«Проблемы и перспективы внедрения современных подходов в образование».
«Проблемы и перспективы внедрения современных подходов в образование».
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Мы живем в такое время, когда многое необычно, от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется жизнь, наука, школа, дети, как меняемся мы с вами. Искусство воспитания - одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого и бесхитростного - принять и полюбить ученика, какой он есть. Наши дети - это дети нового поколения, а значит, им нужны новые навыки и умения работы с информацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проблемы и перспективы внедрения современных подходов в образование».»
Доклад на тему: «Проблемы и перспективы внедрения современных подходов в образование».
«Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить, - это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир» Уолт Уитмен.
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Мы живем в такое время, когда многое необычно, от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется жизнь, наука, школа, дети, как меняемся мы с вами. Искусство воспитания - одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого и бесхитростного - принять и полюбить ученика, какой он есть. Наши дети - это дети нового поколения, а значит, им нужны новые навыки и умения работы с информацией.
Учебный процесс начинается с учителя. Я думаю, что одной из причин недостаточной подготовленности учащихся к самостоятельной деятельности, к мыслительной деятельности, объясняется тем, что современные педагоги сами слабо подготовлены в области профессионального мышления. И нам, многим учителям, не понятно, почему необходимо самому меняться, переучиваться, зачем надо менять подходы к обучению - все вроде и так хорошо.
В этом году я проходила курсы повышения квалификации. Изучив Руководство для учителя, я сделала вывод, что цель программы курсов базируется на конструктивистском подходе к преподаванию, то есть развитие глубокого понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение им
знаний во внеурочной деятельности. После курсов мнение мое к подходам обучения полностью изменилось. После чего я твердо решила; работать по старой схеме: «рассказал - усвоил – проверил» нельзя.
В последние десятилетия изменились дети, у них появились новые герои, песни , игры. В связи с этим и мы, учителя, должны пересмотреть свои подходы в обучении, которые применяли раньше.
Именно на этих курсах нас познакомили с семимодульной технологией обучения педагогов Кембриджского университета. На первом этапе обучения мы познакомились с семью модулями программы, которые должны были впоследствии внедрить в серию последовательных уроков во время прохождения практики в школе.
Познакомившись с основными идеями программы, я по новому взглянула на планирование уроков и составление среднесрочного планирования серии последовательных уроков.
Сейчас, при планировании уроков, особое внимание уделяю организации начала урока, так как считаю, что удачно выбранный вид деятельности в начале урока настраивает учащихся на плодотворную работу на всем уроке.
Для этого подбираю разнообразные задания, учитывая, что доступная сложность и новизна - основные причины интереса. Чтобы организовать деятельность ученика, которая приносила бы ему переживание положительных эмоций от преодоления трудностей, получения положительного результата и, главное, от самой познавательной деятельности, необходимо создать на уроке атмосферу психологической поддержки, психологического комфорта для каждого ученика. Проведение перед уроком тренингов, игр, например на восприятие, запоминание, («Домино», «Я--Мы» «Клубок пожеланий», « Змейка») помогло мне по новому взглянуть на моих учеников , открыть для себя некоторые причины их поведения, развивать у участников уважение к друг другу и самоуважение; научить преодолевать внутреннее беспокойство; учить поддерживать друг друга, доверять и доверяться; учить преуспевать без соперничества.
Изучив модули программы, я пришла к выводу, что что – то мы уже использовали в своей практической деятельности. Но тут важен изменившийся подход. Например: модуль «новые подходы в преподавании и обучении – диалог». Диалог и раньше был основой урока, но чаще он строился по типу «учитель-ученик». Теперь же мы понимаем: чтобы активны были все и чтобы был действительно положительный эффект от использования диалога лучше его строить по типу «ученик – ученик» с использованием различных техник постановки вопросов. Тогда – то ученики научатся слушать друг друга, понимать друг друга и тему. Диалог способствует интеллектуальному развитию учеников. Диалог помогает ученикам работать творчески, помогает учащимся самостоятельно открывать знания. Без диалога не может быть урока. Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании, создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Этот модуль стал одним из приоритетных, потому что диалог является для учителя тем учебным фундаментом, на котором будет расти, развиваться школьник .
. Я вовлекаю детей в диалог при работе в паре, при групповой работе. Применяю диалог: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель - класс.
Раньше на своих уроках я давала детям задание и не задумывалась, правильно ли ребята мыслят, последовательность мыслей. Сейчас уже я знаю, что модуль «критическое мышление», используется с целью умения анализировать и выделять главное. Без критического мышления ребенок не может развиваться. Именно в начальной школе начинается целенаправленное формирование познавательной активности детей.
Применяя сейчас этот модуль, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, и использую приемы, при которых видно, как учащиеся справляются с обучением.
Это приемы: «Корзина идей», где дети работают в группе, провожу исследовательские, экспериментальные работы, в группе дети решают проблемную задачу, составляют коллаж, кластер, мозговой штурм, работают по таблице «ЗХУ», пишут синквейны по разным темам.
Я заметила, что при использовании этого метода, дети на уроке более активны, им интересно учиться. Использую модуль ОДО (Оценивание для обучения). Он прослеживается в групповой работе, парной, при обмене детей работами, самооценка, рефлексия. Критерии оценивания должны быть понятны учащимся, они позволяют сделать процесс выполнения работы целенаправленным. Взаимное оценивание дает учащимся возможность закрепить изученный материал посредством оценивания работ друг друга. В начальных классах ребята ещё маленькие и оценивание в основном проходит в игровой форме. Например: при работе по карточкам можно нарисовать звёздочки, и если все ответы верны, звёздочка закрашивается красным цветом, если есть ошибки, зелёным. Если ответы на уроке правильные, солнышко на груди светит ярко, если есть ошибки, солнышко может спрятаться за тучку. Оценивание должно стимулировать работу учащихся. Раньше на уроках, оценивание мое было в виде отметки, и нескольких несложных предложений детей по рефлексии. Сейчас же я знаю, что оценивание может быть формативным и суммативным, т. е. формативное оценивание в течение урока, а суммативное в конце урока. Каждый урок, заканчивая рефлексией, я вместе с учениками обсуждаю, что получалось, что не получалось, их мнение, настроение. Проведение рефлексии на каждом уроке помогает мне оценить степень усвоения материала урока учащимися, даёт возможность определить уровень обучения каждого ученика, что позволит мне скорректировать процесс обучения таким образом, чтобы учесть возможности каждого ученика, способствовать достижению им более высокого уровня обучения.
Оценивают ребята свою работу в виде смайликов, светофор, капелька, лесенка знаний, солнышко и тучка, приём недописанные предложения:
Сегодня на уроке я…
Сегодня на уроке я смогла…
На уроке мне было интересно…
Мне было трудно…
То, что я узнала, мне пригодится…
Использование модуля « ИКТ», позволяет сделать урок интересным, ярким, познавательным. Такой урок лучше запоминается учащимися. Этот модуль является значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение. Модуль обучения талантливых и одаренных детей использую на уроке с помощью различных форм работы – это индивидуальная, групповая и парная. Более одаренным ребятам даю на дом творческие задания. Я считаю, что каждый ребенок талантлив по своему, и именно мы, учителя, должны помогать развиваться их способностям и талантам. Проблема развития одаренной личности приобрела сегодня в мире большое распространение.
И я, в дальнейшем, при проведении уроков буду давать задания связанные с творчеством, где дети могли бы проявить свою индивидуальность. Хочу направить работу так, чтобы ребята участвовали в олимпиадах, конкурсах и проявляли свои таланты и способности.
На каждом уроке присутствует модуль «Управление и лидерство в обучении», т.к. я считаю, что на уроке учитель играет роль наставника, помощника. Ученики могут не соглашаться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя. Моя задача заключается на уроке в том, чтобы создать атмосферу сотрудничества, мотивацию к учению, направляя деятельность ученика в нужное русло.
Все эти приёмы и методы по модулям я использую на своих уроках. Проводила открытые уроки для педагогов школы, для родителей, на методическое объединение учителей начальных классов.
Для себя в ходе прохождения курсов я вывела одну простую аксиому: я пересмотрела свои взгляды на идеи образования и поняла что по другому, как раньше, обучать не смогу. Да и не хочу! И ещё я поняла, что учиться сегодня надо основательно, быстро. Чтобы стать учителем, мастером своего дела, одних фактических знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем и действовать. Действовать во благо наших учеников, направлять их, ведь основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. И если я хочу, чтобы мои дети поняли материал, примеры и задания надо сделать интересными и лично значимыми для них. Творческие задания, как никакие другие, показывают глубину истинных знаний ученика, при этом, не травмируя и не пугая его. Предлагая ученикам задания со словами «придумай», «составь», «сравни», «исправь», я веду работу над формированием личности ученика, с независимым суждением, умением выработать и доказать собственную точку зрения.
Благодаря обучению по программе курсов повышения квалификации по Программе третьего (базового) уровня , прежде всего изменило меня, мои взгляды. Мои подходы в обучении совершенствуются.