Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
В силу произошедшей в последние годы переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации 1-4 класс »
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Рассмотрено на заседании
МО начальных классов
МКОУ СОШ №13 с. Этока
Протокол № _____от_______
Руководитель
МО начальных классов
Толмачёва О.Н.___________
Утверждено и одобрено
на педагогическом совете
МКОУ СОШ №13 с. Этока
Протокол № _____от_______
Директор Арутюнян Ж.В.
________________
Программа воспитания и социализации
учащихся начальной школы
« СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ»
на 2013-2017 уч. год
Автор:
Толмачёва Ольга Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №13 с. Этока
Предгорного района
Ставропольского края
Содержание
1.Постановка проблемы и условия разработки программы
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
2.2 Основная идея.
2.3.Цель программы.
2.4 Способы достижения целей.
2.5 Направления программы.
2.6.Подходы к воспитанию.
2.7. Принципы построения воспитательной системы.
2.8 План поэтапной реализации программы воспитания.
3.Содержание (ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды, формы деятельности.).
4. Планирование.
5. Диагностическое сопровождение процесса реализации программ.
Постановка проблемы и условия разработки программы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
В силу произошедшей в последние годы переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Счастливы Вместе» являются
Закон Российской Федерации от 21.12.2012 г. «Об образовании»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)(для 1-2 классов);
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
Воспитательная программа МКОУ СОШ №13 с. Этока
2.2 Основная идея
В Концепции модернизации российского образования обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.
В связи с этим основной идеей программы воспитания и социализации становится идеясоздания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Счастливы Вместе» считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В дальнейшем буду опираться на следующие определения.
По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы «Счастливы Вместе» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства.
2.3.Цель программы:
Для классного руководителя:
создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей:
создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
2.4. Способы достижения целей:
Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
творчество в процессе обучения (на уроках);
творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).
Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
учитывать развитие прирожденных задатков;
создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
2.5 Направления программы.
Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
Счастливы Вместе в России (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
Счастливы Вместе в мире людей (воспитание нравственных чувств и этического сознания);
Счастливы Вместе в труде и жизни (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Счастливы Вместе и здоровы (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);
Счастливы Вместе с природой (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Счастливы Вместе с прекрасным (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
2.6. Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Счастливы Вместе» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),
Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ
ЗАБОТА о младших и старших
ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.
«Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
2.7. Принципы построения программы:
- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости.
- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
- принцип идеалосообразности, т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;
- принцип преемственности, последовательности, систематичности.
2.8. План поэтапной реализации программы воспитания
Программу предполагается реализовать в несколько этапов:
2013-2014 – подготовительный – включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:
- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;
- изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;
- совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией.
2014-2015 – запуск программы и этапы реализации:
- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;
- совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;
- разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;
- организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.
2016-2017 – аналитико-коррекционный этап:
- анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по отношению к дальнейшему развитию.
3.Содержание программы.
Воспитанию нет начала, и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует. Амонашвили
Счастливы Вместе в России
Направление деятельности
Гражданско-патриотическое
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Ценности
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Задачи
создать условия для формирования:
- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;
- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- любви к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважения к защитникам Родины;
первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- умения отвечать за свои поступки;
- отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Прогнозируемый результат
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
Виды деятельности
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;
с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.
Формы деятельности
беседа,
чтение книг,
проведение классных часов,
просмотр учебных фильмов,
изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;
экскурсии,
просмотр кинофильмов,
путешествия по историческим и памятным местам,
сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
творческие конкурсы,
фестивали,
праздники,
КТД,
туристско-краеведческие экспедиции,
народные игры,
работа в студиях и кружках краеведческого направления,
организации и проведения национально-культурных праздников,
участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.
Счастливы Вместе в мире людей
Направление деятельности
Социокультурное и медиакульткрное воспитание (воспитание нравственных чувств и этического сознания).
Ценности
нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Задачи
создать условия для формирования:
- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;
- различения хороших и плохих поступков;
- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- почтительного отношения к родителям;
- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Прогнозируемый результат
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
накоплен
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
у выпускника начальной школы должно быть сформирована
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Виды деятельности
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов,
первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий,
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями),
с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.
