Просмотр содержимого документа
««Помощь: какой она должна быть?»»
Из опыта работы
СОШ №7
Поповой И.Л.
Род. Собрание.
Тема: «Помощь: какой она должна быть?»
(домашние задание и родители)
Часто ли задумываются учителя и родители, что ребёнок поступая в школу, должен не только научиться читать, считать, писать, не только узнать многое об окружающем мире, но прежде всего ему необходимо овладеть умением учится, как сделать, чтобы ребенок с приходом в школу не утратил интереса к учению и новый для него вид деятельности не оказался в тягость?
Как и любая другая, учебная деятельность содержит комплекс определенных навыков, приёмов и умений, в освоении которых могут помочь учителя и родители. Родители вовлечены в учебную деятельность наравне с учащимися. Их помощь в процессе приготовления домашнего задания в начальной оказывается крайне важной. Существуют разные варианты родительской помощи детям: от полного отказа от какой-либо помощи до выполнения заданий самими родителями.
Всем, наверное, знакома довольно типичная ситуация, когда ребёнок делает уроки при «своеобразном» участии мамы и бабушки. У него что-то не получается, он не в состоянии сосредоточиться на задании, постоянно отвлекается и, наконец, отказывается их делать вовсе. Часто такая работа заканчивается слезами ребёнка, а «помощники», отчаиваясь, выполняют задание за него. Вполне понятно, кому назавтра учитель выставляет отметку. А между тем самостоятельное приготовление уроков - важный элемент формирование таких качеств личности ребёнка, как самоуважение и ответственность.
Поэтому первое обязательное правило состоит в том, что если вы действительно хотите помочь своему ребёнку, - помощь должна быть деликатной по форме. Это максимальное уважение к новому статусу маленького человека как школьника и его учебе – делу, за которое он отвечает.
Вторе правило – помогать лишь в том случае, если ребенок не может справиться самостоятельно. От родителей требуется больше усилий и умений, чем просто сделать за него задания. В первую очередь важно разобраться, почему у дочери или сына что-то не получается, попытаться вместе с ними пройти логическую цепочку рассуждений, уяснив для себя, в чем причины их затруднений.
Нередко камнем преткновения оказывается пройденный материал, по каким-то причинам недостаточно усвоенный. В этой ситуации родителям необходимо своевременно помочь ребенку наверстать упущенное. Иногда сразу бывает трудно определить причины плохого усвоения школьного материала, но порой достаточно каких-то наводящих вопросов, своеобразного «превотолчка», чтобы разрешить существующую проблему.
При выполнении сложных заданий полезно попросить своих детей попытаться воспроизвести логику их рассуждений, и если это необходимо, то вместе составить и обсудить план действий. Деле, каждая часть плана должна выполняться ребенком самостоятельно, а родители могут вмешаться лишь в том случае, если у него вновь что-то неладно. Например, при сложении и вычитании двузначных чисел попросить ребенка проговаривать то, что он делает.
При выполнении с детьми устных заданий на запоминание можно и нужно исходить из известных в психологии законов:
Закон интереса.
Чем интереснее материал, тем легче он запоминается.
Представьте, что вам самим какая-то тема не очень интересна. Запомнится ли она? Наверное, нет. С ребенком происходит аналогичное. Чтобы ему помочь, попытайтесь в рассказе о неинтересном ему предмете найти что-то необычное-какой-то поворот, факт, деталь, связь с его собственными проблемами. Если вам удастся пробудить его интерес, можно быть уверенным, что изучаемое в школе запомнится значительно лучше.
Например по теме: «Страны мира» папа или мама могут рассказать о той стране, где они бывали.
Закон количества материала.
Чем больше количество запомненного в прошлом, тем легче запоминается новый материал.
Не нужно бояться «лишних» знаний. Если при изучении какой-либо темы можно школьный материал дополнить своим рассказом, походом в музей или на прогулку в лес, то знания лишь лучше закрепятся. Например: «Постарайтесь сходить в библиотеку с ребенком».
Закон установки на запоминание.
Качество запоминания зависит от того, с какой целью и на какое время что-либо запоминается.
А сколько стихотворений из выученных школьником за весь период его обучения, надолго остаётся у него в памяти? Можно с уверенностью сказать, что очень немного. Ведь стихотворение выучивается к конкретному уроку, не котором его могут спросить. Прошёл урок – и все уже забыто. Поэтому очень важно препятствовать установке на кратковременное запоминание, создавая мотивировку более длительного использования той или иной информации. Пример: «Стихотворение о зиме, выученное на уроке чтения, поможет написать сочинение» Первый снег по русскому языку»»
Закон торможения (или забывания)
Запоминание в один прием нового материала, препятствует закреплению строго, с чего оно было начато.
Чтобы не происходило дома подобного торможения, необходимы регулярные кратковременные перерывы. Одного их не рекомендуется занимать какой-то умственной работой либо просмотрам телевизионных передач.
И еще несколько советов о том, как лучше и быстрее выучить стихотворение. Вначале его необходимо прочитать вслух, выделив при этом число смысловых фрагментов, т.е. попытаться понять структуру текста, затем важно представить, о чем идет речь в стихотворении. Не должно быть непонятых слов.
Небольшие стихотворения (2-3 строфы) лучше всего заучивать целиком, а не по частям. Большие стихотворения, наоборот, лучше учить по частям, т.к. начало и конец какого-либо текста запоминаются легче, чем его середина. Такие стихотворения заучиваются по строфам, чуть больше внимания при этом уделяется структуре стихотворения.
Естественно, что ребенку пока трудно усвоить и применять те приемы, о которых говорилось выше. Большинство родителей, стремящихся помочь своим детям с первых школьных шагов, тоже, к сожалению, в свое время не обучались этому. Хотя сами были школьниками и учили наизусть. Но это легко поправимо. Если сегодня на родительском собрании вы поныли, как помогать делать уроки, какие правила и способы для этого использовать, то ваши дети будут благодарны вам и ученье будет ребёнку в радость