kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ценностных ориентации школьников на физическую культуру и спорт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исходя из актуальности и важности проблемы в работе поставлена цель - исследование системы ценностных ориентаций учащихся старшего возраста общеобразовательной школы и выявление места физической культуры в данной системе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностных ориентации школьников на физическую культуру и спорт»

Формирование ценностных ориентации школьников на физическую культуру и спорт.

Михайлин Антон Геннадьевич

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №45 Калининград

Изменения, которые происходят сегодня во всех сферах общественной жизни, неизбежно ведут к проведению новых исследований, основанных на теоретическом и методическом материале в новых условиях, характеризующихся следующими особенностями:

· закрытие многих элементов традиционной социокультурной среды (секций, кружков, спортивных клубов) привело к существенным изменениям в условиях формирования системы ценностных ориентаций;

· попытки преобразования отечественной системы образования - появление платных элитных школ, гимназий - породили дополнительные проблемы в социальной ориентации учащихся;

· с ослаблением воспитательной работы в школах культурная среда социального института школ перестает выполнять свою функцию воспитания и формирования у молодежи прогрессивных социальных ценностей;

· обостряется противоречие между общечеловеческими ценностями и ценностями, с которыми легче выжить.

Исходя из актуальности и важности проблемы в работе поставлена цель - исследование системы ценностных ориентаций учащихся старшего возраста общеобразовательной школы и выявление места физической культуры в данной системе.

Согласно классификации, разработанной Л. И. Лубышевой, ценностный потенциал физической культуры можно условно разделить на составляющие его интеллектуальные, двигательные, технологические, интенционные и мобилизационные ценности. Потребность человека в освоении физической культуры стимулируется чувством удовольствия от физической активности, успехами в росте его собственных физических возможностей, работоспособности, ощущением здоровья.

В настоящее время со стороны общества возрастают требования к состоянию здоровья и физической культуры личности. В то же время, по данным Министерства здравоохранения до 90% школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В этой связи особое значение приобретает работа со школьниками по формированию потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом с целью поддержания высокого уровня работоспособности и ведения здорового образа жизни. Для этого требуется сбор информации по вопросам жизни, деятельности и их интересов.

Было проведено социологическое исследование среди обучающихся старших классов (8, 9, 11) школы № 45 г. Калининграда. При проведении исследования использовались анкеты, включающие в общей сложности 39 вопросов и касающиеся выяснения отношения школьников к ценностям здорового образа жизни и формам проведения досуга. В анкетировании приняли участие 132 школьника в возрасте от 13 до 18 лет.

В результате опроса школьников выяснилось, что основные ценности здорового образа жизни признаются подавляющим большинством. Из представленных в табл. 1.1, 1.2, 1.3 данных видно, что большинство ответов относятся к категории "огромное значение".

Таблица 1.1

Ценности здорового образа жизни школьников 8-х классов (56 человек)

Качества (ценности)

Степень важности (% ответов)

Огромное значение

Небольшое значение

Совсем не ценится

Ответ затруднен

1

2

3

4

5

Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми

76,8

19,6

0

3,6

Здоровье

83,9

12,5

3,6

0

Интеллектуальные способности, память, эрудиция

67,8

28,6

3,6

0

Нормальные отношения с родителями

78,6

12,5

5,4

3,6

Мужество, смелость, честность, порядочность

71,4

25

3,6

0

Образованность, интеллигентность, воспитанность

73,2

16,1

5,4

5,4

Успехи в учебе

69,6

16

8,9

5,4

Авторитет, уважение окружающих

58,9

42,8

1,8

3,6

Сила воли, дисциплинированность, собранность

58,9

35,7

3,6

1,8

Отдых, развлечения

73,2

23,2

3,6

0

Занятие физкультурой и спортом

55,3

33,9

7,2

3,6

Высокий уровень выносливости организма

50

42,8

5,4

1,8

Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)

51,8

42,8

3,6

1,8

Способность видеть и понимать красоту

44,6

42,8

10,7

1,8

Общественная активность

46,4

39,2

8,9

5,4

Сила и натренированность организма

46,4

39,2

12,5

1,8

Красота, внешность

37,5

53,6

7,2

1,8

Умение разбираться в технике, применять её

33,9

50

16

0

Умение играть на музыкальных инструментах

8,9

37,5

48,2

5,4

Таблица 1.2

Ценности здорового образа жизни школьников 9-х классов (39 человек)

Качества (ценности)

Степень важности (% ответов)

Огромное значение

Небольшое значение

Совсем не ценится

Ответ затруднен

1

2

3

4

5

Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми

69,2

23

0

7,8

Здоровье

87,2

7,8

5

0

Интеллектуальные способности, память, эрудиция

69,2

28,3

2,5

0

Нормальные отношения с родителями

84,6

12,8

2,5

0

Мужество, смелость, честность, порядочность

66,6

28

0

5

Образованность, интеллигентность, воспитанность

76,9

17,9

5

0

Успехи в учебе

53,8

35,8

7,7

2,7

Авторитет, уважение окружающих

64,1

20,5

12,8

2,6

Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)

53,8

38,9

7,6

0

Сила и натренированность организма

53

32,3

7,5

7,5

Отдых, развлечения

69,2

25,8

2,5

2,5

Занятие физкультурой и спортом

51,2

30,7

12,8

5

Высокий уровень выносливости организма

41

41

7,6

10,4

Общественная активность

41

46,3

7,6

5

Способность видеть и понимать красоту

33,3

36,2

7,6

10,2

Умение разбираться в технике, применять её

30,7

43,5

17,9

7,6

Умение играть на музыкальных инструментах

23

20,5

46,1

12,8

Красота, внешность

23,8

41

12,8

5,1


Таблица 1.3

Ценности здорового образа жизни школьников 11-х классов (37 человек)

Качества (ценности)

Степень важности (% ответов)

Огромное значение

Небольшое значение

Совсем не ценится

Ответ затруднен

1

2

3

4

5

Общительность, коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с людьми

89,6

10,8

0

0

Здоровье

94,6

5,4

0

0

Интеллектуальные способности, память, эрудиция

48,6

48,6

2,7

0

Нормальные отношения с родителями

83,7

10,8

5,4

0

Мужество, смелость, честность, порядочность

83,7

16,3

0

0

Образованность, интеллигентность, воспитанность

51,3

43,2

0

2,7

Сила воли, дисциплинированность, собранность

64,8

32,4

0

2,7

Отдых, развлечения

67,5

32,5

0

0

Авторитет, уважение окружающих

45,9

48,7

5,4

0

Способность видеть и понимать красоту

40,5

45,9

10,7

2,7

Высокий уровень выносливости организма

48,6

37,8

13,5

2,7

Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)

48,6

40,5

8,1

2,7

Успехи в учебе

43,3

43,3

10,7

2,7

Занятие физкультурой и спортом

45,9

51,3

2,7

0

Умение разбираться в технике, применять её

43,2

43,2

13,6

0

Сила и натренированность организма

37,8

48,6

8,1

2,7

Общественная активность

35,1

54

8,1

2,7

Красота, внешность

21,6

72,9

5,4

0

Умение играть на музыкальных инструментах

29,7

21,6

48,6

0


Из анализа данных, представленных в таблицах 1.1, 1.2, 1.3, следует, что к первой группе ответов (от 100 до 50% - выделено серым) можно отнести те, которым абсолютное большинство школьников (более 63%) придают огромное значение. Это, в основном, личностные качества, способствующие успехам в будущей работе, а также касающиеся собственного здоровья и благоприятных семейных отношений.

Ко второй группе ценностей отнесены те, в которых преобладают ответы "огромное значение" (50-30%) при достаточно высоком количестве ответов "небольшое значение" (40-10%).

К третьей группе ценностей (выделено диагональной полоской на сером фоне) отнесены те, в столбцах которых преобладают ответы "небольшое значение".

Таким образом, именно в 1-2 группах и находятся ценности поддержания здорового образа жизни средствами физической культуры. То есть, ставя на одно из первых мест в своих жизненных ценностях здоровье, многие школьники достаточно пассивно относятся к одному из самых эффективных средств его укрепления и сохранения. Причиной этого является, вероятно, невысокий уровень просвещения в вопросах физической культуры, а в связи с этим и недостаточная мотивация к занятиям физкультурой и спортом.

Изучение форм проведения досуга школьников позволило условно разделить их на три группы: наиболее привычные формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто большинством школьников (суммарно более 50% ответов); встречающиеся формы досуга, используемые постоянно, регулярно или часто (40 - 60% опрошенных); редко используемые формы досуга (сумма ответов редко или практически не используется - не менее 60%). Результаты представлены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.

Таблица 2.1

Формы досуга школьников 8 класса

Утверждение

Частота (% ответов)

Постоянно, регулярно

Часто

Редко

Очень редко или совсем не занимаюсь

1

2

3

4

5

Наиболее привычные

Прослушиваю аудио записи, радио

51,8

19,6

17,8

10,7

Читаю газеты, журналы

19,6

42,8

32,1

5,4

Играю на компьютере

41

32,1

16

10,7

Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи

39,2

44,6

12,5

3,6

Встречающиеся

Посещаю спортивные зрелища, соревнования

14,2

17,8

46,4

19,6

Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом

25

25

33,9

16

Участвую в общественной жизни

19,6

25

35,7

19,6

Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы

16

25

25

33,9

Читаю книги

10,7

25

44,6

19,6

Посещаю рестораны, пивные бары, кафе

7,1

19,6

46,4

26,7

Участвую в художественной самодеятельности

17,8

12,5

26,7

42,8

Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую

14,3

16

23,2

46,4

Посещаю дискотеки

8,9

23,2

41

26,7

Посещаю кино, театры, выставки или музеи

3,6

25

53,6

17,8

Редко используемые

Играю в карты, домино и пр.

5,4

8,9

58,9

26,7

Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь

3,6

14,2

44,6

37,5

Занимаюсь коллекционированинием, фото- или киносъёмкой

8,9

12,5

21,4

57,5

Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки

3,6

5,4

17,8

73,2

Посещаю церковь

1,8

0

28,5

69,6

Посещаю научный кружок

1,8

0

16

82,1


Таблица 2.2

Формы досуга школьников 9 класса

Утверждение

Частота (% ответов)

Постоянно, регулярно

Часто

Редко

Очень редко или совсем не занимаюсь

1

2

3

4

5

Наиболее привычные

Прослушиваю аудио записи, радио

60

28,2

2,6

10,2

Играю на компьютере

38,5

33,3

25,6

2,6

Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы

28,2

30,8

20,5

20,5

Участвую в общественной жизни

7,8

33,5

30,7

28,2

Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи

17,9

38,5

36

7,8

Встречающиеся

Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом

25,5

28,2

33,5

12,8

Читаю газеты, журналы

17,9

23

41,2

17,9

Читаю книги

7,8

28,2

46,2

17,8

Посещаю спортивные зрелища, соревнования

20,5

23

33,5

23

Посещаю дискотеки

12,8

20,5

23

43,5

Редко используемые

Посещаю рестораны, пивные бары, кафе

10,2

10,2

38,4

41,2

Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь

5,2

5,2

43,4

46,2

Посещаю научный кружок

2,5

2,6

15,4

77

Играю в карты, домино и пр.

5

2,6

38,4

54

Участвую в художественной самодеятельности

5,2

5,2

38,4

51,4

Посещаю кино, театры, выставки или музеи

2,6

10,4

39

49

Занимаюсь коллекционированием, фото- или киносъёмкой

10,2

10,2

15,4

64,2

Посещаю церковь

5,2

0

20,5

74,5

Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки

5,2

2,6

12,8

79,4

Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую

12,8

12,8

25,6

48,7

Таблица 2.3

Формы досуга школьников 11 класса

Утверждение

Частота (% ответов)

