Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко А.С.
Программа по воспитательной работе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 года №21 «Об утверждении методических рекомендаций, об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»;
Воспитательная программа МБОУ СОШ №12 г.Новый Уренгой.
Актуальность и новизна программы.
Залог успешности программы воспитания – создание таких условий (в классе, школе), в которых ребенок чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик – сверстники – учителя – социум. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – такова главная цель совместной работы классного руководителя и обучающихся.
Цель программы:
формирование детского коллектива с активной жизненной позицией, обладающего общей культурой поведения и общения, сохраняющего индивидуальность и способствующего успешности каждой личности;
воспитание личности, умеющей взаимодействовать с другими людьми, конкурентоспособной, разносторонне развитой, обладающей гражданской позицией, высоким уровнем образования, стремящейся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает, способной к самореализации и профессиональному самоопределению.
Задачи программы.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру, окружающим, себе.
Создать атмосферу взаимной заинтересованности в работе друг с другом.
Формировать самостоятельность учащихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать навыки коллективного общения.
Формировать потребность к самовыражению через подготовку, участие в коллективных делах.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Организация исследовательской деятельности учащихся;
Формирование системы управления в классе.
Формула-кредо классного руководителя: Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку!
Отличительные особенности программы:
целенаправленное обучение школьников коллективной и групповой деятельности;
предоставление ребенку возможности попробовать себя в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и разнообразных областях знаний, взаимосвязанное с последующим самоанализом;
подготовка школьников к определению собственного образовательного маршрута.
Направления работы и виды деятельности по направлениям.
Направление работы
Цели
Формы работы
1. Я и человек (просветительская, диагностическая деятельность, проблемно-ценностное общение)
Выявить личностные особенности обучающихся. Дать школьникам нравственные ориентиры, научить осознавать нравственные нормы и правила.
тестирование
просвещение
этические беседы
тематический диспут
проблемно-ценностные дискуссии
2. Я и наука (познавательная деятельность)
Создать условия для развития УУД, необходимых для успешной деятельности, помочь ученику реализовать интеллектуальный потенциал в окружающей жизни.
Познавательные беседы
предметные факультативы
олимпиады
интеллектуальные марафоны
интеллектуальный клуб
тематические недели
исследовательские проекты
3. Я и культура (досугово-развлекательная деятельность)
Создать условия для формирования коммуникативных умений в системе ученик-сверстники-учителя-родители-социум.
Походы в музеи.
концерты (в классе, в школе)
праздники и конкурсы
совместные мероприятия с родителями
4. Я и общество (социальное творчество)
Формировать у школьника активную гражданскую позицию.
Социальные акции и проекты
5. Я и природа
(экологическое воспитание, трудовая деятельность)
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать экологическое мировоззрение.
Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, способствовать осознанному выбору здорового образа жизни.
Беседы о ЗОЖ
занятия в спортивных секциях
спортивные школьные турниры и оздоровительные акции
спортивные конкурсы, марафоны
дни здоровья
7. Я и семья
(работа с родителями)
Организовать психолого-педагогическое просвещение и консультативную помощь родителям в воспитании детей с целью раскрытия их потенциальных возможностей.
родительские собрания;
общешкольные конференции;
индивидуальные консультации педагога;
посещения на дому
8. Я и профессия
(профориентационная деятельность)
8 – 9 класс
Выявить интересы и склонности обучающихся к будущей профессии.
Диагностика
тестирование
просвещение
экскурсии
Основные функции классного руководителя.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребёнка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
Классный руководитель контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребёнка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Основные принципы организации воспитания.
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче школьная (классная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Для успешной реализации воспитательной работы используются различные формы работы с детьми.
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степени педагогического воздействия, уровня развития личностей обучающихся, сформированности классного коллектива.
Количество форм работы бесконечно:
- беседы;
- дискуссии;
- игры;
- состязания;
- походы и экскурсии;
- конкурсы;
- общественно-полезный и творческий труд;
- художественно-эстетическая деятельность;
- ролевой тренинг и т.д.
При этом важнейшей задачей остаётся актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, в то числе аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Направление воспитательной работы
Задачи работы по данному направлению
Общекультурное направление.
(Гражданско-патриотическое воспитание)
Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.
Общекультурное направление (Экологическое воспитание)
Изучение учащимися природы и истории родного округа.
Формировать правильное отношение к окружающей среде.
Организация работы по совершенствованию туристских навыков.
Содействие в проведении исследовательской работы учащихся.
Проведение природоохранных акций.
Духовно-нравственное направление.
(Нравственно-эстетическое воспитание)
Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.
Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.
Здоровьесберегающее направление.
(Физкультурно-оздоровительное воспитание)
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Популяризация занятий физической культурой и спортом, сдача норм ГТО.
Пропаганда здорового образа жизни
Социальное направление.
(Самоуправление в школе и в классе)
Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива.
Развивать самоуправление в школе и в классе.
Организовать учебу актива классов.
Общеинтелектуальное направление.
(Проектная деятельность)
Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности.
Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности.
Методическая работа
Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;
Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом.
Работа кружков и спортивных секций
Сохранение традиционно работающих кружков и секций;
Контроль за работой кружков и секций;
Контроль за воспитательным процессом
Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса.
Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением.
Приоритетные направления в воспитательной работе.
Структура самоуправления.
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Критерии
Показатели
Методики
1. Интеллектуальная развитость
1. Освоенность образовательной программы.
2. Развитость познавательных интересов.
3. Способность к проведению научного поиска
Анализ текущей и итоговой аттестации.
2. Нравственная развитость
1. Сформированность основных нравственных качеств личности.
2. Социальная активность учащихся
Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”.
Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение
3. Коммуникативная развитость
1. Коммуникабельность.
2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся
Педагогическое наблюдение
4.
Развитость креативных способностей
1. Способность к оригинальному мышлению.
2. Стремление к творчеству
Педагогическое наблюдение
5.
Сформированность классного коллектива
1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2. Сформированность индивидуальности классного коллектива
Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия
6.
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества
1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей