Родительское собрание проводится на параллели 9-х классов. Основой послужило анкентирование учащихся по проблемам возникающим при общении со взрослыми.Собрание проходит в форме круглого стола. Родители в группах обсуждают уже проблемы, которые возникают у них при общении с детьми. Во второй части собрания родителям предлагаются конкретные ситуации. Они обсуждаются в группах и озвучивают решения ситуации. Классный руководитель обобщает и даёт рекомендации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: " Трудности подросткового возраста" »
МБОУ « Дедовичская школа №2»
Родительское собрание
« Проблемы подросткового возраста»
Автор: Иванова Татьяна Павловна,
заместитель директора по ВР,
учитель математики
Цели и задачи:
Показать родителям значение участия родителей в воспитании детей
Обратить внимание на проблемы, связанные с подростковым возрастом.
Обмен опытом и мнениями
Форма проведения – круглый стол.
План проведения собрания.
Вступительное слово классного руководителя
Работа в группах ( заполнить таблицу, какие проблемы по Вашему мнению существуют у Вас при общении со своими детьми)
Результаты анкетирования учащихся
Работа в группах ( обсуждение ситуаций)
Заключительное слово классного руководителя
Слово классному руководителю.
Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.
Акселерация физического и психического развития детей особенно сказывается в подростковом возрасте. Подростки в последние 20—30 лет развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30 лет назад. И половое созревание начинается теперь на полтора-два года раньше, чем несколько десятилетий назад. Это касается и психического развития, в частности возможностей интеллекта, некоторых особенностей памяти, уровня политической и гражданской зрелости и т. д. Что было присуще более поздним возрастам, теперь свойственно более раннему возрасту. Поэтому если несколько десятилетий назад подростковым назывался возраст от 12—13 до 16 лет, то сейчас правильнее сказать, что нижняя возрастная граница — около 11 лет, а верхняя — 15 лет, что соответствует в основном возрасту учащихся 4— 9 классов, Начало полового созревания у мальчиков можно отнести к 15—16 годам, а девочки — к 13—14 годам.
Возникают трудности во взаимоотношениях между мальчиками и девочками в школе в период полового созревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста. Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более «взрослые» интересы. Ей хочется принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает подстыдным обращать внимание на девочек. В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения. Эти черты в соединении с бурной энергией, активностью при недостаточной дисциплинированности и выдержке приводят нередко к таким проявлениям в детских коллективах, как крикливость, несерьезность, возня детей, беготня по лестницам и т. д. Разумеется, все эти черты не являются неизбежными спутниками подросткового возраста.
При оценке подросткового возраста многие зарубежные психологи основополагающим считают проявление в этом возрасте подсознательного стремления к самоутверждению как своего рода первичного влечения, изначально присущего человеку, что якобы неизбежно приводит к эгоизму, возникновению чувства пренебрежения к другим людям, конфликту с окружающими, а также часто к стремлению уединиться.
По мнению наших психологов, возрастные психологические особенности подростка есть следствие не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов. На развитие подростка огромное влияние оказывают его обучение и воспитание.
В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.
Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.
Подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков отмечается в 42 раза(!) больше, чем у младших школьников
2. Работа в группах.
Классный руководитель предлагает каждой группе из числа родителей в течение 10 минут заполнить таблицу:
№
Какие проблемы по Вашему мнению существуют у Вас при общении со своими детьми
1.
2.
3.
4.
5.
Каждая группа озвучивает свои проблемы, и идёт обсуждение.
3.Слово классному руководителю.
Затем классный руководитель знакомит родителей с результатами опроса учащихся 9- х классов.
- Проблемы в школе: проблема с учёбой, считаю, что учителя занижают оценки, непонимание со стороны учителей, плохие оценки по многим предметам, поэтому возникает вопрос: Куда идти учиться?, волнуют большое количества четвёрок по некоторым предметам, большие нагрузки по домашнему заданию.
- Проблемы в семье: большой контроль дома, нельзя гулять долго, родители не понимают и не хотят меня понять, хочу выразить свой собственный стиль, но родители не разрешают, считают маленькой, постоянно ругают, конфликты с родителями по поводу музыки и общения, проблема в общении с братом, сестрой, не слушаю маму и она из-за этого злится
- Неразделённая любовь
- Раздражают даже друзья, которые меня не понимают.
- Недооценивают родители, друзья, учителя.
- Меня не понимает моё окружение.
- Обвиняют меня в ленивости.
- Хочу бросить курить
- Сказывается лень на учёбе
- Волнует внешний вид: красота, фигура
- Чем старше, тем больше возникает денежный вопрос.
Классный руководитель подводит итог.
Все знают, как бывают непохожи взгляды родителей и юных по многим вопросам, как часты конфликты между ними, как трудно юным добиться от родителей признания, своей взрослости, независимости, как склонны родители опекать, контролировать поведение детей, предписывать им те или иные нормы. В силу возрастной дистанции перед родителями и детьми стоят разные проблемы. Проблемы, которые волнуют ваших детей, либо давно преодолены вами, либо просто забыты. Вспоминая свою юность, вы бессознательно идеализируется её как период беспроблемности, безоблачности. Отсюда ваши ошибки:
То, что важно для детей, представляется вам несущественным.
Наоборот, вы без конца твердите о чём-то, с вашей точки зрения, жизненно важном, а дети вас просто не слушают.
Работа в группах. Обсуждение ситуаций.
Исходя из проблем, каждой группе предлагается определённая ситуация, которую следует решить и обсудить.
Вас предупредили, что Ваш ребёнок может остаться на повторный курс обучения в 9-м классе. Ваши действия.
Ваш ребёнок пришёл поздно домой, да ещё и в алкогольном опьянении.
Ваш ребёнок Вам грубит.
Представители каждой группы высказывают своё мнение, вырабатывают памятки. Затем классный руководитель подводит итог.
Плохая успеваемость — очень серьёзная и распространённая проблема детей подросткового возраста. Здесь несколько причин, это: нет умения учиться, нет мотивации, недостаток информации, психологические проблемы, влияние родителей, низкая самооценка, неблагоприятное окружение, внешний контроль. Помните: нельзя забывать поощрять своего ребёнка — подросток должен чувствовать, что родитель принимает его. Не допускать сарказма и издёвок. Ещё раз проверить условия для учёбы — учащийся должен иметь собственное рабочее место, где бы он мог самостоятельно заниматься. Необходимо укрепить чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка. Нужно продумать вознаграждение детей лучше учиться.
Подросток пришёл пьяным. Ситуация, знакомая нам часто с двух сторон: сначала с позиции подростка, а теперь — взрослого. У родителей впервые выпивший подросток вызывает недоумение ( « Как это произошло — ему(ей) только 14(15)?»), страх (« А вдруг он сопьётся?), обиду и гнев ( « Мы вложили в него столько сил — и вот результат!) Мало кто из нас в такой момент готов отнестись к первой бутылке как к атрибуту взросления. Для подростков пиво – это средство социализации, лёгкий способ стать своими среди новых знакомых, «показать себя» одноклассникам и, наконец, возможность почувствовать себя взрослым. От того, как этот опыт будет пережит – вместе или в конфронтации с вами, - зависит и поведение ребёнка в дальнейшем, и готовность доверять вам. Проблема трудных подростков встречается сплошь и рядом. Что происходит с хорошими и послушными девочками и мальчиками, когда они достигают переходного возраста? Почему взрослеющие дети начинают вести себя неадекватно? Зачем причиняют своим родителям боль и обиду? Как справиться с этим? Что же делать? Как решить эту проблему?
- какими бы нелепыми не казались вам заявления вашего ребёнка, выслушайте их. Когда вы спорите с ним о чём-то, дайте ему понять любым способом, что его мнение очень важно для вас.
- если вы уважаете своего ребёнка, значит, доверяйте ему, т.е. доверяй, но проверяй.
- если вы постоянно контролируете подростка, решаете всё за него, запрещаете слишком много, эффективность такого способа воспитания будет не слишком высокой, это значит ослабьте контроль.
- попытайтесь вспомнить, каким вы были в его возрасте. Даже если совсем другим, подумайте: неужели вам никогда не хотелось немного «побеситься», делать не то, что нужно, а то, что хочется? Может быть, ваш ребёнок – достойный сын своих родителей
5.Заключительное слово классного руководителя
Помните: каждый возраст имеет свои сложности и свои прелести, не следует преувеличивать ни первое, ни второе, как впрочем, нельзя их игнорировать.
Не стоит спорить и сравнивать мудрость в 15 и в 35-40 лет
Из всего этого следует один непреложный вывод: для того, чтобы отношения взрослых детей и родителей удовлетворяли и тех, и других, они должны строиться по-новому, по-взрослому:
А именно, необходимо взаимопонимание, т. е. взаимотерпимость и взаимотерпение, взаимоуважение и взаимозабота. И это всегда нелегко. Вы просто недооцениваете своих взрослых детей. Поверьте: они вас любят, спросите у них после собрания: « С кем бы ты стал(а) советоваться в сложной жизненной ситуации?» - и ваши дети ответят: « С матерью или отцом». Примите ещё один совет:
Всегда ставьте себя на место детей, честно рассказывайте о своей юности, понимайте юмор и нет-нет впадайте в детство. Это поможет вам в диалоге с повзрослевшими детьми.
Всего доброго. До свидания.
Используемая литература.
Мир детства. Подросток. Издание 2-е, дополненное. Составители: В.З. Вульфов, И.В. Гребенников.
Специальный номер журнала « Полезные советы и идеи» №49, 2009г.