Формы деятельности
Формы деятельности:
чтение книг,
изучение учебных инвариантных и вариативных предметов,
беседа,
экскурсии,
заочные путешествия,
участие в творческой деятельности (такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
классный час,
просмотр учебных фильмов,
наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
совместные игры,
семейный праздник,
КТД,
творческий проект.
Оформление классного уголка, ежемесячной классной газеты « Солнышко».
Счастливы Вместе в труде и жизни
Направление деятельности
Интеллектуальное (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).
- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;
- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарных представлений об основных профессиях;
- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умения соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Прогнозируемый результат
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
трудолюбие;
у выпускника начальной школы должно быть сформированы
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
накоплен
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
У выпускника начальной школы должно быть сформирована
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Виды деятельности
формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;
приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,
начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,
умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике
участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Формы деятельности
изучение учебных дисциплин,
экскурсии,
сюжетно-ролевые экономические игры,
игровые ситуации,
внеурочные мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),
презентации учебных и творческих достижений,
стимулирования творческого учебного труда,
творческий проект,
занятие народными промыслами,
природоохранительная деятельность,
работа творческих и учебно-производственных мастерских,
трудовые акции.
Счастливы Вместе и здоровы
Направление деятельности
Здоровьесберегающее воспитание
(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).
Ценности
здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Задачи
создать условия для формирования:
- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Прогнозируемый результат
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
У выпускника начальной школы должно быть сформированы
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
накоплен
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
Виды деятельности
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности;
элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Формы деятельности
урок физической культуры,
бесед.
просмотра учебных фильмов,
встреча со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью,
подвижные игры,
туристические походы,
спортивные соревнования,
тренинговые программы,
спортивные секции
Счастливы Вместе с природой
Направление деятельности
Экологическое
(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде )
Ценности
жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля
Задачи
создать условия для формирования:
- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к природе;
накоплен
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.
Виды деятельности
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой,
в семье позитивных образцов взаимодействия с природой
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе,
участия в природоохранительной деятельности,
участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.
Формы деятельности
изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
беседа,
просмотр учебных фильмов;
экскурсия,
прогулка,
туристический поход,
путешествие,
экологическая акция,
коллективный природоохранный проект,
творческий проект
Счастливы Вместе с прекрасным
Направление деятельности
Нравственное и духовное воспитание (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности:
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи
создать условия для формирования:
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умения видеть красоту природы, труда и творчества;
- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интереса к занятиям художественным творчеством;
- стремления к опрятному внешнему виду;
- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
Прогнозируемый результат
У выпускника начальной школы должно быть сформированы
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
накоплен
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Виды деятельности
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России,
первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества,
элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду,
прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ,
в художественном оформлении помещений.
Формы деятельности
изучение вариативных дисциплин,
беседа,
экскурсия,
конкурс,
фестиваль,
ярмарка,
выставка,
разучивание стихотворений,
знакомство с картинами,
участие в просмотре учебных фильмов.
Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планирование воспитательной работы с младшими школьниками
Первый уровень результатов
1 классВторой уровень результатов
2014год – год Олимпиады в Сочи.Третий уровень результатов
Разделы /Тема четверти, виды деятельности, формы занятий
Счастливы Вместе в России
Счастливы Вместе в мире людей
Счастливы вместе в труде и жизни
Счастливы вместе и здоровы
Счастливы вместе
с природой
Счастливы Вместе
в мире прекрасного
На протяжении года
Через уроки, общешкольные, внеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание
Через уроки, общешкольные, внеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание
Через уроки, общешкольные, внеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание
Через уроки «Физической культуры», « Окружающего мира», « ОБЖ»,
Работа в клубе « Мозартика» - игра, творчество, психотерапия, по показаниям
Посещение спортивных внешкольных учреждений.
Ежегодный профилактический медицинский осмотр.
Через уроки «Окружающий мир»,
« Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство», «Технология»
Через уроки «Окружающий мир»,
« Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство», «Технология»
Ежедневно
Наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения различных людей.
