Развитие эстетического вкуса младших школьников во внеурочной деятельности
Развитие эстетического вкуса младших школьников во внеурочной деятельности
Современноне образование должно стать средством общего интелектуального развития личности. начальная школа. с одной стороны. должна учить деятельности осмысленно считать. логически рассуждать. С другой стороны, в младшем школьнм возрасте ребёнку необходимо осознать окружаущий мир. себя в этом мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие эстетического вкуса младших школьников во внеурочной деятельности »
Развитие эстетического вкуса младших школьников во внеурочной деятельности
Учитель начальных классов
МАОУ ООШ с. Сухой Отрог
Соколова Светлана Анатольевна
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………… 6
Сущность и задачи эстетического воспитания ………………. 6
Развитие эстетического вкуса младших школьников ………11
Развитие эстетического вкуса младших школьников
во внеурочной деятельности …………………………………………. 16
АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
………………………………………………………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… 38
ВВЕДЕНИЕ
Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Люди стали задумываться о моральных ценностях, о преодолении того, что мешает продвижению вперед и дальнейшему становлению.
Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Начальная школа, с одной стороны, должна учить деятельности осмысленно читать, правильно и красиво писать, точно и быстро считать, логически рассуждать. С другой стороны, в младшем школьном возрасте ребёнку необходимо осознать окружающий мир, себя в этом мире.
Эстетическое воспитание одна из составляющих современного процесса любого образовательного учреждения. Работая с младшими школьниками главная задача педагога научить ребёнка жить в мире прекрасного, чтобы он не только не мог жить без красоты, но, и чтобы красота мира творила красоту в нём самом.
В реализации проблемы формирования эстетического вкуса младших школьников особую роль играет осознанность учителями важность этой категории для духовного развития ребенка, для его самореализации. Сейчас нам всем уже стало понятно, что только воспитание в человеке нового чувства природы может сохранить ее для потомков.
Эстетическое познание искусства, природы и иных явлений мира, окрашенных присутствием красоты, сопровождается развитием таких особых черт, таких качеств личности, как художественный и эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать. Однако нельзя говорить об этом без осознания эстетического воздействия языка.
Роль слова высоко оценил В.А. Сухомлинский: «Я не имел бы права называться воспитателем, если бы на каждом шагу не раскрывал красоту, поэтическую силу, аромат, тончайшие оттенки, музыку слова, если бы школьникам не хотелось выразить в слове самое красивое и самое сокровенное».
Развитие эстетического вкуса происходят на уроках рисования, труда (технологии), чтения, окружающего мира. Разумеется, воспитать в учащихся полноценных ценителей прекрасного невозможно только посредством учебного процесса. Однако организация внеурочной деятельности учителя и ученика не менее важна для развития эстетического вкуса. Ведь все то, что учитель вложил ученикам на уроках не всегда остается на долго, внеурочная работа по развитию эстетического вкуса способствует закреплению усвоенного материала и, наверное, самое главное, работа во внеурочное время проходит вместе с родителями, с одноклассниками, учителями, что способствует сплочению коллектива и более близкому общению с родителями.
Развитие эстетического вкуса должны способствовать воспитание в семье, а также кружки различных видов деятельности, походы в театры, на экскурсии, а также живое слово учителя либо воспитателя. В результате проведенных внеклассных мероприятий значительно повышается уровень эстетики, учащиеся начинают смотреть по-другому на окружающий мир, окружающую среду. Следовательно, перед учащимися ставятся задачи увидеть что-либо новое, что раньше не было замечено в себе, в друзьях, в окружающих предметах. Чем полнее человек переживает прекрасное в искусстве и в жизни, тем богаче становится его внутренний мир.
Многие педагоги считают, что учебного процесса совершенно достаточно для развития эстетического вкуса, ведь как считают они мы все это развиваем и много раз говорим и показываем учащимся на уроках. Согласно этому развитие эстетического вкуса во внеурочное время становится наиболее актуальна. Умение организовать, раскрепостить, открыть детям глаза на окружающую действительность как на неиссякаемый источник ярких впечатлений и разнообразных творческих находок важная задача педагога.
Проблема эстетического воспитания, развитие эстетического вкуса вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в школе, на актуальность и необходимость воспитательных внеурочных мероприятий по эстетическому воспитанию.
Предмет исследования – формы и средства внеурочной деятельности младших школьников в развитии эстетического вкуса.
Объект исследования – эстетический вкус младших школьников.
Цель - выявление возможностей внеурочной деятельности в развитии эстетического вкуса у младших школьников.
Согласно предмету, объекту и цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания и развития эстетического вкуса у младших школьников;
Выявить наиболее эффективные формы внеурочной деятельности по развитию эстетического вкуса младших школьников;
Проанализировать опыт внеурочной работы по развитию эстетического вкуса на примере педагогического коллектива СОШ №16 г. Вольска Саратовской области.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и задачи эстетического воспитания
Уже с древности люди задумывались о том. Что сильнее всего влияет на формирование эстетического мира человека. И по сей день этот вопрос продолжает оставаться в центре внимания ученых. Однако до сих пор нет единой точки зрения.
Так что же такое эстетическое воспитание и какова ее сущность?
Сущность эстетических достоинств человека эмпирически и научно выявлялась в истории человеческой культуры как одна из центральных проблем.
Понятие эстетическое воспитание неразрывно связано с термином «эстетика». Слово «эстетика» происходит от греческого «aisteticos», что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. В.А. Сухомлинский в своих работах определяет эстетическое воспитание как процесс формирования чувств в области прекрасного. [18, с.395]. Прекрасное – это и сама жизнь в её наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [24, c.451].
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [12, c.51]. Д.Б. Лихачев подчеркивает, что ведущая роль целенаправленного педагогического воздействия принадлежит эстетическому становлению ребенка. Развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможен только, как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также, как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [12, с. 42].
Ю.К. Бабанский трактует эстетическое воспитание как процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. (Бабанский Ю.К.)
Таким образом можно выделить основные положения, которым руководствуется понятие эстетическое воспитание, говорящие о его сущности:
процесс целенаправленного воздействия;
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
эстетическое воспитание является формированием эстетических вкусов и идеалов личности;
развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания являетсяовладение знаниями,связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.
Рукавицын М.М., определяет цель эстетического воспитания как «гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [15, c.142]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Для эстетического развития младших школьников каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует художественный и эстетический вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус младшие школьники отражают в своих поделках на кружковых занятиях и уроках труда.
Архитектура – это наглядное формирование действительности по законам красоты. Она поражает воображение детей своей выразительностью, симметрией и ритмичностью форм.
Скульптура как пространственно-изобразительное искусство всегда передает движение. Один момент этого действия как бы соединяет в себе прошлое и будущее. В скульптуре, ее монументальности и одноцветности заложено широкое обобщение. Этот вид искусства наиболее труден для восприятия детей.
Огромное влияние на духовный мир школьника оказывает литература. В системе искусств она занимает ведущее положение. Слово как средство литературно-художественного творчества способно и создавать яркие образы, и анализировать явления жизни.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, эффективность системы эстетического воспитания зависит от понимания искусства как общественного явления, умения педагогов выявить специфику и учесть ее в методике работы. [12, c. 58] Сущность системы заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка. Художественно эстетическое воспитание и обучение осуществляется на основе научного комплексного подхода ко всему делу воспитания, что является методологической основой и важным принципом. На этом основывается необходимость тесных межпредметных связей в процессе преподавания искусства. В качестве принципа системы эстетического воспитания является также идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий и организованного воздействия искусства с помощью средств массовой информации. Большое значение для эстетического и общего развития личности имеет принцип единства художественного и общего психического развития детей. Привыкая приводить в движение все умственные силы в процессе занятия искусством, ребенок в последствии распространяет эту способность и на любую другую деятельность. При выборе форм обучения некоторые новаторские школы используют эстетические подходы в преподавании общеобразовательных предметов. Детям прививают такие понятия как эстетика труда, умственной работы, физической культуры и спорта. Специфическим принципом системы является принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Она дает общее образование и развитие, обеспечивает готовность овладения любой специальностью. Наконец большое значение имеет принцип эстетики всей детской жизни. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений. [12, с. 64].
Развитие эстетического вкуса младших школьников
Эстетический вкус связан с восприятием предмета, явления или произведений искусства в их целостности. Восприятие и оценка при этом выступают в единстве. Оценка определяется эстетическими ценностями личности. Эстетический вкус дает возможность тоньше, дифференцированнее и объективнее оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира. Эстетический вкус характеризуют чувство меры, гибкость и вместе с тем устойчивость оценок, а также широта и многосторонность восприятия. Извращения вкуса проявляются чаще всего в двух формах: мещанстве и эстетстве (снобизме). Развитой вкус всегда чуток и требователен к гармонии формы и содержания в данном предмете или явлении.
В учебном процессе нет такого предмета как эстетика, поэтому воспитание и развитие эстетического воспитание включается во все уроки начальной школы.
В учебный план школы включены предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Этот цикл играет решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного и эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. Предметы художественного цикла в школьной практике являются собирательными, обобщающими, комплексными. Они представляют собой симбиоз самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В школе преподают учебные предметы по искусству, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нём и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности [17, с. 48].
Музыка вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки и музыковедение, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.
Предмет изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Очень важно чтобы этот предмет преподавал учитель с художественным специальным образованием или очень увлечённый, творческий педагог.
Эстетический вкус развивает предмет – физическая культура. Эстетический идеал – физически совершенный человек, в котором красота внешнего облика органически слита с духовным богатством. Физическое совершенство не самоцель. Тому, кто здоров и крепок, нипочём большие нагрузки, напряженный ритм жизни активного человека современности. Физическая культура, спорт помогают полнее ощутить радость жизни. Они способны исправить походку и осанку, они в силах побороть неверие в себя, тренируют волю и мышцы, они во многом способствуют душевному здоровью общества. Ведь, когда видишь человека стройного, физически подтянутого, по неволе любуешься им [25, с. 64].
В процессе развития эстетического вкуса в школе видное место занимает эстетика труда, умение видеть, чувствовать и создавать красоту в процессе трудовой деятельности. В зависимости от того, как искусство показывает и оценивает труд, как относится к нему, формируется общественное мнение, реальное отношение детей к трудовой деятельности. Этим завершается своеобразный цикл: труд - эстетическое отношение к нему - художественное отражение труда в искусстве - стимулирование труда искусством. [12, с.78] Детский труд воспитательно особенно ценен тогда, когда его идеальная и материальная стороны проявляются в творчестве, создании ребенком чего-то своего, нового по существу и изящного по форме. В процессе труда развивается мышление, воображение, способность творчества. Ребенок постоянно совершенствует зоркость собственного глаза, тонкую способность восприятия звуков, чуткость осязания. Важным элементом детского труда является его результат. Ребенку нужно объяснить, показать, что все изготовленное человеком имеет форму, композицию, цвет, линию. Все, что делает ребенок, также может быть красивым или некрасивым, прекрасным или уродливым. Таким образом, процесс труда имеет эстетическую ценность.
Природа как эстетический феномен вместе с эстетически преобразующей деятельностью человека представляет собой основной источник возникновения и развития в людях способности эстетического вкуса. Природа сама учит человека творчеству, ее предметы и явления содержат в себе гармонию. Природа эстетически разнообразна и богата, противоречива и совершенна. Она объективно и абсолютно эстетична. В ней сосредоточено совершенно прекрасное, но вместе с тем и совершенно безобразное, а также совершенно катастрофическое и совершенно несуразное. Эстетическое отношение к природе рождает и развивает нравственное отношение к ней. Познание ребёнком природной красоты пробуждает в нем нравственные чувства. Дети постепенно переходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства, в том числе – красоты. Зло состоит в нанесении ущерба, загрязнении окружающей среды, расхищении ее богатств. Любование, наслаждение красотой природы является для человека началом сложного, практически значимого, творческого отношения к ней. Важно заметить, что развитие эстетического вкуса у младших школьников позволяется решать задачи патриотического, трудового и экологического воспитания. Эстетика труда, природы, художественно-организованной среды имеет большое значение в эстетическом и нравственном воспитании личности.
Чтобы обеспечить эффективность процесса эстетического воспитания, педагог постоянно прибегает к помощи методов педагогического воздействия, таких как убеждение, разъяснение, пример, требование, система перспективных линий, поощрение и наказание. Ребенок включается в эстетически воспитывающую деятельность со всеми положительными и отрицательными чертами своей личности [12, с.113]. Огромное значение в этой деятельности приобретает формирование у школьника представления о жизненном идеале и об идеальном в окружающем мире. Притягательная сила идеалов для детей заключается в социальной ценности их содержания, в отражении лучших романтических устремлений взрослых людей в самых различных областях общественной жизни. Вместе с тем для школьника чрезвычайно важна реалистичность, научная обоснованность общественных идеалов, их жизненность и практическая достижимость. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественный идеал, перспектива движения к идеальной цели при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной борьбы за идеалы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимает детей на дела, способствующие формированию их собственных жизненных идеалов. В результате обучения, бесед, чтения художественной и публицистической литературы, знакомства с изобразительным творчеством художников, слушания музыки, просмотра фильмов и телепередач, непосредственного общения с взрослыми и между собой у школьников формируются идеальные представления, понятия, образы, связанные с организацией социальной жизни, а также мотивы и стимулы поведения. Это представление и понятие о наилучшем устройстве, образе общественной жизни, об идеальных отношениях между людьми, об идеале самого современного человека. Вербально образное формирование эстетического идеала имеет для духовной жизни и практического поведения подростков и юношества огромное значение. В сознании ребят формируются определенные образы, складываются планы поведения и отношения к жизни. Это должен учитывать педагог.
Таким образом, процесс формирования эстетического вкуса младшего школьника будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
процесс развития эстетического вкуса ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и строится с опорой на социальный опыт ребенка;
в образовательный процесс включена система творческих задач, организующих эстетическую деятельность младших школьников;
будет обеспечено эмоционально-комфортное состояние ребенка средствами педагогической поддержки.
Следовательно, только при создании педагогических условий возможна целенаправленная и систематическая работа по развитию эстетического вкуса младших школьников.
Развитие эстетического вкуса младших школьников во внеурочной деятельности
Современный сложный этап в развитии нашего общества, когда осуществляются глубокие радикальные преобразования в политике, экономике и социальной структуре, требует нового подхода к воспитанию подрастающего поколения и предъявляет новые требования к ним.
В условиях признания обществом гуманизации образования приоритетным направлением встает необходимость пересмотра его содержания и общей направленности на гармоничное развитие личности.
Урок является ведущей, но не единственной формой обучения и воспитания школьников. В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни, развитие эстетического вкуса. Продолжением работы по развитию эстетического вкуса является внеурочная деятельность. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важных педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствуя духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации.
Необходимость, своеобразие и большое значение внеурочной работы не раз подчеркивалось в работе известных педагогов: Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Н. К. Крупская отмечала: «Внешкольная работа, конечно, должна быть тесно связана со школьной, но это своеобразная работа, которая должна организационно воспитывать ребят».
В. А. Сухомлинский писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки... Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков» [18, с.96].
Большой практический вклад в решение проблемы организации внеурочной деятельности с учащимися по эстетическому воспитанию внесли А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В организованных ими учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций, в хоровом пении. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности. Основные виды внеурочной деятельности с детьми по эстетическому воспитанию это: проведение факультативных занятий, сеть литературно-творческих кружков, посещение театров и музеев, а также организация лекций и натурных занятий по живописи, скульптуре, рисунку [22, с.13].
Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеурочной работы в деле обучения и воспитания, учащихся в школе, учителя стараются уделять ей большое внимание. Правильное взаимодействие учителя с учащимися во внеурочное время способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к учебе, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое.
Главное условие при организации внеурочной работы по эстетическому воспитанию — учет возрастных особенностей младших школьников: предметно-образный характер мышления при недостаточном уровне развития абстрактно-логического мышления; эмоциональная лабильность и впечатлительность, склонность к фантазии и освоению мира в процессе игры. Это обусловливает продуктивность усвоения знаний и умений в процессе деятельности, требующей этих умений; опору на эмоциональное восприятие, переживание благодаря активизации деятельности, как левого, так и правого полушария мозга. Этому способствует привлечение средств эстетического воздействия на эмоционально-потребностную сферу личности: образного материала произведений искусства, фольклора, этнических, народных традиций. И очень жаль, что идея эстетического развития младших школьников не выдвинута стандартом в качестве одной из ведущих концептуальных идей. Между тем именно средствами эстетического развития младших школьников можно решать задачи обучения, воспитания и развития личности.
Преимущественное внимание к эстетическому воспитанию при разработке программ начального общего образования целесообразно по трем причинам. Во-первых, освоение каждой предметной области зависит от эмоционально-ценностного отношения к учебной информации, что требует опоры на образное восприятие. Во-вторых, именно организация эстетически направленной творческой деятельности позволяет в комплексе реализовать возможности трех компонентов образовательного процесса. И что самое главное — имеющиеся учебные программы представляют собой неисчерпаемый арсенал средств эстетического развития личности младшего школьника, его социального воспитания [6, с.54].
Обратимся к предполагаемым предметным результатам освоения основной образовательной программы во внеурочной деятельности детей.
Например, разнообразные формы связи уроков предметов филологического цикла с внеурочной деятельностью осуществляются в виде: клубные занятия по развитию речи, риторике, культуре общения; разработка сценариев праздников; театрализация; кружки выразительного чтения, изучения фольклора, творчества писателей и поэтов родного края; организация экскурсий в музеи, картинные галереи, коллективный просмотр спектаклей, встречи с деятелями культуры и искусства. При этих формах организации внеурочной деятельности обогащается социальный опыт детей, развивается художественно-эстетический вкус, потребность общения с прекрасным.
Одна из образовательных областей, непосредственно связанных с воспитанием патриотизма, гражданской идентичности – «Окружающий мир». В этой области продуктивны формы внеурочной практической деятельности экологической направленности, доступной возрасту учебно-исследовательской деятельности, связанной с сохранением исторической памяти, природоохранной деятельностью. Особую роль приобретают работа школьного музея, формирование традиций школы как основы социализирующего образовательного пространства. И вновь мы обращаем внимание на действенность эстетических средств воздействия на восприятие детьми и событий народной истории, и красоты природы, требующей бережного отношения.
Образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» также предполагает решать задачи эстетического развития. Во внеурочной деятельности можно использовать следующие формы как проведение праздников, встреч «за чашкой чая», совместных с родителями народных игр, театрализованных представлений, этнических обрядов, организация клубов («Живая этика», «Культура общения», «История духовных храмов», «Образы религиозных преданий в изобразительном искусстве») [6, с.55].
Предметная область «Искусство», занимающая центральное место в эстетическом развитии младших школьников, но весьма скромное место (по количеству учебных часов) в образовательной программе. Тем значимее использование на уроках, во внеурочной и внешкольной деятельности того богатства программ, учебных пособий, которые создают основу для развития потребности и готовности к эстетическому творчеству, формирования этнической идентичности через освоение народных традиций, художественной культуры своего народа.
Уроки искусства имеют органическое продолжение во внеурочной деятельности: организация кружков, клубов, объединений, работа которых направлена на развитие способностей в определенной сфере художественного творчества; создание вокальных, драматических коллективов, студии изобразительного искусства, фольклорного ансамбля, оркестра народных инструментов, т.е. воплощение знаний и умений, приобретенных на уроках по искусству, в реальной творческой деятельности. С данной образовательной областью связана также организация экскурсий, походы на концерты, спектакли, встречи с деятелями культуры и искусства. Патриотическое воспитание на основе приобщения к фольклору и декоративно-прикладному искусству родного края тоже способствует социализации младших школьников.
Стандарт обращает внимание еще на одну целевую установку — обеспечение метапредметных результатов, сущность которых в освоении универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). Следовательно, при организации учебно-исследовательской, художественно-творческой, предметно-преобразовательной деятельности важно учитывать возможность межпредметных связей, что становится одним из условий усвоения и практического применения универсальных учебных действий.
Примерами комплексных образовательных программ и пособий могут служить тетради «Путешествие в прекрасное» по программе «Синтез искусств» (автор О.А. Куревина) и программа курса «Эстетическое мышление и художественный труд» на основе взаимосвязи двух образовательных областей — «Искусство» и «Технология» (авторы О.А. Куревина и Е.А. Лутцева). Учебные тетради «Путешествие в прекрасное» рассчитаны, правда, на эстетическое воспитание дошкольников, но их идеи могут быть реализованы и в начальной школе.
Курс «Эстетическое мышление и художественный труд» основан на идее создать у детей целостную картину мира в его материальном и духовном единстве на основе синтезирующей возможности художественного труда. Предполагается формирование духовных качеств личности благодаря функционированию эстетического мышления в процессе творческой, преобразовательной деятельности. Программа включает ряд блоков: культурологический, объединяющий эстетические понятия в единый контекст; изобразительный, благодаря которому эстетический контекст находит свое выражение в художественно-изобразительной деятельности; технико-технологический, реализующий эстетические идеи в конкретной предметной деятельности [8, с.27].
Каждая предметная область может иметь логическое продолжение во внеучебной и внешкольной деятельности, и обеспечение единства и взаимовлияния между основным и дополнительным образованием — предпосылка учета индивидуальных особенностей развития ребенка: задатков, потенциальных способностей, одаренности одних и трудности, барьеры, возникающие у других в процессе учебной деятельности, что становится основой дифференциации заданий и ролей в процессе совместной деятельности.
В реализации учебной, внеучебной и внешкольной деятельности участвуют одни и те же субъекты: руководители, учителя, учащиеся, их родители. Следовательно, надо обеспечить единый системно-деятельно-стный подход и соответствие, как возрастным особенностям учащихся, так и творческим возможностям учителей и родителей учащихся, специфике и традициям образовательного учреждения.
От этого будет зависеть тематическая направленность и специфика содержания образовательной системы социализации учащихся средствами эстетического воспитания. Кроме того, внеучебная и внешкольная деятельность многоаспектна и разнообразна по формам и содержанию. При опоре на активную деятельность ребенка в конкретной предметной области можно влиять на его познавательную мотивацию, эмоционально-потребностную сферу, этические установки, отношение к семье, окружающим, малой родине, России.
Таким образом, при правильном сочетании внеурочной работы с уроками обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.
В процессе осуществления внеурочной работы могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие.
От выбора формы внеурочной работы, от организации данной формы и ее содержания зависит, какая цель будет превалировать в каждом отдельном случае. При организации одного внеурочного взаимодействия будет ведущей познавательная цель, при подготовке и проведении другого - образовательная и т. д.
АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
(на примере СОШ №16 города Вольска Саратовской области)
Работая с младшими школьниками, педагог ставит перед собой задачу - научить ребенка жить в мире прекрасного, чтобы он не только не мог жить без красоты, но, и чтобы красота мира творила красоту в нем самом.
Эстетическое познание искусства, природы и иных явлений мира, окрашенных присутствием в них элемента красоты, сопровождается развитием таких особых черт, формированием таких качеств личности, как художественный вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать. Однако нельзя говорить об этом без осознания эстетического воздействия языка. Именно с этих позиций «можно научить школьников анализировать художественные произведения, высказывать свои суждения, говорить ярко, образно, содержательно, интересно.
Педагогический коллектив начальных классов СОШ № 16 города Вольска Саратовской области понимая всю важность развития эстетического вкуса кроме урочной деятельности привлекает учащихся во внеурочную деятельность.
С этой целью в школе был организован эстетический интегрированный кружок, который работает по четырем направлениям:
1) Музыкальное: слушание высокохудожественных классических образцов; вокально-хоровая работа; организация самодеятельных музыкальных коллективов (школьный оркестр, вокальный ансамбль народной песни); музыкальный лекторий;
2) Художественное: декоративная и оформительская работа (создание декораций, костюмов, выпуск газет и журналов), лепка, рисование;
4) Литературное: чтение и обсуждение литературных произведений, сочинительство.
В музыкальную часть занятий кружка были включены игровые задания для младших школьников, повышающие слушательскую музыкальную культуру:
1. «Слушая музыку». Всю музыку можно разделить на две большие группы: музыка, которая поется (вокальная), и музыка, которая исполняется на различных музыкальных инструментах (инструментальная). Слушая вокальную музыку, подумай, какие способы исполнения использует певец, где он поет громче, где тише и делает ли это более выразительным его исполнение. Прослушай романсы М.И. Глинки «Венецианская ночь», «Жаворонок», С.И. Танеева «В дымке-невидимке», каватину Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, инструментальные произведения П.И. Чайковского из «Детского альбома», С.С. Прокофьева «Детская музыка», Р. Шумана «Альбом для юношества», А.И. Гречанинова «Детский альбом». Какие из перечисленных произведений относятся к инструментальной, а какие - к вокальной музыке? Объясни, почему ты так думаешь.
2. «Музыка на кухне». Найди дома два тонкостенных стакана. Налей в них воды, но не поровну. Возьми в руку деревянный карандаш и легонько ударяй по бокам сосудов. Слышишь, как отличаются звуки? Как это зависит от уровня воды в сосуде? В стакан, где мало воды, долей ее доверху. Как изменилась высота звука? Доливая и отливая воду, добейся, чтобы оба стакана издавали одинаковый звук.
3. «Если стало интересно...» Прослушай романс «Жаворонок» М.И. Глинки и ответь на вопросы: какое настроение воплощено в музыке? Менялось ли оно на протяжении романса? Есть ли в романсе инструментальное вступление и заключение? Какой способ исполнения использовался?
Теперь постарайся передать свои впечатления в рисунке. Впрочем, можешь сделать аппликацию, коллаж или слепить что-нибудь.
4. «Тик-так». Предлагаю тебе игру с часами. На листе бумаги, слева и справа, нарисуй одинаковые часы с маятником. Только на одном рисунке изобрази маятник отведенным влево, а на другом - вправо. Если быстро переводить взгляд вправо-влево, маятник будет двигаться. Давай сочиним песенку часов. Спой два звука, один повыше, другой пониже. Затем возьми металлофон, сыграй два звука и подпевай себе: «Тик-так».
Усложним нашу игру. Между двумя часами с отведенными влево и вправо маятниками нарисуй такие же часы с вертикально расположенным маятником. Последовательно устремляя взгляд на рисунки, покачивай головой так, как изображен маятник. Твоя песенка остается прежней, но между звуками «тик» и «так» появится остановка - пауза. Это пауза будет приходиться на рисунок с вертикальным положением маятника. Вновь сыграй свою песенку часов на металлофоне, четко соблюдая ритм.
В художественную часть занятий кружка были включены игровые задания для младших школьников. Например, музыкально – художественная гостиная (приложение 1), игра – путешествие в пространство картины (Приложение 2)
На театральных занятиях кружка младшим школьникам было предложено выполнить такие творческие задания.
1. «Приглашение к диалогу». Представь, что встретились два человека: один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот отвечает ему тоненько, нежно.
Где ты живешь?
В цветке ландыша.
С кем ты дружишь?
Придумай продолжение разговора и исполни его. Чем кончился этот разговор? Не отправились ли они в замок к великану попить вместе чаю?
«Марш деревянных солдатиков». Под музыку П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» тебе предстоит разыграть маленький спектакль. Например: в начале марша солдатик стоит смирно среди других игрушек, он еще не ожил; затем разминает ручки, ножки, делает несколько военных движений, берет игрушечный барабанчик; в середине произведения солдатик марширует, играя на барабане; в конце - складывает барабанчик, делает прощальный поклон, возвращается на прежнее место и вновь замирает.
3. «Птицы». Прочитай первую строчку из стихотворения: «Воробей, сорока, чиж, зяблик, ласточка и стриж». Проговори ее вслух, наделяя интонационной выразительностью: воробей задорно; сорока старчески - рассудительно; чиж очень тоненько, попискивая; зяблик дрожащим от холода голосом; ласточка нежно; стриж как бы удаляясь в полете. Подбери для каждого слова свой звучащий предмет. Передай ритм стихотворной строки с помощью этих предметов.
Познакомься со стихами до конца: «Воробей, сорока, чиж, зяблик, ласточка и стриж прилетели на балкон, а за ними вдруг дракон!» Сочини, что было до и после того, разыграй маленький спектакль на музыкальных инструментах. Особое внимание удели полету дракона. Птицы, наверное, испугались его и разлетелись? Или дракон их старый друг и они ему рады?
4. «Стань режиссером». Собери небольшую творческую группу ребят. Разыграйте, как маленький спектакль, одну из пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Семеро одного не ждут», «У семерых нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Остальные ребята постараются угадать, какую пословицу вы разыграли.
На литературных занятиях кружка было разработано внеклассное мероприятие по эстетическому воспитанию младших школьников «Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов», где основным средством воспитания были произведения искусства. На этих занятиях дети учатся писать отзывы на литературные произведения, пробовать сочинять рассказы и стихи о природе.
Педагогический коллектив школы во внеурочное время проводит с младшими школьниками различные эстетические коллективные творческие дела различной направленности: художественных, литературных, музыкальных и т.д. Разработаны сценарии эффективных коллективных творческих дел для младших школьников. Среди них традиционные общие формы: конкурсы, викторины, школьные праздники, кружки, творческие объединения, а также новые формы работы в первичном коллективе: концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, эстафета любимых занятий, эстафета «ромашка» и другие.
Кроме урочной и внеурочной работы, направленной на повышение уровня эстетического воспитания младших школьников, педагогами планируются посещение Вольской картинной галереи, городского краеведческого музея, городского парка.
Основной целью таких коллективных походов явилось приобщение детей к художественному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию изобразительного искусства, формирование художественного вкуса и интересов. Прежде чем осуществить выход на художественную выставку, была проведена с детьми подготовительная работа: раскрыта цель посещения, знакомство с содержанием выставки, правилами поведения при посещении выставки. Такая работа была, своего рода, эмоциональным настроем для посещения выставки.
При посещение картинной галереи дети окунулись в мир живописи. Многие дети не проявляли должного интереса к картинам, оставались безынициативными. Некоторые дети безучастно прохаживались по залам, не «зацикливая» своего внимания на какой-либо из картин. Однако некоторые дети проявили интерес к пейзажным картинам. Они задерживались возле них, делились впечатлениями, приводя в сравнение собственными жизненные ассоциации. Именно пейзажные картины оказались наиболее доступными для детского восприятия.
После посещения выставки было организовано целенаправленное обсуждение данного мероприятия с детьми. Из высказываний и отзывов детей о художественных произведениях, стало ясно, что им понравилось бывать в музее, и было даже интересно, но, прежде всего потому, что это был коллективный выход всего класса, что крайне редко бывает в их будничной школьной жизни.
Большое значение в развитии эстетического вкуса имеют экологические экскурсии. Часто на экскурсиях педагоги школы учат младших школьников понимать природу, видеть и переживать ее красоту. Искусство учит вглядываться в природу, оно создает ее образы, но эти уроки ребенок не может извлечь сам, без помощи взрослого. Задача учителя - помочь детям увидеть и понять красоту и выразительность природы, отраженной в искусстве. Надежный путь, ведущий к успеху, - упражнения, тренировка в эстетическом восприятии, освоении эстетических закономерностей окружающего мира.
Специфика младшего школьного возраста заключается в том, что активная включенность ребенка в какой-либо процесс делает его более результативным. Именно поэтому педагогами двух первых классов школы был разработан и проведен эксперимент по организации проект-гостиной.
Выбор именно проект-гостиной является оптимальной формой работы с детьми младшего школьного возраста. Здесь свое отражение находят две формы работы с детьми: гостиная, как форма эстетического просвещения, и проект, как форма включения детей в активную познавательную деятельность.
Содержательная суть проекта: «Гостиная» – форма художественно-эстетического развития младших школьников, предусматривающая просветительскую направленность, встречу с интересными и творческими людьми.
Важно, что разрабатывая проект, дети изучали искусство с его разных сторон, узнавали и расширяли имеющиеся представления о художниках, поэтах, архитекторах, ремесленниках, модельерах и дизайнерах интерьера. Проект был организован таким образом, что дети занимали активную позицию как исследователи по проблеме проекта и как организаторы самой гостиной.
Проект состоял из трех блоков, изучение которых дает знание детям из различных областей художественно-эстетической деятельности человека:
Арт-декор (дизайнеры, архитекторы, ремесленники).
Богема (художники, музыканты, поэты).
Высокая мода (кутюрье, модельеры, стилисты)
Каждый блок реализовывался в четыре этапа:
Первый этап – организационный. Этап включал постановку проблемы, выбор исследовательской темы и создание группы, распределение обязанностей. Ребята вживались в ситуацию, уточняли цели и задачи.
Цель этапа – организовать детей к активной творческой работе в группе по решению выбранной проблемы по желанию детей.
Класс был разделен на три равных команды. Каждая команда выбирала свою проблему из заданного блока. Например: блок «Богема» предполагает деление учащихся на группы (художники, музыканты, поэты), в которых дети разрешали следующие вопросы: «Кто рисует прекрасное?», «Что значит быть музыкантом?», «В чем заключается секрет поэтов?»
Для нас было важным, что дети не просто описывали художников, музыкантов, поэтов и их произведения, а пытались рассмотреть особенности этого вида искусства, его отличительные черты, особенности труда людей, занимающихся этим видом искусства.
Второй этап – информационный. Этап включал в себя сбор и обработку информации по вопросу, полученному группой из определенного блока.
Цель этапа – научиться искать и отбирать нужную информацию, систематизировать и интегрировать ее.
Учащиеся работали самостоятельно и сообща, консультируясь с преподавателем и друг с другом, собирали информацию, «добывали» недостающие знания, готовили презентацию результатов.
Ребятам предоставлялся список литературы, и давалось время для её обработки. Были организованы промежуточные встречи в середине недели для обсуждения полученных данных, консультации с координатором проекта.
Третий этап – защита проектов. Защита проходила в виде дискуссии, во время которой группы представляли полученные результаты, аргументировали свою позицию. Остальные участники задавали вопросы, выдвигали контраргументы. Также на каждой гостиной был приглашенный гость, который проводил с ребятами мастер-класс.
Вместе с ребятами мы выделяли характерные внешние черты каждой профессии: у художников это беретка и кисть в руках, у архитекторов это чертежи или ноутбук, на котором они работают и так далее. Это нам пригодилось на четвертом этапе.
Четвертый этап – это занятие-рефлексия, на которое были приглашены представители богемы, арт-декора и высокой моды. Каждая команда отличалась внешне по характерным чертам своего блока. Ребята были схожи не только внешне, но и по поведению, употребляли определенные понятия, использовали характерный стиль общения. В дополнение они подготовили выставку из своих работ, которые выполнили на мастер-классе.
Данный проект позволил не только самостоятельно добывать знания, уметь творчески применять их на практике, но самое главное – развивать художественно-эстетическое начало личности, прививать любовь к эстетическому развитому вкусу.
Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо проводить воспитательную работу по формированию и развитию художественно-эстетического вкуса младших школьников в процессе подготовки и разработки проекта-гостиной.
Интересную работу провели педагоги начальных классов по развитию эстетического вкуса кейс – методом (разбор конкретных ситуаций). Данный метод способствует развитию практических навыков (аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных, самоанализа) и независимости мышления, а также нахождению нетривиальных способов решения задачи, поставленной учителем перед младшими школьниками.
В кейс-методе возможно создавать проблемные ситуации на основе фактов из реальной жизни по двум направлениям: 1) открытая дискуссия (гарвардский метод); 2) индивидуальный или групповой опрос (альтернативный метод). Альтернативный метод облегчает осуществление контроля и развивает у младших школьников коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли, но менее динамичен, чем гарвардский метод. В процессе формирования эстетического вкуса данный метод использовался педагогами при изучении эстетических категорий прекрасного и возвышенного. При организации внеклассного мероприятия, как «Мой прекрасный мир» привлекались к выполнению домашних заданий родители, которые помогали детям в поиске дополнительной информации для оценки прекрасного в природе и окружающем мире. Родители с детьми находили и фотографировали выразительные объекты природы, животных, собирали гербарий, сканировали нужный материал из альбомов, оцифровывали полученные видео- и аудиоматериалы, создавали презентации и фильмы со своими комментариями. Родители вместе с детьми подготовили кейсы на темы «Выразительные объекты природы», «Времена года», «Карнавал животных».
