Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуальность темы. Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.
Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. У педагогов всегда царило понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт – никто не может составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Но взаимодействие семьи и школы, безусловно, повышает воспитательный потенциал обоих.
Цель исследования: выявление проблем взаимодействия семьи и школы и возможностей типа их взаимоотношений в системе начального образования.
Предмет исследования: совместная продуктивная деятельность семьи и школы – как условие воспитания учащихся.
Объект исследования:процесс сотрудничества семьи и школы в системе начального образования.
Задачи:
Изучить педагогическую литературу по проблемам взаимодействия семьи и школы.
Проанализировать состояние традиционного взаимодействия семьи и школы.
Выявить формы взаимоотношений .
Раскрыть содержание опыта сотрудничества родителей и школы.
Гипотеза: При правильной организации совместной деятельности семьи и школы происходит более эффективное повышение качества образования и воспитания.
Теоретическая значимость: анализ педагогической и методической литературы по данной теме, раскрытие содержания опыта сотрудничества семьи и школы в системе начального образования.
Практическая значимость: разработка внеклассных занятий для педагогического просвещения родителей.
Методы исследования:
Теоретический анализ научной и методической литературы.
Изучение опыта работы учителей.
Этапы исследования:
изучение литературы по проблемам взаимодействия семьи и школы.
Исследование опыта российских школ по совместной деятельности семьи и школы.
Разработка внеклассных занятий для педагогического просвещения родителей.
Обобщение материала.
Структура исследования: Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, выводов по каждой главе, литературы и приложения.
Глава I. Совместная работа семьи и школы по воспитанию учащихся.
1.1. Связь с семьей как условие воспитания.
Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.
В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.
Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление родителей о целях, задачах и методах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.
Деятельность педагогических коллективов предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания:
педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними;
взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;
воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
социально-психологические проблемы воспитания педагогически запущенных детей, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии;
организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
развитие представлений об общении в детском возрасте;
причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании и наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями родителей.
Наряду с передачей родителями такого рода знаний педагоги могут организовать практические занятия, помогающие в значительной мере повысить роль семьи в воспитании детей.
Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком – посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.
Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.
Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребенка на воспитание в приемную семью; контроль за процессом адаптации ребенка в этой семье; помещение детей в приюты, места временного пребывания детей; содействие возвращению ребенка в семью и др.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информации по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться различных аспектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико- физиологического развития детей и др.
Таким образом, педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:
Советник
Консультант
Защитник
информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей
консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и вомпитания ребенка в семье
защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям
Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления А.П.Ситник выделяет следующие:
однодетность и малодетность приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;
жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль»;
если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;
возникющие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.
Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.
Тем не менее объединяя педагогические усилия, учителя и родители также должны соблюдать следующие условия, над решением которых им следует работать совместно.
Устранение чувства вины за свою несостоятельность. По мнению педагогов, родители должны быть готовы всегда поддерживать их, прислушиваться к их советам, а в случае необходимости пересматривать свои собственные взгляды и действия. Именно такое отношение и становится источником постоянных разочарований. Мы, педагоги, чаще всего идентифицируем себя со всезнающим взрослым, и поэтому нам трудно понять позицию родителей. В результате мы не относимся к ним с пониманием, а лишь осуждаем и морализируем. И, естественно, встречаем с их стороны сопротивление и раздражение. Посеяв таким отношениям чувство вины и страха, полностью исключаем способность к пересмотру своих действий. Родители чувствуют свою несостоятельность, когда педагог говорит о том, что ребенок в классе «послушнее», чем дома («педагогу с 30-ю детьми удается то, что родители не могут с одним»). Или, наоборот, что ребенок совершенно неуправляем («его плохо воспитали дома»). Родители чувствуют себя, как нашалившие дети. Ощущение себя одновременно и взрослым, и несостоятельным ребенком создает внутренний конфликт, который провоцирует либо нежелание родителей посещать образовательное учреждение, либо открытую конфронтацию с педагогом. Только устранение подобных отношений позволит педагогам организовать сотрудничество с родителями и приобщить их к педагогической деятельности [ 7, с47 ]
Психологическая этика общения. Она проявляется в позиции педагога, в его умении провести собрание или консультацию, да и просто пообщаться с папами и мамами.