Различные игры (ролевые, подвижные, интеллектуальные и пр.) на уроках, ГПД, переменах.
Приобретение навыков самообслуживания дома и в школе. Организация дежурства по классу.
Проведение физкультминуток и динамических пауз, прогулка
1четверть
Осеннее
путешествие
Беседа. История моего края.
Мини - исследование. Символика Кировской области.
Кл. занятие
«Что такое хорошо, и что такое плохо» (Правила поведения в общественных местах, обязанности школьника)
Музейное занятие « Про тетрадь и карту «Карандаш и парту»
« Осенины». Поход по окрестностям с.Этока.
Экскурсия в ботанический сад.
«Есть в осени первоначальной…»
Экскурсия.
«Заочная конная прогулка»
Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.
"Интеллект" краевая дистанционная олимпиада
Неделя окружающего мира.
Лингвистическая неделя.
2четверть
Зимнее путешествие
Беседа. Государственные праздники.
( Ко Дню согласия и примирения)
Интерактивное занятие. Традиции празднования Нового года в России.
Праздник.
« Праздник русского валенка»
Работа с портфолио.
« Мир моих увлечений»
Создание игровой картотеки
« Зимние забавы»
Работа с классной газетой
«Зимнее Солнышко».
Школьная Ёлка.
Семейный праздник
« Новогодний хоровод»
Игра- тренинг. Правила безопасного поведения в зимний период.
Конкурсно - игровая программа « Загадки Зимушки-Зимы»
Коллективный проект.
« Сборник песен о маме»
Конкурс рисунков
«Моё село в будущем»
Подготовка и оформление праздничной выставки
« Ёлки водят хоровод!»
Посещение внешкольных учреждений, экскурсии
Библиотечный час. « О чем шепчутся названия старых улиц»
Библиотечный час.
К Юбилею писателя. Евгений Чарушин.
Музейное занятие. «Ребятам о зверятах»
( Животный мир Ставрополья»
Поход в Планетарий. Сезонные изменения.
Интерактивное занятие
« История новогодней игрушки»
Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.
Всероссийский интеллектуальный заочный конкурс «Познание и творчество»
Неделя математики
3четверть
Путешествие по стране Знаний
Интерактивное занятие
« Богатыри земли русской»
Интерактивное занятие
« Древние города земли русской».
Игра - тренинг.
« У меня зазвонил телефон»
КТД « Великие женщины России»
Игра- тренинг.
« Встречают по одежке»
Классный праздник.
« Вместе весело шагать»
( к 8 Марта и 23 февраля)
Конкурс Василис.
Мини - исследование.
« Компьютер и телевизор»
Канат-шоу.
Творческая мастерская.
Изготовление Пасхального сувенира.
Посещение внешкольных учреждений, экскурсии
Музейное занятие « Жили-были игрушки» (Игрушки наших бабушек)
г. Пятигорск
Библиотечный час.
« Богатыри из нашего класса»
Музейное занятие.
« Ярмарка народных костюмов»
Музейное занятие Известные земляки. И. Кашпуров
Музейное занятие
« Изготовление текстильной куклы»
Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.
Участие во Всероссийском заочном конкурсе « Креативность. Интеллект. Талант »
«Кенгуру»
«Русский медвежонок»
4четверть
Весеннее путешествие
Игровая программа. «Праздник-безобразник»
Устный журнал. « Терпение и труд…»
Трудовой десант.
Золотое яблочко.
Конкурс чтецов
( Ко Дню Победы)
Классный праздник «Здравствуй, лето!»
Игра- тренинг. Правила безопасного поведения в весенний период.
Работа с классной газетой
«Весеннее Солнышко».
Беседа. «Дорожная азбука»
Игра- тренинг. Правила безопасного поведения в летний период.
Интерактивное занятие. «Зеленая планета»
Конкурс рисунков» Космические фантазии»
Выпуск газеты ко Дню Победы.
Посещение внешкольных учреждений, экскурсии
Музейное занятие. Плацдарм.
Библиотечный час.
« Герои-Ставропольчане»
Музейное занятие «Красная книга Ставрополья»
Поедка в Планетарий
Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.
Районный конкурс «Нам этот мир завещано беречь ! »
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Занятия по ПДД
Мы идём в школу
Правила поведения учащихся на улице
На наших улицах (практ.)
Где и как надо переходить улицу
Движение пешеходов группами
Сигналы светофора
Переход улиц и дорог (практ.)
Мы знакомимся с дорожными знаками
Дорожные знаки в районе школы (практ)
Где можно играть?
Правила пользования общественным транспортом
Мы пассажиры (практ)
На загородной дороге
Мы учимся соблюдать ПДД (практ)
Конкурс знатоков ПДД
Экскурсия по городу «Знай и выполняй!»
Конкурс плакатов по ПДД
1. Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах
2. Детский дорожно-транспортный травматизм
3-4.Движение пешеходов по улицам и дорогам (занятие+прак)
5. Элементы улиц и дорог.
6. Дорожная разметка (практ.)
7-8. Сигналы светофора и регулировщика (занятие+практ.)
9. Правила перехода улиц и дорог
10. Выбор наиболее безопасных переходов дорог по пути в школу
11. Перекрёстки и их виды
12. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
13-14. Дорожные знаки
15. Обязанности пассажиров
16. Правила пользования общественным транспортом
17. Конкурс знатоков ПДД
1. Дорожно-транспортный травматизм
2. Поведение на улице, дороге, движение пешеходов группами (практ)
3. Конкурс рисунков «Безопасное колесо»
4-5. Перекрёстки и их виды. Дорожная разметка (занятие+практ)
6. Сигналы для регулирования дорожного движения
7. Виды светофоров и их сигналы (прак)
8. Дорожные знаки и их группы
9. Мы определяем дорожные знаки
(практ.)
10. Правила перехода улиц и дорог
11. Переход улиц и дорог в разных
частях города (практ.)
12-13. Тормозной путь транспортных
средств (занятие+практ.)
14. Виды транспортных средств
15. Конкурс «Правила движения
достойны уважения»
16. На загородной дороге
17. Игры «Безопасное колесо»
1. Правила поведения на улице, дороге, в транспорте
2. Забота государства о безопасности движения
3-4. Причины дорожно-транспортного травматизма
5-6. Виды перекрёстков. Поведение пешеходов на перекрёстках.
7. Знаки дорожные помни всегда
8. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам и перекрёсткам
9. Пересечение загородной дороги
10. Тормозной путь транспорта
11-12. Правила пользования городским транспортом
13. Правила перехода улицы при высадке из транспорта
14. Правила пользования железнодорожным транспортом
15-16. Игры и соревнования
17. Проверка знаний по ПДД
Тематика родительских собраний
Трудности адаптации первоклассников к школе
Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром
Родителям о внимании и внимательности
Режим дня в жизни школьника
Законы жизни семьи, законы жизни класса
Первые уроки школьной отметки
Причины и последствия детской агрессии
Поощрения и наказания детей в семье
Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка
Воспитание культуры поведения
Семейные традиции и способность ребёнка трудиться
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка
Мой ребёнок становится трудным…
Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека
Домашняя школа интеллектуального развития
Стили семейного воспитания
Роль семьи и школы в формировании интереса к учению
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника
Как научить своего ребёнка жить в мире людей
Как уберечь ребёнка от насилия
Семейный конфликт и дети
Ваш ребёнок и его друзья
5. Диагностическое сопровождение процесса реализации программы
Критерии эффективности воспитательного процесса:
- развитость личности -
Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).
Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях (Методика самооценки из сборника И.В. Лавровской «Изучение личности». - Киров, 1990г.)
Обладание способностью к рефлексии (Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск, 2007)
Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).
- наличие и сформированность коллектива учащихся (по классификации А.Н. Лутошкина),
- удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности -
«Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр «Академия» 2007г.;
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении;
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
Показатели эффективности реализации программы:
Проявление индивидуальности классного коллектива.
Развитие классного и школьного самоуправления.
Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
Рост познавательного интереса к истории города, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города.
Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной внеучебной деятельности.
Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
Работа клуба « Семейный разговор».
Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
Наличие организованного сотрудничества с психолого-психологической службой школы и НКО НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» (Студией семейного развития « Созвучие»).