Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими уч-ся»
Программа индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися 4 класса
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.
Цели:
- обеспечивать выполнение всеобуча;
- повышать уровень обученности и качества обучения отдельных учеников и учащихся школы в целом.
Задачи программы:
- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду;
- повышать ответственность родителей за обучение детей;
- формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;
- создавать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
- создавать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждать природную любознательность;
- вовлекать учащихся в совместный поиск форм работы, видов деятельности;
- создавать максимально благоприятные взаимоотношения учителя и учащихся со слабым учеником.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
получение знаний за курс 3 класса;
выбор форм получения знаний.
Родителей:
в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцированной помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц, схем.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Список учащихся 4 класса «В»
с одной «3» и одной «4»
на 2016/2017 учебный год
Русский язык
Ватин Максим.
Мишустина Валерия.
Юхнов Павел.
Математика
1.Александрова Нелли
Ф.И. учащихся
Причины
Пути решения
Ватин Максим
Рассеянное внимание(уход в себя).
Контроль за выполнением домашних заданий,
индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
Мишустина Валерия
Слабый уровень знаний за 3 класс, рассеянное внимание.
Контроль за выполнением домашних заданий,
индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
Юхнов Павел
Отсутствие на уроках по причине болезни, слабый контроль со стороны родителей.
Контроль за выполнением домашних заданий,
индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
Александрова Нелли
Высокий уровень тревожности,заниженная самооценка,неуверенность в себе, неверие в возможность удачи
Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
Расписание индивидуальных занятий на II триместр
№
Предмет
День недели
Время проведения
1.
Математика
среда
14.00 – 15.00
2.
Русский язык
понедельник
14.00 – 15.00
План работы с учащимися на II триместр.
№
Мероприятия
Сроки реализации
1.
Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.
2.
Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ.
В течение учебного года
3.
Беседы со школьными специалистами, родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся.
В течение учебного года
4.
Дифференцированный подход при организации сам. работы на уроке с фиксированием в плане урока.
В течение учебного года
5.
Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.
В течение учебного года
6.
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме
( опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик у В течение года же не имеет возможности их исправить.
В течение учебного года
7.
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
В течение учебного года
8.
Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса).
В течение учебного года
9.
Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся с обучением навыкам самостоятельной работы.
В течение учебного года
План работы на II триместр 2016/2017 учебного года
Классный руководитель:Слепухина Екатерина Николаевна
Кол-во
уч-ся в
классе
Ф.И.О. учащихся
Предмет
Планируемые
мероприятия
Сроки
исполнения
18
1
3
Математика
Русский язык
Контрольные срезы по темам.
Ноябрь – декабрь
Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.
Ноябрь - декабрь
Беседы со школьными специалистами для установления причин неуспешности
Ноябрь
Беседы с родителями и
учащимися.
Декабрь
Дифференцированные задания
при организации сам. работы.
Ноябрь - декабрь
Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный).
Ноябрь - декабрь
Систематическое определение
уровня знаний по каждой теме.
Ноябрь - декабрь
Своевременное извещение родителей учащихся о трудностях усвоения тем.
Ноябрь - декабрь
Тематический учет знаний учащихся.
Ноябрь - декабрь
Дополнительные (индиви-дуальные) занятия с
учащимися.
Ноябрь - декабрь
Выявление причин неуспеваемости.
Индивидуальные беседы.
Анкетирование родителей, учащихся.
Январь
Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.
Январь
Беседы со школьными специалистами для оказания помощи учащимся и их родителям.
Январь
Собеседование с родителями и учащимися.
Консультации
февраль
Дифференцированные задания
при организации сам. работы.
Дифференцированные домашние задания.
Февраль
Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный).
Февраль
Систематическое определение
уровня знаний по каждой теме.
Определение динамики уровня знаний.
март
Своевременное извещение родителей учащихся о успеваемости.
март
Тематический учет знаний учащихся.
март
Дополнительные (индиви-дуальные) занятия с учащимися.
март
Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы.
Апрель - май
Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.
Апрель - май
Беседы со школьными специалистами для оказания помощи слабоуспевающим учащимся и их родителям.
Апрель - май
Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися.
Консультации
Апрель - май
Дифференцированные задания
при организации сам. работы.
Дифференцированные домашние задания.
Апрель - май
Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный).
Апрель - май
Систематическое определение
уровня знаний по каждой теме.
Определение динамики уровня знаний.
Апрель - май
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.