Родительское собрание на тему: "Общение ребенка со сверстниками"
Родительское собрание на тему: "Общение ребенка со сверстниками"
Родители-главные воспитатели своих детей. Мы познакомим с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Общение ребенка со сверстниками"»
Тема родительского собрания:
«Общение ребёнка со сверстниками»
План:
1.Консультация воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»
2.Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)
3.Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»
4.Вручение памятки родителям « Как помочь ребёнку подружиться»
Цели:
Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками
Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений
Провести тест на выявление уровня общения ребёнка
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе, об общение дошкольников со сверстниками». Так же мы познакомим вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит вам выявить уровень общительности вашего ребёнка.
Наше собрание хочется начать со стихотворения о дружбе Нины Саконской
Накрылись две подружки
Резиновым плащом.
Две пары быстрых ножек
Мелькают под дождём.
Под мокрым капюшоном
Видны издалека
Четыре синих глаза, четыре василька,
Две пёстрые косынки на русых волосах.
Лукавые смешинки
В прищуренных глазах.
Уже вода стекает
За ворот в три ручья.
Девчонкам не хватает
Короткого плаща.
А им и горя мало:
Промокнут – ну и что ж!
У них такая дружба –
Водой не разольёшь.
Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании? Потому что дети ваши вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становиться для ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем с взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен. Само же общение развивает ребёнка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливости, чуткости.
А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников: в нашей группе все это делают по - разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается, но чаще с таким дети потом не играют.
Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т.е. не умеют.
Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешишь при неудачах. Конечно, самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, приветливо, в речи часто можно услышать вежливые обращения ко всем членам семьи так и к ребёнку.
Если ребёнку всегда объяснят причину почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив.
Этому пока мы в группе учимся. Мы говорим с детьми о дружбе, читаем художественные произведения, как поступают настоящие друзья, проигрываем различные ситуации, где детям надо проявить сочувствие другу, суметь договориться именно с помощью слов, а не кулаков. Часто случаются ссоры между детьми именно из-за того, что дети не умеют договариваться, уступать друг другу, пожертвовать чем-то ради другого, больше проявляется эгоизм.
Поэтому видя возникший конфликт между детьми, мы его обязательно разбираем, даём каждому ребёнку высказаться, подумать правильно ли он поступил, а как именно надо сделать. Ну а если возникла ссора, то надо уметь и помириться.
Нередко детская дружба не выдерживает несколько серьёзного испытания: так интересно было играть вместе, а вот чем-то поделиться, что-то сделать в ущерб себе ради друга, мы не можем и не хотим. Поэтому приходиться объяснять их неправоту.
В основном в группе преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И возрастает избирательность дружеских контактов. Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.
Таким образом, ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие личностного и социального развития, а в том числе и подготовки его к школе.
Игра « Я люблю…..»
Играющие сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят.
Например, « Меня зовут Аделина. Я люблю путешествовать» и т.д.
Мамы и папы уверены, что как только их малыш придет в группу, он очень быстро сможет найти себе друзей, с которыми он будет играть и познавать окружающий мир. Именно в детском садике дети получают первый опыт дележа игрушками, совместного просмотра мультиков, создания дружеских «союзов». Вспоминая свое детство, родители думают, что ребенок будет чувствовать себя в детском садике комфортно. Однако случается так, что ребенок не может подружиться, он чувствует одиночество. В этой ситуации очень важна помощь родителей.
Чем можно помочь ребенку? Какие же умения и качества характера необходимо развить ребенку, чтобы он с легкостью приобретал друзей?
1. Уверенность в себе.
Это качество является залогом дружеских отношений. Ребенок, который уверен в себе, знает, что его любят, уважают и ценят, будет с легкостью сходиться со своими сверстниками. Чтобы развить это качество, родители должны воспринимать своего малыша, как взрослую личность, советоваться с ним, прислушиваться к его мнению, учить принимать самостоятельные решения и поддерживать его во всех начинаниях.
2. Умение знакомиться. Вспомните, как в детстве вы знакомились. Всего одна фраза могла превратить незнакомого ребенка в вашего друга: «Привет. Давай дружить. Меня зовут Саша (Вика)». Обучите своего ребенка самым простым и распространенным фразам, которые помогут ему найти друзей. Если ребенок стесняется, можете предложить ему потренироваться на своих игрушках. Пусть мишки и зайчики становятся друзьями, играют, общаются. Это без сомнения поможет ребенку стать более раскованным.
3. Понимание людей. После прогулки на площадке обговорите с ребенком, как происходили игры, кто играл, а кто стоял в стороне и скучал. Расспросите малыша, что его порадовало, а что привело в замешательство. Конечно, ребенку тяжело понять каждого ребенка, который играет с ним в песочнице. Иногда он не знает, как поступить в той или иной ситуации. Вы можете помочь ему: воссоздайте ситуацию в игровой форме и расскажите ребенку, как лучше поступить, чтобы избежать конфликта и подкрепить дружеские отношения с каждым малышом.
4. Учим делиться. Не каждый ребенок понимает, почему он должен давать свои игрушки кому-то еще. Разъясните малышу, что это поможет ему обрести друзей. Ребенок должен уметь делиться и меняться игрушками. Именно с этого и начинается развитие манеры общения, которое позволит карапузу спокойно реагировать на конкуренцию и учитывать мнение остальных членов группы.
5. Выход из конфликтных ситуаций. Даже самый тихий ребенок может оказаться в конфликтной ситуации. Родители должны научить малыша говорить «нет», » я не буду отвечать на ваши обзывания» и так далее. Не следует обучать ребенка давать сдачи обидчику. Необходимо пытаться решить все при помощи разговора.
6. Друзей нельзя купить. Зачастую дети, которые не могут найти себе друзей, начинают привлекать своих сверстников сладостями и игрушками. В некоторых случаях это помогает, однако бывает и так, что новые «друзья» общаются с ребенком только потому, что у него много конфет или игрушек. Чтобы этого не произошло, научите ребенка делать что-то интересное, что может привлечь остальных малышей, которые захотят тоже научиться делать попугая из бумаги или бусы из бисера, а может и домик из спичек.
7. Не забываем об улыбке. Всем без исключения нравятся добрые люди, которые привлекают внимание своей открытой улыбкой. У веселых, улыбчивых людей и друзей больше, чем у угрюмых и плаксивых. Поэтому научите свое малыша на все смотреть только с оптимизмом, в каждой ситуации находить положительные моменты. Пусть ребенок запомнит основное правило и следует ему: » Хорошее настроение способствует общению, поэтому улыбайся, несмотря ни на что».
«Детям очень важно найти точки соприкосновения в общении, а игры объединяют, как ничто иное. Покупайте им интересные игровые наборы, объясняйте правила или просто расскажите об активных подвижных играх, пригласите друзей ребенка в гости или возьмите игру в детский сад. Выбирайте вместе, ведь игры должны понравиться Вашему ребенку и его новым друзьям. Пусть они увлекут их сюжетом и помогут сдружиться еще быстрее».
3.ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»
(проводиться с родителями)
Игра «Встань за…..»
Играющие делятся на две команды. Каждая команда соревнуется между собой, кто быстрее встанет по заданию ведущего. Ведущий даёт задания:
- Встать от самого высокого до самому низкого;
- Встать от самого светловолосого до самого тёмноволосого;
- Встать по порядку по количеству пуговиц на одежде: от большего количества до самого меньшего и т.д.
Игра «Рукавички» Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Играющие отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички.
Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, играющие делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей
1.Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от настроения
2.Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?
А) Легко, ему нравится заводить новых друзей
Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт
3..Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?
А) Может внимательно выслушать собеседника
Б) Старается быстрее закончить разговор
В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника.
4.Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?
А) Старается помочь, успокоить, развеселить
Б) Не обращает на него внимание
В) Раздражается, когда кто-то расстроен
5.Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?
А) Искренне радуется вместе с ним
Б) Ему безразлична радость другого ребёнка
В) Вызывает зависть, раздражается
6.Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?
А) Да, всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7.Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т.д.
А) Да
Б) Не всегда
В) Нет
8.Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?
А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков
Б) Начинает плакать, обижается, капризничает
В) Резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав
9.Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?
А) Заступится за обиженного
Б) Не обратит никакого внимания
В) Сам начнёт дразниться
10.Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?
А) Достойно ответит
Б) Промолчит и пойдёт жаловаться взрослым
В) Оскорбляет в ответ
11.Как ребёнок реагирует на наказания?
А) Соглашается с тем, что заслужил его
Б) Начинает плакать
В) Спорит, не соглашается с наказанием
Подведем итоги:
Большинство ответов «А» - у вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Большинство ответов «Б» - у ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется
Большинство ответов «В» - на первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.
Спасибо за внимание!
Воспитатель дошкольной группы МОБУ НШ-д/с д.Бугуруслановка