить и мыслям и словам, Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет. Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет
Желаю, вам, чтобы ваши слова, обращённые к ребёнку, не расходились с делом.
- Поделитесь своими впечатлениями о сегодняшнем собрании. На листочках напишите, чему научило вас это собрание? Какие для себя сделали выводы ? Это поможет классному руководителю в дальнейшей работе.