Рекомендации к индивидуальному подходу в работе с учащимися
Рекомендации к индивидуальному подходу в работе с учащимися
Воспитание молодого поколения, формирование всесторонне развитого человека, строителя своего государства является актуальным на сегодняшний момент. Именно с этой целью и была написана данная статья, которая поможет в работе классного руководителя.
Ведь реализация и развитие каждого ребенка является одной из актаульных проблем и задач каждого учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к индивидуальному подходу в работе с учащимися »
Индивидуальный подход к ученикам
в воспитательной работе
Воспитание молодого поколения, формирование всесторонне развитого человека, строителя своего государства является актуальным на сегодняшний момент. Постоянно усовершенствуются методы и формы учебно - воспитательной работы. Вырастает роль педагогических достижений, посвященных разным проблемам воспитания. Одной из них является проблема индивидуального подхода к ученикам. Каждый учитель должен помнить, что ученик, кроме возрастных особенностей, общих для школьников данного класса, имеет еще и индивидуальные качества, которые необходимо учитывать во время организации учебно-воспитательной работы. Индивидуальный подход нужно использовать одновременно с воспитанием коллектива.
Следует отметить, что некоторые учителя индивидуальный подход понимают очень узко, только как непосредственное влияние на ученика вне коллектива. Нередко существует и другое мнение, якобы индивидуального подхода требуют только некоторые ученики, то есть «тяжелые», к которым учителя относят учеников, что учатся на низком уровне и недисциплинированных. Такие крайности являются неправильным ограничением индивидуального подхода. Бывает, что одни и те же самые воспитательные мероприятия, употребляемые к разным ученикам одного класса, дают разные, а иногда и противоположные последствия. Это можно объяснить разнообразием индивидуальных особенностей школьников.
Обобщая опыт работы учителей, рядом с которыми мне пришлось работы, а также свой опыт, могу утверждать, что все пытаются выучить психологию ученика. Однако часто это происходит поверхностно, бессистемно. Некоторые педагоги слабо ориентируются в методике изучения особенностей школьника.
Изучение особенностей имеет огромное значение – помогает формирования у учеников определенных убеждений, умений, навыков, привычек правильного поведения. Психика ребенка очень сложная по своей структуре и разнообразна в своих проявлениях, поэтому с самого начала учитель должен четко для себя определить, куда будет направлено его внимание во время работы с данным учеником. В первую очередь определяют интересы ученика, его «полноту» жизни (школьной и внешкольной). Что побуждает школьника к работе, к учебе, к деятельности? Для определения интересов учеников можно использовать тексты-вопросы, беседы, творческие работы, а также просто общение ученик ↔ учитель.
Вот некоторые примеры из собственного опыта.
Ученики очень любят разговаривать, задают много разных вопросов, соответствующих своим интересам. Они хотят открытого, искреннего разговора. Часто спрашивают:
Что такое характер?
Как воспитать силу воли?
Существуют ли дружеские отношения между мальчиком и девочкой?
Просят рассказать про дружбу и любовь, научить слушать музыку, разбираться в искусстве и т.д. Возникают и другие вопросы, серьезнее, глубже, каждый требует обоснованного ответа. Любопытство учеников дает им новые знания, на базе которых формируются правильные взгляды, убеждения, позитивные эмоции, привычки. Бывает так, что учителя невнимательно относятся к своим воспитанникам, считают нецелесообразным отвечать на их вопросы, таким образом, между учителем и учеником появляется препятствие, ученик может замкнуться в себе и больше не обратится за советом к учителю.
Не менее важным для учителя является изучение черт характера школьника. Один очень вспыльчив, когда его обидели, а другой остается внешне вроде спокойным, но собирает силы, чтобы доказать свою правоту. Изучая темперамент, важно обратить внимание на эмоции ученика. Нужно учитывать, что детям присуща повышенная возбудимость, чрезмерная активность, нужно уметь предвидеть поступки и действия, найти соответствующие пути индивидуального влияния. Раненое самолюбие, глубокая обида может толкнуть ученика на ненависть к людям. Такой школьник пытается ответить на это своими поступками: нарушает дисциплину, не уважает учителей и товарищей, демонстративно пренебрегает всем, что поручают.
Выучив психологию ученика, учителя используют разнообразные способы педагогического влияния. Во время выбора форм индивидуального влияния, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности ученика, коллективные взаимоотношения, психологическую ситуацию.
Переубеждать можно словом и примером. Чаще всего учителя используют влияние словом. Беседы в прямой и непрямой форме, объяснения, но лучше их осуществлять в непринужденной ситуации: во время экскурсий, отдыха учеников на природе. Но к такой беседе учитель должен заранее подготовиться, продумать вопросы, определить цель, даже предусмотреть ответы учеников. Иначе беседа не принесет позитивного результата, а может стать наоборот негативным фактором в общении учитель ↔ученик.
Однако с помощью убеждения мы влияем только на сознание и чувства, возникает желание, а этого недостаточно. Ученики лучше запоминают и усваивают те нормы и правила поведения, которые они используют на практике, в жизни. Поэтому особое значение имеет метод коррекции. Суть коррекции состоит в создании таких условий в жизни ученика, которые способствовали б проявлению необходимого качества, а в результате повторения тех же условий, качества закрепляются. Например: уметь управлять собой, сдерживать свои эмоции, перебарывать страх (публичного выступления, перед сценой, микрофоном и т.д.).
Однако, опыт работы показывает, что эффективность воспитательной работы, в значительной мере, зависит от педагогического мастерства учителя.
Своим поведением, поступками, отношением к школьникам, всей своей особенностью учитель присутствует в эмоциях учеников или нет. Они по - новому воспринимают и относятся к поступкам и действиям других людей, унаследуют в этом учителя (наставника, классного руководителя). Но, стоит подчеркнуть, что это влияние ученики воспринимают в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей.
Младшие школьники копируют свою учительницу, она лучше всех. « Мама, что ты говоришь!? – обращается девочка к маме. – Нам учительница объясняла по-другому». И это аксиома, закон, который не обсуждается.
Старшеклассники выделяют отдельные черты своего учителя – чуткость, внимательность, справедливость, умение выслушать, дать совет. Часто они подчеркивают и начинают уважать учителя за его морально-волевые качества: сдержанность, настойчивость, умение владеть собой. Особенно ценят ученики те позитивные качества учителя, которые слабо развиты у них самих. К таким учителям ученики тянутся, в анкетах или сочинениях своих пишут: « Я очень уважаю и люблю своего классного руководителя. Она научила меня верить, любить, быть отзывчивой и открытой. Я никогда ее не забуду». Или еще один ученик пишет: « Уважаю и низко кланяюсь ее отзывчивости ко мне, умению понять то, что, казалось бы, понятию не подлежит ».
Грубость всегда обижает, провоцирует действовать наперекор, нередко приводит к конфликту. В индивидуальном подходе к ученикам важно еще одно качество педагога – глубокая вера в человека, в то, что у каждого ученика есть что-то хорошее, которое так далеко спрятано, что тяжело его найти. Но мы на то и учителя – «творцы детских душ», чтоб все доброе, хорошее найти у наших воспитанников, помочь им и направить в широкий путь, что называется «Жизнь».