При формировании эстетического вкуса у младших школьников мы использовали кейс-метод с целью обучения анализу и оценке эстетических явлений, подбору иллюстративных учебных материалов, решению эстетических проблем, ситуаций, позволяющих определять основные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, выразительное).
Таким образом, внеурочная работа в начальных классах дает дает возможность повысить уровень эстетического вкуса учащихся начальных классов, делает процесс его формирования гибким, позволяет учитывать социальные и культурные различия между младшими школьниками, их стили мышления, индивидуальные личностные особенности и предпочтения, а также способствует объединению творческой деятельности детей, учителя и родителей.
Школа осуществляет эстетическое воспитание благодаря тому, что самые различные виды искусства взаимодействуют между собой. Это взаимодействие основано на межпредметных связях различных школьных дисциплин, например, литературы, изобразительного искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики взаимоотношений в школьном коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существенная особенность эстетического воспитания состоит вы том, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты. В ходе эстетического воспитания, решается, следовательно, двуединая задача формирования эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развития его эстетических и творческих способностей. Высокий воспитательный потенциал заключается в искусстве. Существенной особенностью искусства, отличающей его от других видов человеческой деятельности, является то, что оно ориентировано главным образом на удовлетворение эстетических потребностей. Такой ориентации не знает никакой другой вид деятельности, что и позволяет говорить об особой роли искусства в системе эстетического воспитания. Художественно-творческая деятельность как создание конкретного предмета развивает и обогащает у ребенка человеческую, художественную чувственность. Ребенок, занимающийся музыкой, начинает лучше «слышать», постепенно отшлифовывать чувство ритма, мелодии. Тем более обогащает их свободная самодеятельность личности, содействующая радостному выявлению ее способностей.
Задача задач эстетического воспитания – формировать на основе развития эстетических чувств, вкуса, эстетического идеала и убеждений высокие гражданские качества россиян. По мере развития эстетических начал в жизнь сама она все больше способствует эстетическому развитию человека. Жизнь утверждает красоту человека как красоту его дел, его подвигов. Жизнь может и должна быть прекрасной – это зависит от нас, людей и особенно от учителя.
Эстетический вкус – это результат органического единства чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости человека к красоте жизни, культуры эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных критериев красоты.
Во внеурочной работе по развитию эстетического вкуса применяются различные формы: занятия – беседы, тренинги, праздники, игры.
В процессе осуществления внеурочной работы могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие.
От выбора формы внеурочной работы, от организации данной формы и ее содержания зависит, какая цель будет превалировать в каждом отдельном случае. При организации одного внеурочного взаимодействия будет ведущей познавательная цель, при подготовке и проведении другого - образовательная и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Атрашенко А.Н., Аладко О.И. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Начальная школа До и после. – 2008. - №1. – С.82 – 83.
Брагуца А.В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности. // Начальная школа До и после. – 2009. - №10. – С.76 – 80.
Бушко О.М. Эстетика для школьников. – М.: Материк – Альфа, 2010. – 128 с.
Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. – М.: Педагогика, 2009. – 264 с.
Дементьева С.И. Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира. // Начальная школа До и после. – 2003. - №3. – С.55 – 56.
Зарецкая И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников. // Начальная школа. – 200.- №1. – С.54-58.
Зорин С.С. Формирование визуальной культуры; кн. 2. – М.: Знание, 2008. – 394с.
Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы. // Начальная школа До и после. – 2011. - №3. – С.27 – 31.
Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. М.: Педагогика, 2000. – 204с.
Корж А.С.Эстетическое воспитание детей с задержкой психического развития //Начальная школа. – 2006. - №11. - С.96 – 100.
Кулагина Г.И. Развитие эстетического опыта и основ исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа До и после. – 2010. - №5. – С.37 – 40.
Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002. - 183с.
Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005. - 574с.
Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (Эстетическое воспитание учащихся во внеклас. работе): Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192с.
Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников // Начальная школа. – 2003. - №9. - С.48 – 51.
Сухомлинский В.А. О воспитании. / Составитель и автор вступительных очерков С. Соловейчик. – М.: Издательство политической литературы, 1973. – 271с.
Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
Толстых В.И., Эренгросс Б.А. Эстетическое воспитание: Учебн. для проф.-техн. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1984. – 224с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд. перераб. и доп. Гардарики, 2003. – 519 с.
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 168с.
Шулева Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка. // Начальная школа До и после. – 2005. - №1. – С.8 –11.
Эстетика: словарь. / Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. М.: Педагогика, 1989. – 534с.
Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / авт. сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.
Приложение 1
Музыкально – художественная гостиная «Есть глаза у цветов»
Задачи:
— вызывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах;
— совершенствовать технику рисования акварельными красками в сочетании с разными художественными материалами;
— закреплять знания о теплых и холодных оттенках цвета в акварели;
— продолжить знакомство с творчеством художника С. Андрияки;
— развивать творческое воображение, чувство цвета, формы и композиции;
— воспитывать художественный и эстетический вкус, эстетическое восприятие мира;
— воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить ее красоту.
Оборудование: репродукции картин художника С. Андрияки, листы бумаги формата A3, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, гуашь, кисти разного размера, баночки с водой, бумажные и тканевые салфетки, природный материал, клей.
Ход занятия
Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» (апрель, «Подснежник»). Дети входят в изостудию, встают полукругом напротив репродукций художника С. Андрияки.
Педагог. Сегодня мы с вами побываем на выставке картин. Вспомните автора этих прекрасных работ. Как его зовут?
Дети. Сергей Николаевич Андрияка.
Педагог. Когда-то художник был таким же, как вы, и отец ему подарил этюдник и акварельные краски. Что такое этюдник?
1-й ребенок. Это плоский ящик, в котором находятся предметы для рисования. Его можно носить с собой повсюду и рисовать на нем.
Педагог. А что представляют из себя акварельные краски?
2-й ребенок. Акварельные краски — прозрачные, в них добавляют продукты пчеловодства, поэтому их иногда называют медовыми. Акварельные краски разводят водой, чтобы получить разные оттенки, полутона.
Педагог. Сергей Николаевич любит рисовать акварельными красками. В своих работах он использует также разный художественный материал. Это масленые краски, гуашь, пастель. Их применение помогает создать художнику красивые пейзажи, живые натюрморты, выразительные портреты. Вспомните, что такое пейзаж?
3-й ребенок. Пейзаж — это картина, на которой изображена природа.
Педагог. Какие виды пейзажей вы знаете?
4-й ребенок. Летний, зимний, осенний, весенний, городской, морской и т.д.
Педагог. Что мы называем натюрмортом?
5-й ребенок. Натюрморт — это картина, на которой изображены разнообразные предметы.
Педагог. А что вы скажите о портрете?
6-й ребенок. Портрет — это картина, на которой нарисован один или несколько человек.
В изостудии на мольбертах размещены репродукции С. Андрияки, среди них портрет самого художника.
Педагог. Изображение человека, представленное на мольберте, — это портрет художника С. Андрияки. Сергей Николаевич очень много путешествует, изучает природу, для того чтобы глубже понять ее и передать неповторимую красоту окружающего мира через свои картины. Одно из любимых мест художника — Фирсановка. Художник признается, что там впервые почувствовал душу природы, стал больше внимания обращать на цветы. С тех пор рисование цветов акварельными красками заняло значительное место в его творчестве.
Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на цветы? Как вы думаете, есть ли глаза у цветов?
Звучит отрывок из песни композитора О. Фельцмана на слова Р. Гамзатова «Есть глаза у цветов» в исполнении группы «Цветы».
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головой
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобой!..
1-й ребенок. Мне кажется, что цветы живые.
2-й ребенок. Цветам нравится, когда с ними разговаривают ласково.
3-й ребенок. Они смотрят на нас и хлопают своими ресничками.
Педагог. А теперь свои чувства и представления перенесите на лист бумаги. Нарисуйте ваши любимые цветы.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и другие произведения композитора из альбома «Времена года».
Дети выбирают подготовленный художественный материал и приступают к работе. Используют нетрадиционную технику рисования: акварель и восковые мелки, рисование по мокрому фону, вливание цвета в цвет, рисование акварельными карандашами.
Педагог в процессе работы помогает советом, как расширить цветовую гамму, побуждает к экспериментированию с цветом.
В середине занятия проводится физкультминутка.
По окончании работы дети читают стихотворения о цветах и рассказывают, какую технику рисования они использовали.
Звучит отрывок из песни «Есть глаза у цветов».
...Кто не верит, всех зову я в сад.
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели!..
В конце педагог благодарит детей за чудесное занятие, и гостиная заканчивается.
Приложение 2
Игра – путешествие в пространство картины «Утро, здравствуй!»
Задачи:
— учить «вхождению в пространство» картины;
— формировать представление о цвете, линии, форме, пространстве;
— закреплять технику рисования по мокрому фону и вливания цвета в цвет;
— воспитывать чувство радости от соприкосновения с искусством великих художников;
— воспитывать любовь к родной природе, умение анализировать свою работу и работу других детей.
Оборудование: кисти № 20,6, акварельные краски, гуашь, белые листы прямоугольной формы (20 х60 см); аудиозапись музыки М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»; репродукции картин.
Ход игры
Педагог. В руках у меня волшебный конверт, а в нем загадки. Попробуйте их отгадать.
(Читает загадки о солнышке, солнечных лучах.)
Красная девица по небу ходит.
Дети. Солнышко.
Педагог
Взойдет Егор на бугор —
Выше леса, выше гор.
С бугра спускается —
За травой скрывается.
Дети. Солнышко.
Педагог. Из окна в окно — золотое веретено.
Дети. Луч солнца.
Педагог. Весной в природе все просыпается, а раньше всех встает солнышко, оно нас радует своими ласковыми лучами. Давайте сегодня нарисуем рассвет. А помогут нам в этом картины русских художников о весне, солнышке и замечательная музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина».
На мольбертах выставляются репродукции картин: «Весенний солнечный день» (К. Юон), «Утро в сосновом бору» (И. Шишкин), «Днепр Утром» (А. Куинджи).
Звучит музыка М. Мусоргского.
Попробуем мысленно войти в пространство этих картин. Что вы почувствовали?
Дети отвечают.
Теплые солнечные лучи ласкают, манят. А какого они цвета?
Дети. Красные, желтые, оранжевые.
Педагог. Послушайте, с какой любовью в стихотворении «Возле брода» поэт В. Ладыжец пишет о солнышке.
Во время чтения стихотворения звучит музыка М. Мусоргского.
На Быстрице возле брода,
Где березоньки густые,
Опустило солнце в воду
Весла золотые.
И плывет себе тихонько,
В воду искорки роняя.
Я на лодке плоскодонке
Солнце догоняю.
Вот уж близко. Самый полный!
Пусть завидуют дружки,
Только солнце прыг по волнам
И разбилось на куски.
Ребята, теперь и вы попробуйте нарисовать рассвет, а свои чувства и впечатления выразите на листе бумаги.
Педагог показывает образец и предлагает детям вспомнить технику рисования по мокрому фону и вливания цвета в цвет с помощью акварельных красок и гуаши.
Сначала чистой кисточкой и водой закрашивается лист бумаги, а затем верхняя часть листа до половины быстро заполняется, закрашивается желтым, розовым, красным, оранжевым цветом, а нижняя часть — синим, голубым, фиолетовым. По готовому фону дети рисуют солнышко такой краской, какая им больше нравится. Звучит тихая музыка.
Дети рисуют. Педагог делает рекомендации. В середине занятия проводится физкультминутка. Дети встают около стульев, поднимают высоко вверх руки, изображая, как они тянутся к солнышку, и поют песенку.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
По окончании физкультминутки дети продолжают рисовать. Педагог по мере надобности оказывает помощь, предупреждает об окончании работы, работы выставляет для рассматривания.
Посмотрите, какой замечательный рассвет у нас получился. Душа так и просит сказать: «Здравствуй, утро!» Ребята, попробуйте дать название каждый своей работе.
Дети дают названия, анализируют свою работу, работу товарищей, выбирая лучшую.