Основу отношений закладывает первое родительское собрание. Большинство педагогов начинают его с подробной и настойчивой информации о часах работы, оплате и других организационных вопросах. Родители приглашаются к активной совместной работе, но чаще всего это делается в директивной форме: вы должны, вы обязаны [ 6, с64 ]
Приветствие. Благодарность родителям за их решение отдать ребенка именно в это образовательное учреждение. Обращение с просьбой о сотрудничестве (вместо директивных указаний). Рассказать, что совместные беседы утром и вечером способствуют большему пониманию ребенка: почему он сломал игрушку, почему не может выйти к доске или почему спит на первых уроках. Свободное упоминание педагогических проблем («Во всех семьях случается, что...», «В первое время у многих детей наблюдается...»). Это показывает, что для педагога эти трудности привычны и что с ними можно справиться. «Облегчающее» пояснение, что дети в классе чаще всего более примерны и дисциплинированны, чем дома. Известно, что там, где отношения интенсивнее, есть и больше поводов для конфликтов. В конце следует сказать о том, что воспитательные трудности неизбежны и педагоги, имеющий многолетний опыт работы с сотнями детей, могут иногда лучше разрешать сложные ситуации, чем мать и отец. Следует также уверить родителей, что они всегда могут рассчитывать на доброжелательный совет и помощь. В каждой группе присутствующих на собрании или консультации есть родители, объединенные одним интересом или проблемой. Если это родители детей с девиантным поведением, то от педагога требуется максимум такта. Ведь папы и мамы, независимо от материального положения и уровня образования, испытывают тревогу по поводу своих детей и вину, что не смогли воспитать их правильно. Они не любят ходить в школу, поскольку ожидают, что их будут непременно ругать, поэтому часто ссылаются на занятость или забывчивость. Такой родитель придет в школу, если будет уверен, что не педагог не считает его ни на что не способным, бессердечным, безответственным человеком и что подобные проблемы переживает не только он один, они характерны и для других родителей (в том числе, возможно, и для самого учителя). Тогда он сможет свободно говорить о наболевшем – без чувства стыда и без риска потери самоуважения.[ 10, с15 ]
Опора на положительный опыт Просчет некоторых педагогов в процессе работы с родителями заключается в том, что они часто говорят об их ошибках. Был раньше очень удачный подход к просвещению родителей, когда они на собраниях и других совместных встречах рассказывали о том, как воспитывают своих детей. Это не было укором для других родителей и в то же время повышало чувство собственного достоинства у выступающих. В каждой семье есть положительный опыт. Педагогу необходимо только подсказать родителям, чем они могут поделиться с другими: кто-то физически развивает детей, владеет эффективной техникой закаливания, кто-то заботится об интеллектуальном развитии, кто-то регулярно посещает музеи и знает каждый уголок родного города, кто-то учит детей рукоделию. Для этого важно регулярно беседовать с родителями, знать семьи и стараться увидеть в каждой что-то положительное.[ 7, с48 ]
Внимание к семейным традициям. Семейные традиции чаще всего остаются за гранью исследований, а ведь именно они создают дух семьи, определенную атмосферу взаимодействия. Родители ребенка перенимают эти традиции от старших поколений (это дает им чувство «хороших детей»), и в то же время продолжают их в своей семье (это дает им чувство «хороших родителей»). Постепенно в семье создаются и новые традиции, которых не было раньше (и это укрепляет чувство «собственной семьи»). Уважительное отношение педагогов к семейным традициям своих учеников способствуют укреплению взаимопонимания между учителем и родителями. [ 2,с95 ]
Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. В педагогической работе с родителями часто используется стандартный подход ко всем родителям. А ведь перед нами разные семьи, и в каждой свои особенности. Некоторые родители ждут от учителя подсказки и совета и охотно идут на сотрудничество. Другие, лишь выслушав упреки за свою «неправильную заботу» о ребенке, начинают дружить со школой. В каждой семье свои проблемы, свои конфликты, которые ребенок приносит в школу. Если мы хотим помочь ребенку, мы должны прежде всего постараться понять суть проблемы родителей. Только после того, как мать или отец почувствуют, что наш интерес относится также и к ним, они смогут проникнуться к нам доверием. А без доверия невозможно плодотворное сотрудничество.[ 15,с32 ]
Таким образом, задача учителя – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.
1.2. Педагогическое просвещение родителей.
По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Известно, что задача дать минимум педагогических знаний родителям была поставлена еще Н.К.Крупской. Связано это с тем, что повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания. Надо, чтобы в семье ребенку были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.
Значительное место в системе школы с родителями отводится их педагогической культуре, под которой понимается достаточный уровень их педагогических, психологических, физиологических знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий (М.Е.Иванова, Г.Н.Пашкевич) [16,с54]. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.
Планируя педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из следующих целей и задач:
сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении подхода к воспитанию;
нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
Важный компонент педагогической культуры родителей – их педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого- педагогических, физиолого – гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую и коммуникационную.
Конструктивная деятельность заключается в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.
Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей(режим, труд, домашняя учебная работа, спорт и т.д.), с другой – организацию своей собственной деятельности и отдыха(работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, отдых, общественная работа по воспитанию детей и т.д).
Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми.
Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обуславливает уровень педагогического мастерства родителей.
Важным компонентом педагогического мастерства является педагогический такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным.
Важнейшими направлениями работы школы по повышению педагогической культуры родителей можно выделить следующие:
научно – педагогическое просвещение (лектории для родителей, университеты родительских знаний, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов средств массовой информации);
педагогическая деятельность, связанная с реализацией контролирующей, коммуникативной, организаторской, корректирующих и других функций, связанных с участием в разнообразных делах по воспитанию детей;
педагогическое самообразование (чтение научно – педагогической литературы, просмотр телевизионных передач и др.).
Практическое осуществление повышения педагогической культуры родителей включает следующие основные звенья:
общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания прежде всего с помощью средств массовой информации;
подготовка юношей и девушек к семейной жизни в старших классах школы, учреждениях профессионального образования;
подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного возраста – в дошкольных образовательных учреждениях;
подготовка родителей к воспитанию учащихся – в школах, профессиональных учебных заведениях;
подготовка учителей и воспитателей к работе с родителями – в вузах, на курсах, семинарах и т.п. (И.В.Гребенников)
В работе по повышению педагогической культуры принимают участие многие учреждения и организации. Но первую скрипку в этой работе играет школа. Она осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.
Координация деятельности школы и семьи по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:
координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.
Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.
Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.
Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия – родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т.п. Каждое из этих объединений имеет свой устав, которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи и школы. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа-семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.
Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.
Итак, педагогическая пропаганда среди родителей необходима. И участвовать в ней должны в первую очередь школьные педагоги. Выступая перед родителями, надо чаще использовать диалог, втягивать их в обсуждение и ставить в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе. Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутренних взаимосвязей родителей и детей.
Вывод по главе I.
Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, наверное, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Этой теме посвящена масса педагогической литературы. Будем помнить, что педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей, и те и другие являются воспитателями, и никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу. Их отношения должны строиться на принципе равенства.
Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.
Глава II. Методы взаимодействия с родителями детей.
Коллективные формы работы с родителями.
Научно-практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
Конференции проводятся 1-2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.
Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.
Условиями успешного проведения родительских конференций являются следующие:
актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2-3 недели до проведения, указываются рекомендованная литература);
организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
создание благоприятного эмоционального климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.
Порядок работы конференции может быть определен следующим образом:
вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, зам.директора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.
Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).
Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники которой готовят книжные выставки по обсуждаемой проблеме.
Родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. Учитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, как образец демократического обсуждения вопросов, проводит классный руководитель, в дальнейшем эту роль выполняют сами родители.
По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др.
На организационных собраниях утверждаются план работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
Первое родительское собрание, как правило, является организационным и проводится в начале сентчября. Последующие собрания проводятся ежемесячно.
На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия, общим решением определяя основные направления работы. На этом же собрании выбирается родительский комитет, собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Эти предложения могут быть такими:
Поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы, организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности;руководство спортивной секцией; руководство клубом; руководство турнирами, олимпиадами; руководство экскурсиями; составление сценариев классно-семейных праздников; организация и подготовка совместных с детьми выступлений, творческих отчетов.
Поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий;содействие в проведении классно-семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с интересными слюдьми; содействие в создании материально-технической базы класса.
Поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально-технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.
На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем. Каждое собрание требует тщательной подготовки, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Иногда заранее провожу анкетирование детей или родителей или по ходу обсуждения темы.
В создании и сплочении родительского коллектива большую роль играют родительские комитеты. Основная задача родительского комитета – содействовать школе в осушествлении воспитания и обучения детей. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы и Устава ОУ.
Родительский комитет класса выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя и инициатива самих родителей. Каждый член родительского комитета пользуется авторитетом среди родителей класса, обладает данными организатора, руководителя. В состав родительских комитетов входят председатель и несколько членов, ответственных за отдельные направления учебно-воспитательной работы.
Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителем составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе Родительского совета школы.
В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства.
Заседания родительского комитета проводятся 2-3 раза в четверть для решения кардинальных вопросов жизни и деятельности класса: распределения общественных поручений между учащимися и родителями, утверждения плана работы на полугодие, обсуждения перспектив подготовки внеклассных и общешкольных мероприятий.
Деятельность родительских комитетов осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы.
Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий для класса. Классные часы могут быть связаны с профессией самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Родители-профессионалы организовывают в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральные и музыкальные студии, участвуют в работе жюри, проведении классно-семейных праздников, КВНов, дней творчества, спортивных и музыкальных конкурсов. Неоценимую помощь оказывает коллектив родителей в организации родительского патрулирования на школьных дискотеках и праздничных вечерах, в ремонте классной мебели, самого классного помещения. По рекомендации Родительского совета школы некоторые родители участвуют в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками.
Привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, родительский комитет принимает решение о поощрении наиболее активных родителей, используя для этого самые разнообразные формы – грамоты, благодарственные письма, дипломы, сувениры, изготовленные школьниками.
Участие родительской общественности в управлении и демократизации всей школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за все, что в ней происходит.
В родительских лекторях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания – нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности – экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания – преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной и Богом.
Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством практикумов для родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям можно предложить следующие задания: составить режим дня школьника; охарактеризовать индивидуальные особенности своего ребенка; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.
В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого является проведение научно-методической работы и который охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Широкое распространение, например, получили «школы молодой матери», в которых основами педагогических знаний овладевают женщины, готовящиеся стать матерями или имеющие маленьких детей. Они изучают вопросы физического развития и санитарно-гигиенического ухода за детьми, овладевают методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д.
2.1. Индивидуальные формы работы с родителями.
Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.
В индивидуальной работе с родителями в первую очередь следует указать на создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. Не изжиты также факты, когда некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей даже тогда, когда отдельные учащиеся совершают серьезные шалости в школе, не выполняют домашних заданий и т.д. И полностью переложить ее на учителей. Все это требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.
Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;
проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;
не предъявляйте претензий к родителям;
всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;
выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;
не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.
По свой должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников.
Важной формой повышения педагогической культуры родителей является выполнение педагогических общественных поручений. Эта форма способствует выработке умений по воспитанию детей, побуждает к активному педагогическому мышлению. В начале учебного года на первом родительском собрании после обсуждения плана воспитательной работы класса целесообразно провести среди родителей анкету: «Какую помощь Вы можете оказать классу, школе?». На доске заранее можно написать перечень предлагаемых дел (дежурства на вечерах отдыха детей, руководство кружками, сопровождение в процессе экскурсий, помощь в проведении досуга и спортивно – массовых мероприятий и др.). Родители, прочитав этот перечень, письменно перечисляют те дела, в которых они могут принять участие, а также вносят свои предложения. С учетом этого и распределяются те или иные педагогические общественные поручения.
Консультации для родителей ценны тем, что, беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться тем, с чем по тем или иным причинам неудбно говорить на собрании. В такой беседе можно найти из многих вариантов тот единственный, который окажет желаемое воздействие на ребенка.
Консультации не дают должного эффекта, если родители ставятся в положение пассивных слушателей. Педагог должен вести консультацию в форме совета, вместе с родителями искать пути устранения ошибок, недостатков. «Давайте посоветуемся...», «А как Вы думаете...», «А каково Ваше мнение?» - такая тональность вызывает стремление быть активными участниками воспитания, возбуждает педагогическое мышление.
Очень важной является индивидуальная работа с родителями учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному формированию.
Оказывая индивидуальную помощь и влияя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, которые «плохо ведут» себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред.
Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приемов и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.
Вывод к II главе.
Используя разные формы – встречи и беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместную деятельность по совершенствованию школьной жизни... педагоги могут повысить эффективность воспитательного процесса. Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период приема нового ученического коллектива, но и течение всего периода обучения ребенка. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.
Заключение.
Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.
Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира – вот конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и школы. Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого должны желать и родители, может быть достигнут только совместными усилиями.
Литература.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М.: 1993
Акутина С.П. Воспитание=семья и школа.//Классный руководитель. - 2007.-№4.
Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования.//Классный руководитель. - 2003.-№3
Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству.//Классный руководитель. - 2007.-№6.
Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству.//Классный руководитель. - 2007.-№7.
Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству.//Классный руководитель. - 2007.-№8.
Гликман И.З. Школьный учитель и родители учеников: на чем строится их взаимодействие.//Директор школы. - 2004.-№9
Зимина И.Н. Педагоги и родители: некоторые условия взаимопонимания и взаимодействия// Директор школы. - 2002.-№4
Кириллова О.Н. Родительско – ученическое собрание (Сбор-отдых). //Начальная школа плюс до и после. - 2006, №8
Кретинина Т.М. Сотрудничество классного руководителя и родителей.// Начальная школа плюс до и после. - 2007.-№5
Криволап Н.С. Отдыхаем всей семьей. - М.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2003
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М.: Педагогическое общество России, 2000
Максимов В.В. Семейная книга. Спб., 1996
Михайлова И.Н. Педагогика поддержки. - М., 2002
Морозова В.Е. Единство семьи и школы в воспитании учащихся.//Завуч начальной школы. - 2007.-№1.
Морозова В.Е. Работа с родителями в начальной школе.//Завуч начальной школы. - 2007.-№1.
Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися. Методические рекомендации. - М.: 1997
Педагогика: учебник.// Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005
Педагогика: учебное пособие.// Под ред. Пидкасистого П.М. - М.: Высшее образование, 2007
Подласый И.П. Педагогика:100 вопросов – 100 ответов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС,2001
Подласый И.П.Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
Созонов В.Д. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие для классного руководителя. - М.: Педагогический поиск, 2000