Родители и школа : пути достижения воспитательного взаимодействия
Родители и школа : пути достижения воспитательного взаимодействия
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии - к жизни и к труду.
Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родители и школа : пути достижения воспитательного взаимодействия »
МКС(К)ОУ «Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Родители и школа: пути достижения воспитательного взаимодействия
2015 г.
Введение. Актуальность.
Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей.
Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии - к жизни и к труду.
Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Школа в своей деятельности ставит вполне определенные цели и задачи взаимодействия с семьей.
Цель: Выявить проблемы и поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи, создание оптимальных условий, для взаимодействия родителей и образовательного учреждения в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
2. Оказание медико- психолого-педагогической помощи в преодолении проблем во взаимоотношениях с ребенком.
3. Установление партнерских, доверительных отношений педагогов, родителей, детей.
4.Возрождение и поддержка традиций семейного воспитания.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализуется по следующим направлениям:
1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Вместе с тем, ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников в коррекционной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.
Следовательно, семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Практическая работа педагогов с родителями детей в школе реализуется через комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:
наблюдение;
беседу;
тестирование;
анкетирование;
материалы детского творчества и творчества родителей
наглядная информация для родителей
В работе с родителями классный руководитель может использовать разнообразные формы:
индивидуальные (консультация, беседа,переписка,поручение, посещение семьи и др.). Учитывая особенности комплектования коррекционной школы-интерната — удаленность места жительства семей воспитанников от территории школы, используется и такая форма связи с родителями, как переписка. Переписка осуществляется с самыми разными целями. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
групповые (родительский комитет, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультации, практические занятия, беседа и др.);
массовые (родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, и др.);
Основные формы работы с родителями можно подразделить на: традиционные и нетрадиционные.
В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.
Показателем эффективности названных форм работы можно считать адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения ребенка, повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного развития, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватное оценивание родителями своего ребенка.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к основным идеям:
Обучение
Вовлечение
Участие
Сотрудничество
Партнёрство.
Список литературы:
Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе.- М.: Школа-ПРЕСС, 1994.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.: Вако, 2006.
Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.