Постоянно, регулярно

Часто

Редко

Очень редко или совсем не занимаюсь

1

2

3

4

5

Наиболее привычные

Прослушиваю аудио записи, радио

59,4

21,6

8,1

10,8

Смотрю телевизионные передачи, видеозаписи

35,2

27

32,4

5,4

Посещаю факультативы, конференции, занятия вне школы

13,5

40,5

35,1

10,8

Читаю газеты, журналы

10,8

45,9

37,8

5,4

Участвую в общественной жизни

8,1

35,1

51,3

5,4

Встречающиеся

Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом

21,6

29,7

24,3

29,7

Играю на компьютере

29,7

27

37,8

10,8

Читаю книги

18,9

24,3

37,8

18,9

Посещаю рестораны, пивные бары, кафе

13,5

8,1

48,6

29,7

Играю на музыкальных инструментах, сочиняю стихи, рисую

13,5

29,7

8,1

48,6

Посещаю дискотеки

10,8

21,8

51,3

16,2

Посещаю спортивные зрелища, соревнования

13,5

29,7

32,4

24,3

Играю в карты, домино и пр.

2,7

16,2

29,7

51,3

Занимаюсь коллекционированинием, фото- или киносъёмкой

10,8

18,9

18,9

51,3

Редко используемые

Посещаю кино, театры, выставки или музеи

2,7

8,1

64,8

24,3

Участвую в художественной самодеятельности

5,4

2,7

40,5

51,3

Посещаю научный кружок

5,4

5,4

16,2

73

Обычно сижу дома и ничем не занимаюсь

8,1

13,5

37,8

40,5

Занимаюсь рукоделием, изготавливаю поделки

5,4

0

13,5

76,9

Посещаю церковь

0

8,1

32,4

59,4


Приведенные данные свидетельствуют о том, что досуг большинства учащихся сориентирован на потребление так называемой "массовой культуры": прослушивание аудиозаписей, радио – 78,8%, просмотр телевизионных передач, видеозаписей – 69,9% школьников, а также игра на компьютере – 66,7%.

Занятия физкультурой, спортом и туризмом находятся среди наиболее привычных форм досуга: 51,6% учащихся занимаются этим постоянно, регулярно или часто. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий об определенной эффективности работы в школе по пропаганде занятий физкультурой и спортом.

Однако требуется дальнейшая работа по привлечению школьников к занятиям физкультурой и спортом с целью компенсации способов проведения досуга с элементами гиподинамии (просмотр передач, прослушивание записей, пассивный отдых, игра на компьютере и пр.).

Еще одной форме активного проведения досуга - посещение дискотек - отдают предпочтение 32,5% опрошенных.

Однако необходима дальнейшая работа по развитию творческой индивидуальности учащихся, развитие форм досуга, противостоящих "массовой культуре" и способствующих развитию общей культуры учащихся

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру. Установлено, что процесс формирования ценностных ориентации на физическую культуру как у студентов, так и у школьников проходит несколько этапов:

  1. осознание определенных ценностей;

  2. удовлетворение "мышечной радостью" при занятиях физиче-
    ской культурой и переход к устойчивой двигательной потребности;

  3. стремление к достижению более высокого уровня физкультур-
    ных знании, спортивно-технических результатов;

  4. построение планов, жизненных целей, связанных со здоровым
    образом жизни.

Устойчивые ориентации образуют своего рода "ось сознания", обеспечивающую им фиксированную модель поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов. Для того чтобы физический "образ Я" сохранил спою устойчивость, необходима подкрепляющая внутренняя и внешняя мотивация, которая бы побуждала студентов, школьников к сознательной двигательной активности.

На практике в основном наблюдается четыре мотивационных варианта выбора студентами направлении регулярных занятий спортом:

  • спортивное направление (с целью достижения высоких спортив-
    ных результатов);

  • оздоровительное направление (с целью укрепления здоровья,
    коррекции телосложения и осанки, повышения работоспособности и
    психологической устойчивость);

- активный отдых (для снятия общего утомления, нервно-
эмоционального напряжения);

- профессионально-прикладное направление (с целью подготовки к
будущей профессиональной деятельности).

Любое из этих направлений окажет влияние на профессиональное становление будущего специалиста.

Ориентация школьника па физическую культуру регулируется и поддерживается системой мотивов, главными из которых из являются:

- мотивы, связанные с содержанием и процессом занятии (эмоцио-нально-двигательная динамика способствует проявлению мышечной «радости» и формированию ценностных ориентации на подсознательном уровне физического воспитания);

  • мотивы самоопределения и самосовершенствования (например,
    получить хорошую физическую подготовку);

  • мотивы долга и ответственности (перед классом, учителем, об-
    щсством);

  • мотивы благополучия и престижности (удовлетворение интереса,
    стремление получить одобрение, желание получать хорошие оценки,
    быть первым, занять достойное место в соревнованиях и т. д.)

Задача педагога в формировании ценностных ориентации - создавать благоприятные условия для развития ребенка, формировать здоровое школьное окружение, развивать у детей «моду» на спорт, воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, которое является одной из абсолютных ценностей человека. Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентации на здоровье и физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность к двигательной активности, укрепить растущий организм, создать базис для совершенствования духовных и интеллектуальных достижений.

Логика воспитательно-образовательного процесса показывает, что вначале у школьника должно быть выработано ценностное отношение (мотив "хочу") к физической культуре. Под воздействием педагогических условий через выбор ценностных ориентиров и посредством - спортивных занятий происходит дальнейшее становление «образа Я» (мотив "могу"). Ориентируясь в широком спектре физкультурных ценностей, ребенок выбирает те из них, которые наиболее тесно связаны с его потребностями. Динамика этого процесса развивается во времени и сопровождается приобретением новых физкультурных знаний, закреплением освоенных спортивных умений и навыков, что в конечном счете переводит ребенка в определенную форму жизнедеятельности - образ жизни (мотив "надо"). На этом этапе ценности здоровья, физической культуры, спорта воспринимаются на уровне убеждения как социально значимые.

Ценностный потенциал физической культуры, физкультурно-спортивную активность учащихся старших классов можно усилить при условии устранения объективных причин, которые мешают им заниматься физической культурой и спортом, обратив внимание на неумение учащихся распределять свое свободное время, слабое развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры, нехватку теоретических знаний и не достаточную физкультурно-оздоровительную работу в школе.

Подводя итоги проведенного исследования, следует подчеркнуть, что непременным условием формирования ценностного потенциала физической культуры учащихся старшего школьного возраста является вовлечение их в физкультурно-спортивную деятельность. Результаты доказывают, что у учащихся, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышаются жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Занятия физической культурой способствуют рациональному распределению свободного времени, позволяют активно включаться в другие виды деятельности и реализовывать свои силы.








ЛИТЕРАТУРА

  1. «Физическая культура» под редакцией проф. Е.В.Конеевой - Москва «Феникс», 2006 год (стр.8, 10, 11, 423).

  2. «Настольная книга классного руководителя» - Москва «Просвещение», 2003 год (стр.123-124).

  3. «Гармоническое развитие ребёнка» Г.Доман - Москва,2006 год.

  4. «Физическая культура» учебник для 10-11 классов - Москва «Просвещение», 2004 год.

  5. «Физическая культура» учебник для 10-11 классов под общей редакцикй В.И.Ляха - Москва «Просвещение», 2016 год.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование ценностных ориентации школьников на физическую культуру и спорт

Автор: Михайлин Антон Геннадьевич

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Формирование ценностных ориентаций школьников на физическую культуру и спорт"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_tsennostnykh_orientatsii_shkolnikov_na_fizicheskuiu_kulturu_i_spo_1"
    ["file_id"] => string(6) "637043"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1695369536"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Формирование ценностных ориентаций школьников на физическую культуру и спорт»."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_tsennostnykh_orientatsii_shkolnikov_na_fizicheskuiu_kulturu_i_sport"
    ["file_id"] => string(6) "599143"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1643538903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа 8 вида по физической культуре "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-8-vida-po-fizichieskoi-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "247243"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446532769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1 - 4 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-programma-po-fizichieskoi-kul-turie-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "174749"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424177398"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по физической культуре для 7класса ФГОС"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-7klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "311278"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459178267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства