kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первоклассник в общении со взрослыми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно со взрослыми людьми, помогает ребенку усвоить определенные нормы и правила, поведения, характер отношений. Дети часто не ощущают психологического комфорта в общении со взрослыми (родителями, учителями), т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблагополучия.

           С поступлением в школу происходит переход к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими взрослыми необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним.

           В первый класс могут быть приняты  дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось 6,5-7 лет. Каждый учитель должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первоклассник в общении со взрослыми »

Балейский филиал

Государственного профессионального образовательного учреждения

«Читинский педагогический колледж»









Первоклассник в общении

со взрослыми

(сообщение на заседание методического

объединения учителей начальных классов)





Выполнила:

Дружинина Е.А.,

студентка 413 группы

Проверила:

Юсова В.И.,

преподаватель психолого-

педагогических дисциплин













2014 год

Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно со взрослыми людьми, помогает ребенку усвоить определенные нормы и правила, поведения, характер отношений. Дети часто не ощущают психологического комфорта в общении со взрослыми (родителями, учителями), т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблагополучия.

С поступлением в школу происходит переход к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими взрослыми необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним.

В первый класс могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось 6,5-7 лет. Каждый учитель должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей данного года жизни. Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни пребывания в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Тон учителя должен быть доверительным и мягким, не допустим авторитарный тип общения. Учитель должен подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками.

Следует учить детей организовывать свою деятельность, планировать свои действия. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это, прежде всего, относится к игре. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр- ролевые и дидактические. Особенно в первые недели учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке. Это определяет содержание их общения с окружающими. Материалы исследований показывают, что со взрослыми первоклассники чаще всего говорят на темы, связанные со школьной жизнью (70%). Со сверстниками дети чаще говорят об играх и игрушках (58%). В тоже время все больше детей начинают интересоваться миром человеческих взаимоотношений и поиском своего места в нем. Они думают над тем, как поздравить бабушку с днем рождения, помириться с подругой т.д. Только понимание взрослыми важности ответов на эти вопросы для детей обеспечивает их сотрудничество. К сожалению, бывает так, что взрослые считают эти вопросы нелепыми.

Первоклассники не любят говорить со взрослыми о плохих отметках и невыполненных уроках, о делах взрослых, потому что неинтересно.

На сегодняшний день исследования показывают, что у младших школьников существует много вопросов, но они не задают их взрослым по разным причинам: стесняются учителя, маму, папу, заведомо знают, что не получат на них ответы. Именно в вопросах: «Почему мама сердится?», «Почему ссорятся мама с папой?», «Почему младших любят больше?», «Почему у одних есть все, а у других ничего?», «Мама, ты меня любишь?», «Почему я плохо учусь?» отражается желание детей узнать нормы поведения. Большинство взрослых не считают нужным обсуждать такие вопросы. От взрослых требуется вербально выраженная оценка, доброжелательность, сочувствие, которое ребенок ждет, но не получает. В результате такого общения со взрослыми у школьника возникает чувство дискомфорта, неблагополучия, что несомненно, в дальнейшем сказывается на его взаимоотношениях с людьми и развитии личности в целом.

Известно, что в 6 – 7 лет мнение о себе складывается в результате оценки взрослых. Если преобладает отрицательная оценка, то может сформироваться отрицательная самооценка. Дети смиряются с отрицательными характеристиками, перестают на них реагировать, ведут себя так, чтобы соответствовать тому коду, который запрограммировал для него взрослый, или грубят, становятся агрессивными, у них возникают трудности в общении с окружающими.

Младшим школьникам свойственны доброжелательность, открытость, непосредственность, радостное мироощущение и мировосприятие.

Если взрослые не будут это учитывать при общении с ребенком и не будут поддерживать такое мировосприятие, то у школьников будет формироваться негативная самооценка, авторитарный стиль отношений взрослых станет для них доминирующим в общении с окружающими.

Таким образом, обучение нормам поведения и общения, формирование у детей адекватного коммуникативного поведения будет проходить успешно, если

  • общение будет проходить с учетом интересов и потребностей детей данного возраста;

  • методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений первоклассников;

  • коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребенка;

  • при использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребенка, а выполненные ребенком действия;

  • положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера (обнять, погладить по голове, поцеловать).

Знание особенностей коммуникативного поведения детей позволяет взрослым правильно понимать учеников, адекватно строить воспитательное воздействие, оптимально удовлетворять их коммуникативные потребности, не допускать ошибок в общении, эффективно развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей, способствуя повышению их общей культуры.































Вашему вниманию я предлагаю несколько упражнений для коммуникативного общения учащихся с учителем:

Упражнение дыхание

Перед беседой с учеником глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выход Вы снимаете с себя схватывающие Ваше тело мышечные «кольца», и отбрасываете их - с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу со школьником!

Постарайтесь выяснить, по какой причине он забыл тетрадь, не будьте излишне строги и директивны, Ваша жесткость вызовет в подростке или старшекласснике либо страх (а значит, стремление вывернуться, солгать), либо протест (грубость, агрессию). Поинтересуйтесь, что происходит в семье учащегося, что ему помешало взять с собой тетрадь в школу. Проявите доверие к словам своего воспитанника, подбодрите его участием. Направьте собственную активность не на властное доминирование, а на установление психологического контакта в ходе диалога.

Упражнение массирование

Возможно, Вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у Вас уйдет 1-1,5 секунды, станет для Вас границей, до которой Вы находились в позиции «над», но после которой Вы перешли в позициях «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на уроке Вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора Вы становитесь собеседником.

Упражнение “Доверчивый столб”

Один участник падает назад с закрытыми глазами. Другой (другие) ловят его в самую последнюю минуту.

Упражнение Найди пару

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

На упражнение отводится 10-15 минут.

Упражнение “Зазеркаливание”

Ведущий договаривается с участниками, что зазеркаливанием будет называться особая коммуникативная техника, состоящая в том, что один или несколько участников добавляет в процесс общения смысл, который лично ему делает этот процесс более интересным.

Кто-то может захотеть разговаривать лишь теми словами, которые начинаются на букву "П".

Кто-то может чередовать через одно русские и английские слова.

Кто-то с кем-то может постоянно меняться местами (в прямом и переносном смысле).

Кто-то может пожелать всех людей считать среднего рода ("Оно сказало...", "Я подумало...").

Кто-то может играть в одному ему понятный "психологический тетрис".

Кто-то может в каждой фразе вставлять "Я клянусь, что..."

Если кто-то из участников читал "Алису в Зазеркалье", то можно сказать, что надо вести себя так, будто ты - постоянный житель в этой стране.

Ведущий произвольным образом делит участников на группы. Какие-то микро группы могут состоять всего из одного человека, какие-то включать в себя 3-5 участников. Всем дается задание придумать собственное зазеркаливание. Здесь ведущему еще раз стоит напомнить, что это зазеркаливание - не просто добавление абсурда, а добавление каких-то элементов, оживляющих процесс общения.

Ведущий отмечает, что в процессе сценки могут быть задействованы другие участники тренинга, тем или иным способом.

Разыгрываются сценки. В процессе разыгрывания ведущий призывает других участников активнее включаться и даже вмешиваться в сценку.

После окончания последней сценки проводится анализ:

- Что было самое сложное на этапе проектирования зазеркаливания? на этапе разыгрывания сценки?

- Какое из зазеркаливаний можно признать самым оригинальным? почему?

- Какие были сделаны интересные наблюдения?










Использованная литература:

  1. Стерни И.А. Коммуникативное поведение как предмет описания // Тверской лингвистический меридиан: Сб. науч. тр. Вып. 1/ Под ред. И.П. Сусова. Тверь, 1998.

  2. Чурилов И.И. Мировосприятие ребенка. Личностное развитие от 7 до 18 лет. Пермь, 1997.

  3. Автор статьи Н.А. Лемяскина, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального общего образования, Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Первоклассник в общении со взрослыми

Автор: Дружинина Елена Александровна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе" "
    ["seo_title"] => string(63) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-piervoklassnikov-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "191291"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427290148"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь""
    ["seo_title"] => string(84) "stsienariisobraniiadliaroditielieipiervoklassnikovpotiemievviedieniievshkolnuiuzhizn"
    ["file_id"] => string(6) "276975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452817635"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Статья: "Трудности адаптации первоклассников к школе" "
    ["seo_title"] => string(55) "stat-ia-trudnosti-adaptatsii-piervoklassnikov-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "105836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402915636"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Современный первоклассник "
    ["seo_title"] => string(28) "sovriemiennyi-piervoklassnik"
    ["file_id"] => string(6) "168640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423263628"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Психологические особенности адаптации первоклассников "
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-adaptatsii-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "140001"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417854573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства