kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание "Адаптация школьников к обучению в средней школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сценарий родительского собраия направлен на оказание помощи родителям пятиклассников, которые находятся в ситуации адаптации к условиям обучения в средней школе. В ходе собрания с родителями обсуждаются возможные трудности адаптации и способы оказания помощи ребенку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Адаптация школьников к обучению в средней школе"»

Родительское собрание

Адаптация к обучению в средней школе»

Первая четверть пятого класса – очень важный и сложный период для пятиклашек. Многие дети испытывают серьезные трудности в это время. Тяжело проходящая адаптация может сильно снизить самооценку ребенка, ухудшить его отношения с одноклассниками, привести к существенному снижению успеваемости. Нужно попытаться смягчить влияние этого периода на личность ребенка и самыми главными и самыми заинтересованными помощниками классного руководителя в этом деле являются, несомненно, родители. Чтобы использовать потенциал родителей максимально, я, обычно, провожу собрание по адаптации уже на первой-второй неделе сентября. И повожу его в интерактивной форме, привлекая самих родителей к анализу ситуации и поиску оптимальных решений.

В начале собрания можно попросить родителей сделать из заготовок бейджики с фамилией и именем ребенка и своим именем. Ведь в начале сентября классный руководитель еще очень плохо знает детей и, обычно, совсем не знает родителей.

Начинается собрание с вопроса родителям о том, что же такое адаптация школьников. Родители хорошо понимают, что этот термин обозначает приспособление. Но вот к чему должен приспособиться их ребенок?

Педагог разбивает родителей на группы методом простого расчёта, и предлагает найти ответ на этот вопрос. Группы работают 2-3 минуты и затем высказывают свои соображения, а учитель записывает ответы на доске.

Получается примерно такой список:

- к новым учителям, новым предметам;

- к новым отношениям;

- новому режиму;

- новым формам поведения, более высокому уровню самостоятельности и ответственности;

- возросшим нагрузкам и требованиям;

-новым формам работы, видам деятельности.

Дополнив список при необходимости, педагог обращает внимание родителей на то. какие сложные требования предъявляются ребенку при переходе в среднюю школу. И не удивительно, что не все дети могут сразу с ними справиться. Но ряд детей все же довольно успешно с этими требованиями справляется.

Учитель раздает группам фломастеры и листы А3 и предлагает участникам собрания создать портрет адаптивного ребенка. Ответить на вопрос, чем определяется успешность адаптации, какими качествами должен обладать ученик, чтобы его адаптация прошла успешно? Родители могут нарисовать «портрет» или сделать словесную характеристику. По окончании работы портреты размещаются на доске.

Обсуждение выявляет примерно такие черты хорошо адаптивного ребенка:

- хорошее физическое здоровье, физическая выносливость;

- дисциплинированность, развитая воля, развитая способность к саморегуляции и самоконтролю, ответственность;

- хорошая учебная мотивация, хороший уровень знаний;

- коммуникативность, хорошие отношения со сверстниками;

- психологическая зрелость.

На следующем этапе работы педагог проводит мини-лекцию по обсуждаемой теме. Сообщает родителям, чтошкольная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, самореализацию и обеспечивает возрастное развитие, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии, девиантное поведение), приводящий к дезадаптированности ребенка.

Адаптация может происходить без внутренних потерь, не нарушать, а стимулировать возрастное развитие, а может происходить за счет высоких психологических затрат (повышения тревожности, понижения самооценки, невротизации, возникновения психосоматических заболеваний).

По данным ученых первые четыре недели – это острая адаптация. За 2-3 месяца происходит адаптация у 50% учащихся, до 6 месяцев растягивается период адаптации у 30% детей, а 14% испытывают значительные трудности в адаптации.

Продолжая работу, педагог изменяет состав групп и предлагает группам нового состава создать портрет ребенка из «группы риска». Того, у кого риск дезадаптации наиболее высок. Обсуждение работ дает следующие результаты. Наиболее трудно адаптируются дети:

- с низким уровнем физического здоровья;

- с проблемами со стороны работы нервной системы (гиперактивность, нарушения внимания, ММД);

- высокий уровень тревожности;

- плохое отношения со сверстниками;

- низкий уровень мотивации, ответственности, дисциплины и самодисциплины, не способность подчиняться правилам.

При необходимости, педагог дополняет список:

- отсутствие прав и обязанностей в семье;

- зависимость от взрослых, ограниченность жизненного пространства и круга общения;

- недостаток информации о мире;

- социальная запущенность;

- низкий эмоциональный контроль.

Обсудив риски дезадаптации, классный руководитель предлагает родителям ознакомиться с прогнозом адаптации их детей, составленным психологом школы. Обычно, такое исследование включает изучение мотивации и уровня тревожности. Хорошо дополнить эти исследования данными оценки ребенком психологического климата в классе и данными социометрии. Педагог, комментируя результаты, поясняет, что высокий уровень тревожности ребенка является фактором риска, так как снижает доступ к ресурсам организма для преодоления трудностей периода. Но слишком низкая тревожность способствует развитию «пофигизма» и безответственности.

После того, как родители ознакомятся с результатами тестирования своих детей, педагог предлагает группам поработать над следующим вопросом: как мы можем узнать, что адаптация ребенка происходит не очень успешно. В результате обсуждения результатов может получиться такой список признаков дезадаптации:

- ухудшение отношений со сверстниками, одноклассники начинают их избегать;

- повышенная раздражительность, конфликтность;

- потеря интереса к учебе, падение мотивации, ухудшение успеваемости, плохое усвоение материала, жалобы на учителей;

- повышенная потребность в безопасности, страхи, нежелание идти в школу:

- неадекватность самооценки, безразличие к успехам и неудачам, негативное отношение к обязанностям;

- ухудшение здоровья, частые болезни;

- асоциальное поведение, нарушение дисциплины.

Проведя совместно с родителями такой глубокий анализ проблемы, педагог предлагает родителям сделать прогноз адаптации для своего ребенка. Воспользовавшись сформированными критериями, осознать, какие особенности ребенка могут стать для него «факторами риска» и послужить причинами срыва процесса адаптации или прохождения адаптации за счет высоких психологических затрат.

Последнее задание для групп: Как подготовить ребенка к периоду адаптации?

Родители, обсудив вопрос с классным руководителем, называют:

- укрепление здоровья;

- формирование эмоционально-волевой сферы: воспитание дисциплины, ответственности, умение следовать правилам, владение эмоциями, самостоятельное исполнение обязанностей;

- расширение кругозора, интеллектуальное развитие;

- развитие способностей ребенка, в том числе и средствами дополнительного образования.

Каждому родителю предлагается составить программу успешной адаптации для своего ребенка:

Особенности моего ребенка

Возможные неблагоприятные последствия

Способ преодоления возможных неблагоприятных последствий






В конце собрания родителям раздаются цветные наклейки (можно в форме сердечка), на которых родители пишут, что они могут сделать, чтобы помочь дезадаптированному ребенку и наклеивают эти листочки на модель-портрет ученика «группы риска».

Педагог знакомит аудиторию с содержанием этих советов, благодарит участников за работу и подводит итоги собранию.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание "Адаптация школьников к обучению в средней школе"

Автор: Алексеева Нина Сергеевна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Материалы для родительского собрания "Адаптация пятиклассника при переходе в среднее звено". "
    ["seo_title"] => string(105) "matierialy-dlia-roditiel-skogho-sobraniia-adaptatsiia-piatiklassnika-pri-pieriekhodie-v-sriednieie-zvieno"
    ["file_id"] => string(6) "180634"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425220875"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Родительское собрание Адаптация пятиклассников к обучению в средней школе "
    ["seo_title"] => string(86) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-piatiklassnikov-k-obuchieniiu-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227122"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440605579"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Родительское собрание "Готовим детей к школе" "
    ["seo_title"] => string(52) "roditiel-skoie-sobraniie-gotovim-dietiei-k-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "213442"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432055460"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Психологические особенности подростков (10-12 лет) при переходе из начальной школы в среднее звено  (родительское собрание) "
    ["seo_title"] => string(138) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-podrostkov-10-12-liet-pri-pieriekhodie-iz-nachal-noi-shkoly-v-sriednieie-zvieno-roditiel-skoie-sobraniie"
    ["file_id"] => string(6) "122518"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414261522"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Беседа на родительском собрании на тему «Трудности адаптации перехода детей из детского сада в школу» "
    ["seo_title"] => string(112) "biesieda-na-roditiel-skom-sobranii-na-tiemu-trudnosti-adaptatsii-pieriekhoda-dietiei-iz-dietskogho-sada-v-shkolu"
    ["file_id"] => string(6) "194430"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427779586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства