Сегодня в обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление человеком приоритетов и ценностей в сознании людей. В настоящее время система новых ценностей еще не сложилось в такой степени, в какой она может диктовать общественному и индивидуальному сознанию свои правила. Особую тревогу вызывает молодежь. Наблюдаются недостаточная социальная зрелость подростков, низкий уровень сформированности у них тех ценностных ориентаций , которые обуславливают активную жизненную позицию, позитивное поведение и креативное мышление, побуждают к совместным действиям, активной социальной жизни. Одной из причин является то, что не в полной мере используются педагогические возможности образовательной среды, хотя во многих программных документах обозначается необходимость программирования воспитания на обширной социальной базе с подключением всех субъектов социальной сферы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ »
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сегодня в обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление человеком приоритетов и ценностей в сознании людей. В настоящее время система новых ценностей еще не сложилось в такой степени, в какой она может диктовать общественному и индивидуальному сознанию свои правила. Особую тревогу вызывает молодежь. Наблюдаются недостаточная социальная зрелость подростков, низкий уровень сформированности у них тех ценностных ориентаций , которые обуславливают активную жизненную позицию, позитивное поведение и креативное мышление, побуждают к совместным действиям, активной социальной жизни. Одной из причин является то, что не в полной мере используются педагогические возможности образовательной среды, хотя во многих программных документах обозначается необходимость программирования воспитания на обширной социальной базе с подключением всех субъектов социальной сферы.
Этот процесс сопровождается противоречивыми явлениями, происходящими в различных средах социальной и духовной жизнедеятельности людей, становлением новой системы ценностей. Разрешение этих противоречий требует концептуально-целостного обоснования процесса формирования ценностных ориентаций школьников, педагогических условий по их формированию , детерминирующих адаптацию и самореализацию сельских подростков в современной социокультурной среде.
Проблемы данной темы заключаются в определении понятия ценности и на какие ценности ориентировать современную молодежь.
Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В научной литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «ценность», в которых рассматриваются разнообразные подходы и стороны данной проблемы.
В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп (Д.И.Донцов, Д.А.Леонтьев). Так, согласно М.Рокич, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей, есть устойчивая совокупность убеждений.
Опора на философскую концепцию общения (В.С.Библер, М.С.Каган) позволяет понять, что ценностно-смысловая коммуникации с одной стороны, предстает как самообщение, внутренний диалог, с другой – как диалог личности в пространстве и времени с субъектами культуры, с аксиологической реальностью. Создаются возможности для реализации потенциальной способности личности ученика самостоятельно осмысливать и оценивать все проявления окружающего мира.
На основе систематизации представленных в изученной литературе позиций и положений можно убедиться в том, что социальные ценности функционально выполняют определённые роли. Так, с одной стороны, они служат основой для формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают человеку выразить свою точку зрения, занять определённую позицию, дать оценку. В таком случае ценности становятся частью сознания. С другой стороны, ценности выступают в преобразованном виде как мотив деятельности и поведения, ибо ориентация человека в мире и стремление к достижению определённых целей строго соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру. Поэтому ценности указывают на состояние, которое определяется целью деятельности и поведения человека, разделяющего эту ценность, указывают на объект стремлений как на «благо». Они помогают найти в реальной жизни и привлекающие, и отталкивающие стороны и строить свою деятельность с учётом познанного и ожидаемого.
Особый интерес для нас представляет трактовка термина «Ценностные ориентации» в педагогической литературе. систематизация значения данного понятия можно рассмотреть как:
- ценностные отношения к объективным ценностям (М.Г. Казакина, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова);
- социальная установка, социальное свойство личности (М.И. Бурова-Илиева).
В классификации ценностных ориентаций , предложенной И .В.Дубровской, они располагаются по тому значению, которые они играют в жизни человека. Эта классификация ясно демонстрирует, что реальная ценность какого-либо явления, объекта или суждения в рамках основной сферы деятельности для отдельного челоека или группы определяется тем значением, которое придает им наше общество.
Представляет интерес классификация ценностей Е.В.Золотухиной – Абалиной. Так, по ней, они представляют собой:
социально-политические ценности (ценности общественного устройства, представления о социальной справедливости, свободе, права и обязанностях людей)
В ценностных ориентациях аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии , все следы внешни воздействий со стороны природы и общества. В соответствии с этим принципом, ценностные ориентации , усваиваемые в ходе формирования личности, служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, возникающие потребности и актуальное поведение. Формирование и развитие ценностных ориентаций – это сложный, многоступенчатый процесс, зависимый, в частности, от возраста индивида.
Изучение процесса формирования и развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений. Здесь большую роль играет школа, как общеобразовательное и воспитательное учреждение, социальный институт, профессионально занимающийся социализацией детей и подростков. Школа имеет возможность оказывать влияние на формирование у детей мировоззрения, отношения к окружающей действительности, жизненной перспективы, т.е. на систему ценностных ориентаций . В своей многогранной деятельности школа способна раскрыть ученикам личностную значимость тех или иных областей жизни и формировать мотивационно-потребностную сферу их личности. В школе закладываются основы ценностных ориентаций учеников, которые определяют основные мотивы их устремлений и поведения, оказывая влияние на все сферы их жизнедеятельности.
По мнению А.Г. Асмолова, Д.А.Леонтьева, ценностные ориентации выстраиваются в систему, иерархия которой определяется направленностью как доминирующей тенденцией, стержнем личности, своего рода «рабочей» концепцией видения ситуации, которая избирательно организует и направляет человеческое восприятие на наиболее ценные для личности ориентиры. При этом ценностные ориентации выступают в качестве конкретной формы существования и проявления направленности личности, ее потребностей и интересов. В них содержится опыт человека, сконцентрированы результаты процесса воспитания и самовоспитания. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.
Таким образом, изучение процесса формирования личности без учета педагогических условий формирования ценностных ориентаций при всей своей объективности игнорирует полноценный комплексный подход к системе воспитания, представляющей особую организацию взаимосвязанных компонентов, органическое их единство, имеющее сложные внутренние взаимосвязи, отношения, уровни. Подобная точка зрения не позволяет установить реальные значения и функции всех компонентов системы воспитания, участвующих в формировании личности.
Литература
Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание.//Педагогика 1999.-№ 4. с.117-121
Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 1999.
Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников.//Вопросы психологии.1999. - № 2. с.25-29.
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М., 1992.
Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998. № 3