Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье».
Цели:
- обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
- формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье. Родительское собрание проводится в форме групповой работы. Для обсуждения в группах предлагаются такие вопросы, как:
Почему дети не слушаются родителей? Кто виноват?
Как же быть родителям в ситуации, когда ребенок не слушается?
Перечислить все возможные виды поощрений.
Перечислить все возможные виды наказаний.
Варианты ответов оформляются родителями на постерах, которые после обсуждений будут защищаться спикерами, которых выберет группа. К работе имеется приложение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в начальной школе »
Родительское собрание в начальной школе
Тема: Поощрение и наказание в семье.
Цели:
- обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
- формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.
Игра на сближение родительского коллектива «Расскажи мне обо мне»
Учитель предлагает родителям разбиться по парам. В течении 5 минут каждый рассказывает друг другу о себе. Затем все садятся в круг и каждая пара по очереди выходит в центр: один участник садится на стул, второй встает за ним, кладет ему на плечи руки и говорит о сидящем как от себя, представляя себя его именем, затем они меняются.
Деление на группы
Высказывания великих людей записаны на карточках и разрезаны. Из частей нужно собрать целое.(Приложение 1)
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. Руссо Ж.-Ж.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Сухомлинский В. А.
Учитель:
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас!
Сегодня мы поговорим о вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём им должного значения.
Ребенок не слушается …. Проблема стара как мир. Казалось бы, за столько веков и даже тысячелетий должны были бы выработаться четкие рекомендации родителям о том, как воспитывать детей послушными. И они, конечно же, вырабатывались. Но время не стоит на месте. Меняется наша жизнь, меняется жизненный уклад, а значит, меняются и взаимоотношения людей.
И сейчас мы с вами вместе давайте вспомним, обсудим, а может быть, выработаем свои рекомендации, как воспитывать детей послушными.
1 задание для групп
Почему дети не слушаются родителей? Кто виноват?
Защита постеров.
(Родителям раздаются яблоки и спички)
-Уважаемы родители, бывают ли в вашей семье ситуации, когда ребенок вас не слушается?
-И ваши действия в этой ситуации? (Ответы родителей. После каждого ответа родители втыкают в яблоки спички)
-Кричим, ставим в угол, запрещаем смотреть мультики, играть в компьютер, отказываем в покупке чего-либо, не разговариваем, игнорируем, не пускаем играть, не берем в гости, закрываем в комнате одного.
-Все основные запреты нами перечислены, хотя в жизни их, конечно же, больше, но нам хватило и этих запретов, чтобы яблоко превратилось в кого? (ответ родителей – в ежика)
-Вот так и наши дети из румяных, беззащитных, красивых, маленьких или больших, превращаются в колючих, взъерошенных, обидчивых, замкнутых ежиков.
Хотя в повседневной жизни, с нашей загруженностью, большим объемом работы и нашими проблемами, мы мало уделяем внимания нашим детям и без причины применяем перечисленные запреты.
-Что же делать? Что нужно знать, как правильно поступить, чтобы ребенок не превращался в колючего «ежика», а оставался добрым, ласковым, общительным?
Как же быть родителям в ситуации, когда ребенок не слушается?
Защита постеров.
- относиться к ребенку, как к равноправному члену семейного коллектива, с уважением. (После каждой рекомендации родители вытягивают спички из яблока);
- закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением;
- уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших;
- не злоупотреблять запрещениями; запреты должны быть разумными и обоснованными;
- добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать, как ему заблагорассудится;
- не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых;
- не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа;
- предоставлять возможность ребенку проявлять заботу о старших, упражнять, в добрых поступках;
-не забывать хвалить ребенка;
-помните, что вы – пример для подражания;
- прежде чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского проступка.
- Ой, а где же наши ежики? В руках у Вас опять румяные яблоки!
-Уважаемые родители! Мы надеемся, что этот яркий пример запомнится, и вы сделаете для себя вывод. А чтобы вы не забывали о важных рекомендациях, возьмите, разработанные нами памятки. (Родителям раздаются памятки. Приложение 2)
Вывод:
Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива. Макаренко А. С.
- Конечно, воспитывать ребенка - нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Телесные наказания и битье детей абсолютно не приемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует неприязнь к себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может быть губительно для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его начал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связано с содержанием поступка.
Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение.
Как можно поощрить и наказать ребенка?
3 задание для групп
1 группа Перечислить все возможные виды поощрений.
2 группа Перечислить все возможные виды наказаний.
Защита постеров.
Обычный метод воздействия - наказание ремнём, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию родителей, является наименее пригодным из всех мыслимых приёмов воспитания.
Цель наказания — не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его ребенком, а сознание вины ребенком. Для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания.
Одобрение, поощрение — мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда — профилактика против проступков.
Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные: сам факт эффективности их — это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.
(письмо в журнал “Семья и школа” №1О за 1991 г.)
Прости меня, сынок!
Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.
Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”
Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”
“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.
Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...
“Разбил... Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.
Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.
— Что же ты, сыночек?
Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:
- Я разбил вазу.
— Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.
Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:
Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!
Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня... ”, а поцеловала в щёку и сказала:
“Ну, до вечера!”
Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.
С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?
Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.
Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.
Может быть, эта история окажется для кого-то поучительной.
Возможные виды поощрения ребенка:
1) похвала (выражение радости, благодарности за приложенные усилия);
4) развлечение (в том числе совместное, желательно приближенное по времени к ситуации);
5) совместная деятельность с группой или значимым лицом;
6) проявление доверия к ребенку;
7) выражение веры в силы и способности ребенка;
8) безусловное прощение прежних прегрешений;
9) подарок (как символ одобрения, не обязательно дорогой);
10) премия (материальная или в форме «услуга за услугу»);
11) публичная похвала;
12) положительная оценка в дневник поведения;
13) лестное сравнение с почитаемым авторитетом;
14) проявление уважения (общение как со взрослым);
15) доверительная беседа.
Возможные виды наказания ребенка:
1) лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
2) запрет на приятную деятельность, встречи с друзьями;
3) смена дружеского тона на строгое обращение;
4) штраф (в том числе денежный), запрет на телефонные разговоры;
5) «домашний арест», угол, изоляция;
6) лишение внимания;
7) «наряд вне очереди».
Какие бы методы поощрения и наказания для своего ребенка ни выбрали родители, они обязательно будут эффективными только тогда, когда сами взрослые последовательны в своих действиях. Нельзя один раз ребенка за какую-либо провинность наказать, а в другой раз такой же негативный поступок не заметить. Точно так же нельзя хвалить и поощрять ребенка «под настроение»: у детей должна быть стабильная мотивация быть примерными!
Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление.
Любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:
5 объятий – для выживания,
10 – для поддержки,
15 – для роста и развития ребёнка.
Упражнение «Хвасталки»
«Мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка.
Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
Упражнение «Подарок своему ребёнку» (Приложение 3)
- На сердечках напишите слова любви своему ребёнку.
Приложение 1
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Руссо Ж.-Ж.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.
Приложение 2
ПАМЯТКА
- относиться к ребенку, как к равноправному члену семейного коллектива, с уважением;
- закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением;
- уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших;
- не злоупотреблять запрещениями; запреты должны быть разумными и обоснованными;
- добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать, как ему заблагорассудится;
- не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых;
- не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа;
- предоставлять возможность ребенку проявлять заботу о старших, упражнять, в добрых поступках;
-не забывать хвалить ребенка;
-помните, что вы – пример для подражания;
- прежде чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского проступка.