План родительского собрания « Как помочь подростку стать самостоятельным»
План родительского собрания « Как помочь подростку стать самостоятельным»
Для родителей подростков Цель - формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности своих детей Задачи:
актуализировать знания и представления родителей о потребности подростка в самостоятельности
выделить способы поддержки для развития и укрепления самостоятельности подростка
помощь родителям в раскрытии и актуализации собственных ресурсов и возможностей
проинформировать родителей о телефоне доверия как о виде психологической помощи
мотивировать родителей обращаться за помощью на телефон доверия в ситуациях воспитания и общения с детьми
1.Введение в тему.
«Вот уже шестой год, начиная с 17 мая 2009 года, как Россия присоединилась к празднованию «Международного дня детского телефона доверия». В рамках этого дня по всей стране проводятся всевозможные акции, уроки доверия, классные часы и родительские собрания, во время которых дети и родители узнают не только о телефоне доверия, но и могут обсудить актуальные для них психологические темы. В этом году тема встречи звучит так: «Как помочь подростку стать самостоятельным». Во время сегодняшнего мероприятия я бы хотела вместе с вами актуализировать знания и представления родителей о потребности подростка в самостоятельности, а также выделить способы поддержки для развития и укрепления самостоятельности подростка».
2. Обсуждение особенностей подросткового периода.
«Подростковый период», а давайте попробуем поделиться своими ассоциациями, чувствами, мыслями, образами по поводу подросткового возраста.
Возможные варианты ответов: напряжение, беспокойство, кошмар, облегчение, новый этап жизни, драйв, страх, неизвестность.
Да, как видно из вышесказанного, подростковый возраст очень противоречивый и непростой период, как для родителей, так и для детей, который может вызывать бурю разных сильных чувств. При этом, важно отметить, что порой, вспоминая собственный подростковый период (особенно если он протекал позитивно), мы можем почувствовать ностальгию и даже зависть, так как наряду со всеми непростыми переживаниями в этом возрасте, в этот период много драйва, энергии, ощущения «я все могу», и это время самых смелых замыслов и идей.
Психологи определяют возрастной период подросткового возраста с 10 до 15 лет. Во время этого периода меняется поведение подростка, его эмоциональные реакции и мировоззрение в целом. Иногда доходит до того, что мы перестаем понимать подростка, часто говоря: «его как будто подменили». Так, еще вчера понятный, «свой» ребенок, становится вдруг незнакомцем и практически чужим.
В связи с этими бурными, стремительными изменениями подростковый возраст часто называют кризисным. Кризис - это решающий поворотный момент в жизни любого человека. Во многих языках слово «кризис» состоит из сочетания двух слов: опасность (риск) и возможность. Опасность — не пройти этот кризис, этот период, но, пройдя его, для человека открывается дверь к новым возможностям, новым путям.
Лев Толстой называл подростковый возраст «пустыней отрочества». «Пустыня» - так как прежние «детские» представления, ценности уже разрушены, а новые еще не сформировались. Подростку мучительно осознавать, что он уже не ребенок, но еще не взрослый. Чтобы как-то справиться с этим состоянием, подросток начинает путь изнурительных исканий через осмысление своих и чужих поступков, через отстаивание себя и своего мнения.
3. «Задачи подросткового возраста». Уважаемые родители, ответьте на вопрос: каковы, на ваш взгляд, задачи подросткового возраста (с чем должен выйти подросток из этого возрастного периода)?
Возможные варианты ответов: быть самостоятельным, уметь принимать решения, отстаивать свою точку зрения, осознавать последствия своих поступков, нести за них ответственность.
В большинстве своем все родители хотят, чтобы дети стали самостоятельными, активными, целеустремленными, успешными. И у всех этих качеств есть шанс развиться и укрепиться именно в подростковом возрасте, но через этап борьбы и отстаивания себя.
4. Дискуссия «Портрет самостоятельного подростка» (10 минут). А теперь попробуем составить «Портрет самостоятельного подростка» и обсудим период - стремления подростка к самостоятельности.
И просит родителей подумать и назвать качества/характеристики/черты самостоятельного подростка. Тем временем, ведущий пишет на доске заголовок «Портрет самостоятельного подростка», чтобы записать варианты ответов родителей.
Возможные варианты ответов: уверенный, настойчивый, целеустремленный, активный, инициативный, решительный, ответственный, знает, чего хочет и как этого достичь.
А теперь назовем то, что может мешать подростку быть самостоятельным? Затем, что помогает подростку быть самостоятельным?
Возможные варианты ответов на первый вопрос: лень, безразличие, мнение других, выгода (за тебя все делают, все решают), насмешки других, страх ошибки, неуверенность.
Возможные варианты ответов на второй вопрос: поддержка окружающих, вера в подростка, доверие подростку, возможность принимать решения, высказывать свою точку зрения, уважение к его мнению.
Уважаемые родители, я предлагаю вам сформулировать для себя, в какой поддержке от вас нуждается ваш ребенок, если идет процесс становления самостоятельной личности.
5. Дискуссия «Чем трудна для родителя самостоятельность подростка» (15 минут). «А всегда ли нам легко воспринимать самостоятельность собственного ребенка? Чем трудна для нас самостоятельность подростка»?
Основными темами здесь могут быть: страх потерять контроль; ребенок наделает ошибок (попадет в передрягу, а родителю «расхлебывать»); ощущение собственной ненужности: (раньше ребенок советовался, спрашивал разрешения, а теперь нет); потеря собственного авторитета в глазах подростка (раньше сказал «нельзя» и все, а теперь нужно объяснять, почему).
Да, зачастую, мы можем испытывать по отношению к растущей самостоятельности своего ребенка противоречивые, двойственные чувства: с одной стороны, радоваться этому, а с другой, тревожиться и даже опасаться этого.
Но если вернуться к началу этой встречи и вспомнить задачи подросткового возраста, то все, что делает подросток, отстаивая свою самостоятельность — это его уникальная подготовка к взрослой жизни, где он сможет проявлять себя активным, целеустремленным, успешным человеком, тем, кем мы хотим его видеть. И тогда задача наша на этом возрастном этапе — подготовить своего ребенка к взрослой жизни, поддерживая его в его самостоятельности и развивая ее. Точно так же, как мы учили своего маленького сына или дочь говорить, ходить, есть, убирать игрушки и т.п., все то, что помогало ребенку успешно перейти на следующий уровень взрослости, все то же самое, но в контексте самостоятельности мы делаем сейчас - учим подростка принимать решения, взвешивать все «за» и «против», аргументировать свою точку зрения, планировать и организовывать время, нести ответственность за собственный выбор и поступки. Все это - подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной и успешной жизни. И хорошо, что природой так задумано, что такое взросление и «отпускание» ребенка происходит постепенно, на каждом возрастном этапе по-своему, все для того, чтобы и родитель, и ребенок могли подготовиться к отделению.
6. Обсуждение на тему «Новые возможности для родителя» (10 минут). В завершение родительского собрания я прошу посмотреть на возрастающую самостоятельность подростка как на открывающиеся новые возможности для родителя. Как вы думаете «В чем заключаются позитивные аспекты самостоятельности ребенка для родителя?». (На доске важно зафиксировать ответы под заголовком: «Позитивные аспекты самостоятельности ребенка для родителя»).
Возможные варианты ответов: снижается необходимость в ежедневной опеке (может сам еду приготовить, постирать, выбрать, что надеть и т.п.), появляется время для себя, собственных нужд и потребностей, не нужно организовывать свое время под кружки, секции ребенка (он в состоянии посещать их сам).
После того, как родители выскажутся и сформируется список позитивных аспектов самостоятельности ребенка для родителя, ведущий задает родителям вопрос о том, А какие чувства и/или мысли возникают у вас, когда вы смотрите на этот список их возможностей.
Возможные варианты ответов: удивление, облегчение, сомнение, тревога, радость, скептицизм, вина.
Да, действительно, все эти «новые-старые» возможности могут и радовать, и пугать, вселять надежду и тревожить. Но в этой двойственности, как для нас, так и для подростков есть и скрытый потенциал и ресурс, ведь эту противоречивость, двойственность испытывают и родители, и дети. А значит, у них есть намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Так же как родители, с одной стороны, радуются возникающей самостоятельности ребенка, так и подросток, с одной стороны, в этот период стремится к самостоятельности, протестует против опеки и контроля, с другой стороны — он (подросток) испытывает тревогу и опасения (так же, как и родитель, но по иным причинам), сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаться. Стремления, желания и чувства подростка как «в маятнике», от ярко выраженных стремлений противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, до ожидания от взрослых помощи, защиты и поддержки, ощущая важность их одобрения и оценки.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что это непростой период и для подростков, и для родителей, и вместе его проживать легче.
С тяжелыми, непростыми чувствами не всегда легко справиться, а уж с противоречивыми, двойственными переживаниями и подавно. И в таких случаях можно обращаться за консультацией на телефон доверия.
7. Информационный блок о телефоне доверия (5 минут).
Возможное сообщение ведущего: «Телефон доверия - эта служба экстренной психологической помощи для детей и родителей, созданная специально для того, что у людей в запутанных, сложных, эмоциональных ситуациях была возможность обсудить мысли, переживания, идеи и т.д. Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации. Телефон доверия открыт для каждого человека - любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.
Психологическая помощь по телефону доверия в настоящее время очень популярна во всем мире. Родители и дети разных возрастов имеют возможность обращаться за помощью на телефон доверия, чтобы посоветоваться, получить консультацию, а порой просто «выговориться». Причем эта помощь анонимна, бесплатна и конфиденциальна. На телефоне доверия работают специалисты-психологи, прошедшие специальную подготовку.
Каждый телефон доверия работает в своем определенном режиме - круглосуточно или по расписанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План родительского собрания « Как помочь подростку стать самостоятельным» »
План родительского собрания
« Как помочь подростку стать самостоятельным»
Для родителей подростков
Цель
- формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности своих детей
Задачи:
актуализировать знания и представления родителей о потребности подростка в самостоятельности
выделить способы поддержки для развития и укрепления самостоятельности подростка
помощь родителям в раскрытии и актуализации собственных ресурсов и возможностей
проинформировать родителей о телефоне доверия как о виде психологической помощи
мотивировать родителей обращаться за помощью на телефон доверия в ситуациях воспитания и общения с детьми
Введение в тему.
«Вот уже шестой год, начиная с 17 мая 2009 года, как Россия присоединилась к празднованию «Международного дня детского телефона доверия». В рамках этого дня по всей стране проводятся всевозможные акции, уроки доверия, классные часы и родительские собрания, во время которых дети и родители узнают не только о телефоне доверия, но и могут обсудить актуальные для них психологические темы. В этом году тема встречи звучит так: «Как помочь подростку стать самостоятельным». Во время сегодняшнего мероприятия я бы хотела вместе с вами актуализировать знания и представления родителей о потребности подростка в самостоятельности, а также выделить способы поддержки для развития и укрепления самостоятельности подростка».
2. Обсуждение особенностей подросткового .
«Подростковый период», а давайте попробуем поделиться своими ассоциациями, чувствами, мыслями, образами по поводу подросткового возраста.
Возможные варианты ответов: напряжение, беспокойство, кошмар, облегчение, новый этап жизни, драйв, страх, неизвестность...
Да, как видно из вышесказанного, подростковый возраст очень противоречивый и непростой период, как для родителей, так и для детей, который может вызывать бурю разных сильных чувств. При этом, важно отметить, что порой, вспоминая собственный подростковый период (особенно если он протекал позитивно), мы можем почувствовать ностальгию и даже зависть, так как наряду со всеми непростыми переживаниями в этом возрасте, в этот период много драйва, энергии, ощущения «я все могу», и это время самых смелых замыслов и идей.
Психологи определяют возрастной период подросткового возраста с 10 до 15 лет. Во время этого периода меняется поведение подростка, его эмоциональные реакции и мировоззрение в целом. Иногда доходит до того, что мы перестаем понимать подростка, часто говоря: «его как будто подменили». Так, еще вчера понятный, «свой» ребенок, становится вдруг незнакомцем и практически чужим.
В связи с этими бурными, стремительными изменениями подростковый возраст часто называют кризисным. Кризис - это решающий поворотный момент в жизни любого человека. Во многих языках слово «кризис» состоит из сочетания двух слов: опасность (риск) и возможность. Опасность — не пройти этот кризис, этот период, но, пройдя его, для человека открывается дверь к новым возможностям, новым путям.
Лев Толстой называл подростковый возраст «пустыней отрочества». «Пустыня» - так как прежние «детские» представления, ценности уже разрушены, а новые еще не сформировались. Подростку мучительно осознавать, что он уже не ребенок, но еще не взрослый. Чтобы как-то справиться с этим состоянием, подросток начинает путь изнурительных исканий через осмысление своих и чужих поступков, через отстаивание себя и своего мнения.
3. «Задачи подросткового возраста». Уважаемые родители, ответьте на вопрос: каковы, на ваш взгляд, задачи подросткового возраста (с чем должен выйти подросток из этого возрастного периода)?
Возможные варианты ответов: быть самостоятельным, уметь принимать решения, отстаивать свою точку зрения, осознавать последствия своих поступков, нести за них ответственность...
В большинстве своем все родители хотят, чтобы дети стали самостоятельными, активными, целеустремленными, успешными. И у всех этих качеств есть шанс развиться и укрепиться именно в подростковом возрасте, но через этап борьбы и отстаивания себя.
4. Дискуссия «Портрет самостоятельного подростка» (10 минут). А теперь попробуем составить «Портрет самостоятельного подростка» и обсудим период - стремления подростка к самостоятельности.
И просит родителей подумать и назвать качества/характеристики/черты самостоятельного подростка. Тем временем, ведущий пишет на доске заголовок «Портрет самостоятельного подростка», чтобы записать варианты ответов родителей.
Возможные варианты ответов: уверенный, настойчивый, целеустремленный, активный, инициативный, решительный, ответственный, знает, чего хочет и как этого достичь...
А теперь назовем то, что может мешать подростку быть самостоятельным? Затем, что помогает подростку быть самостоятельным?
Возможные варианты ответов на первый вопрос: лень, безразличие, мнение других, выгода (за тебя все делают, все решают), насмешки других, страх ошибки, неуверенность...
Возможные варианты ответов на второй вопрос: поддержка окружающих, вера в подростка, доверие подростку, возможность принимать решения, высказывать свою точку зрения, уважение к его мнению.
Уважаемые родители, я предлагаю вам сформулировать для себя, в какой поддержке от вас нуждается ваш ребенок, если идет процесс становления самостоятельной личности.
5. Дискуссия «Чем трудна для родителя самостоятельность подростка» (15 минут). «А всегда ли нам легко воспринимать самостоятельность собственного ребенка? Чем трудна для нас самостоятельность подростка»?
Основными темами здесь могут быть: страх потерять контроль; ребенок наделает ошибок (попадет в передрягу, а родителю «расхлебывать»); ощущение собственной ненужности: (раньше ребенок советовался, спрашивал разрешения, а теперь нет); потеря собственного авторитета в глазах подростка (раньше сказал «нельзя» и все, а теперь нужно объяснять, почему).
Да, зачастую, мы можем испытывать по отношению к растущей самостоятельности своего ребенка противоречивые, двойственные чувства: с одной стороны, радоваться этому, а с другой, тревожиться и даже опасаться этого.
Но если вернуться к началу этой встречи и вспомнить задачи подросткового возраста, то все, что делает подросток, отстаивая свою самостоятельность — это его уникальная подготовка к взрослой жизни, где он сможет проявлять себя активным, целеустремленным, успешным человеком, тем, кем мы хотим его видеть. И тогда задача наша на этом возрастном этапе — подготовить своего ребенка к взрослой жизни, поддерживая его в его самостоятельности и развивая ее. Точно так же, как мы учили своего маленького сына или дочь говорить, ходить, есть, убирать игрушки и т.п., все то, что помогало ребенку успешно перейти на следующий уровень взрослости, все то же самое, но в контексте самостоятельности мы делаем сейчас - учим подростка принимать решения, взвешивать все «за» и «против», аргументировать свою точку зрения, планировать и организовывать время, нести ответственность за собственный выбор и поступки. Все это - подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной и успешной жизни. И хорошо, что природой так задумано, что такое взросление и «отпускание» ребенка происходит постепенно, на каждом возрастном этапе по-своему, все для того, чтобы и родитель, и ребенок могли подготовиться к отделению.
6. Обсуждение на тему «Новые возможности для родителя» (10 минут). В завершение родительского собрания я прошу посмотреть на возрастающую самостоятельность подростка как на открывающиеся новые возможности для родителя. Как вы думаете «В чем заключаются позитивные аспекты самостоятельности ребенка для родителя?». (На доске важно зафиксировать ответы под заголовком: «Позитивные аспекты самостоятельности ребенка для родителя»).
Возможные варианты ответов: снижается необходимость в ежедневной опеке (может сам еду приготовить, постирать, выбрать, что надеть и т.п.), появляется время для себя, собственных нужд и потребностей, не нужно организовывать свое время под кружки, секции ребенка (он в состоянии посещать их сам)...
После того, как родители выскажутся и сформируется список позитивных аспектов самостоятельности ребенка для родителя, ведущий задает родителям вопрос о том, А какие чувства и/или мысли возникают у вас, когда вы смотрите на этот список их возможностей.
Возможные варианты ответов: удивление, облегчение, сомнение, тревога, радость, скептицизм, вина...
Да, действительно, все эти «новые-старые» возможности могут и радовать, и пугать, вселять надежду и тревожить. Но в этой двойственности, как для нас, так и для подростков есть и скрытый потенциал и ресурс, ведь эту противоречивость, двойственность испытывают и родители, и дети. А значит, у них есть намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Так же как родители, с одной стороны, радуются возникающей самостоятельности ребенка, так и подросток, с одной стороны, в этот период стремится к самостоятельности, протестует против опеки и контроля, с другой стороны — он (подросток) испытывает тревогу и опасения (так же, как и родитель, но по иным причинам), сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаться. Стремления, желания и чувства подростка как «в маятнике», от ярко выраженных стремлений противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, до ожидания от взрослых помощи, защиты и поддержки, ощущая важность их одобрения и оценки.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что это непростой период и для подростков, и для родителей, и вместе его проживать легче.
С тяжелыми, непростыми чувствами не всегда легко справиться, а уж с противоречивыми, двойственными переживаниями и подавно. И в таких случаях можно обращаться за консультацией на телефон доверия.
7. Информационный блок о телефоне доверия (5 минут).
Возможное сообщение ведущего: «Телефон доверия - эта служба экстренной психологической помощи для детей и родителей, созданная специально для того, что у людей в запутанных, сложных, эмоциональных ситуациях была возможность обсудить мысли, переживания, идеи и т.д. Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации. Телефон доверия открыт для каждого человека - любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.
Психологическая помощь по телефону доверия в настоящее время очень популярна во всем мире. Родители и дети разных возрастов имеют возможность обращаться за помощью на телефон доверия, чтобы посоветоваться, получить консультацию, а порой просто «выговориться». Причем эта помощь анонимна, бесплатна и конфиденциальна. На телефоне доверия работают специалисты-психологи, прошедшие специальную подготовку.
Каждый телефон доверия работает в своем определенном режиме - круглосуточно или по расписанию.