kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление человеком приоритетов  и  ценностей в сознании людей. В настоящее время система новых ценностей еще не сложилось в такой степени, в какой она может диктовать общественному  и  индивидуальному сознанию свои правила. Особую тревогу вызывает молодежь. Наблюдаются недостаточная социальная зрелость подростков, низкий уровень сформированности у них тех  ценностных   ориентаций , которые обуславливают активную жизненную позицию, позитивное поведение  и  креативное мышление, побуждают к совместным действиям, активной социальной жизни. Одной из причин является то, что не в полной мере используются педагогические возможности образовательной среды, хотя во многих программных документах обозначается необходимость программирования воспитания на обширной социальной базе с подключением всех субъектов социальной сферы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ »

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Сегодня в обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление человеком приоритетов  и  ценностей в сознании людей. В настоящее время система новых ценностей еще не сложилось в такой степени, в какой она может диктовать общественному  и  индивидуальному сознанию свои правила. Особую тревогу вызывает молодежь. Наблюдаются недостаточная социальная зрелость подростков, низкий уровень сформированности у них тех  ценностных   ориентаций , которые обуславливают активную жизненную позицию, позитивное поведение  и  креативное мышление, побуждают к совместным действиям, активной социальной жизни. Одной из причин является то, что не в полной мере используются педагогические возможности образовательной среды, хотя во многих программных документах обозначается необходимость программирования воспитания на обширной социальной базе с подключением всех субъектов социальной сферы.

Этот процесс сопровождается противоречивыми явлениями, происходящими в различных средах социальной  и  духовной жизнедеятельности людей, становлением новой системы ценностей. Разрешение этих противоречий требует концептуально-целостного обоснования процесса  формирования   ценностных   ориентаций  школьников, педагогических условий по их  формированию , детерминирующих адаптацию  и  самореализацию сельских подростков в современной социокультурной среде.

Проблемы данной темы заключаются в определении понятия ценности и на какие ценности ориентировать современную молодежь.

Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В научной литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «ценность», в которых рассматриваются разнообразные подходы и стороны данной проблемы.

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп (Д.И.Донцов, Д.А.Леонтьев). Так, согласно М.Рокич, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей, есть устойчивая совокупность убеждений.

Опора на философскую концепцию общения (В.С.Библер, М.С.Каган) позволяет понять, что  ценностно-смысловая  коммуникации с одной стороны, предстает как самообщение, внутренний диалог, с другой – как диалог личности в пространстве и времени с субъектами культуры, с аксиологической реальностью. Создаются возможности для реализации потенциальной способности личности ученика самостоятельно осмысливать и оценивать все проявления окружающего мира.

На основе систематизации представленных в изученной литературе позиций и положений можно убедиться в том, что социальные ценности функционально выполняют определённые роли. Так, с одной стороны, они служат основой для формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают человеку выразить свою точку зрения, занять определённую позицию, дать оценку. В таком случае ценности становятся частью сознания. С другой стороны, ценности выступают в преобразованном виде как мотив деятельности и поведения, ибо ориентация человека в мире и стремление к достижению определённых целей строго соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру. Поэтому ценности указывают на состояние, которое определяется целью деятельности и поведения человека, разделяющего эту ценность, указывают на объект стремлений как на «благо». Они помогают найти в реальной жизни и привлекающие, и отталкивающие стороны и строить свою деятельность с учётом познанного и ожидаемого.

Особый интерес для нас представляет трактовка термина «Ценностные ориентации» в педагогической литературе. систематизация значения данного понятия можно рассмотреть как:

- ценностные отношения к объективным ценностям (М.Г. Казакина, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова);

- нравственный идеал (И.Ф. Исаев, В.А. сластенин);

- важнейший фактор мотивации поведения личности (И.С. Артюхова, Л.М. Архангельский);

- содержательная сторона направленности личности (Н.А. Асташова).

- оценочно- императивные устремления морального сознания (А.И.Титаренко);

- социальная установка, социальное свойство личности (М.И. Бурова-Илиева).

 В классификации  ценностных   ориентаций , предложенной  И .В.Дубровской, они располагаются по тому значению, которые они играют в жизни человека. Эта классификация ясно демонстрирует, что реальная ценность какого-либо явления, объекта или суждения в рамках основной сферы деятельности для отдельного челоека или группы определяется тем значением, которое придает им наше общество.

Представляет интерес классификация ценностей Е.В.Золотухиной – Абалиной. Так, по ней, они представляют собой:

  1. социально-политические ценности (ценности общественного устройства, представления о социальной справедливости, свободе, права и обязанностях людей)

  2. ценности общения (дружба, любовь, доверие, ценность родственны связей)

  3. ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины)

  4. культурные ценности (эстетические, религиозные  и  атеистические, ценности мироощущения, стиля жизни, обрядов, ритуалов)

  5. ценности потребления

  6. ценности самоутверждения  и  самореализации (социальный статус, чести, достоинства, желаемый образ «Я»)

  7. общечеловеческие ценности (мир, ценность другой личности, жизнь человечества)

  8. ценности, характеризующие личные качества (честность, храбрость, патриотизм, верность данному слову, доброта, идейность)

  9. эстетические ценности.

В  ценностных   ориентациях  аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном  развитии , все следы внешни воздействий со стороны природы  и  общества. В соответствии с этим принципом,  ценностные   ориентации , усваиваемые в ходе  формирования  личности, служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы  и  личные склонности, возникающие потребности  и  актуальное поведение.  Формирование   и   развитие   ценностных   ориентаций  – это сложный, многоступенчатый процесс, зависимый, в частности, от возраста индивида.

Изучение процесса  формирования   и   развития   ценностных   ориентаций  в юношеском возрасте является актуальным  и  значимым для определения духовного  развития  будущих поколений. Здесь большую роль играет школа, как общеобразовательное  и  воспитательное учреждение, социальный институт, профессионально занимающийся социализацией детей  и  подростков. Школа имеет возможность оказывать влияние на  формирование  у детей мировоззрения, отношения к окружающей действительности, жизненной перспективы, т.е. на систему  ценностных   ориентаций . В своей многогранной деятельности школа способна раскрыть ученикам личностную значимость тех или иных областей жизни  и  формировать мотивационно-потребностную сферу их личности. В школе закладываются основы  ценностных   ориентаций  учеников, которые определяют основные мотивы их устремлений  и  поведения, оказывая влияние на все сферы их жизнедеятельности.

По мнению А.Г. Асмолова, Д.А.Леонтьева,  ценностные   ориентации  выстраиваются в систему, иерархия которой определяется направленностью как доминирующей тенденцией, стержнем личности, своего рода «рабочей» концепцией видения ситуации, которая избирательно организует  и  направляет человеческое восприятие на наиболее ценные для личности ориентиры. При этом  ценностные   ориентации  выступают в качестве конкретной формы существования  и  проявления направленности личности, ее потребностей  и  интересов. В них содержится опыт человека, сконцентрированы результаты процесса воспитания  и  самовоспитания. Система  ценностных   ориентаций  образует содержательную сторону направленности личности  и  выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Таким образом, изучение процесса  формирования  личности без учета педагогических условий  формирования   ценностных   ориентаций  при всей своей объективности игнорирует полноценный комплексный подход к системе воспитания, представляющей особую организацию взаимосвязанных компонентов, органическое их единство, имеющее сложные внутренние взаимосвязи, отношения, уровни. Подобная точка зрения не позволяет установить реальные значения  и  функции всех компонентов системы воспитания, участвующих в  формировании  личности.




Литература


    1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание.//Педагогика 1999.-№ 4. с.117-121

    2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 1999.

    3. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников.//Вопросы психологии.1999. - № 2. с.25-29.

    4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М., 1992.

    5. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998. № 3




6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Автор: Ксалова Рахима Мухамедовна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 196186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "«Формирование нравственно-ценностных ориентаций у дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-nravstvienno-tsiennostnykh-oriientatsii-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "169589"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423422380"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Развитие  ценностных  ориентаций  учащихся в процессе  литературного образования. "
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-tsiennostnykh-oriientatsii-uchashchikhsia-v-protsiessie-litieraturnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412969417"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Формирование ценностных ориентации школьников на физическую культуру и спорт"
    ["seo_title"] => string(86) "formirovaniie_tsiennostnykh_oriientatsii_shkol_nikov_na_fizichieskuiu_kul_turu_i_sport"
    ["file_id"] => string(6) "343211"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1473581356"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства