Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно со взрослыми людьми, помогает ребенку усвоить определенные нормы и правила, поведения, характер отношений. Дети часто не ощущают психологического комфорта в общении со взрослыми (родителями, учителями), т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблагополучия.
С поступлением в школу происходит переход к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими взрослыми необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним.
В первый класс могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось 6,5-7 лет. Каждый учитель должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первоклассник в общении со взрослыми »
Балейский филиал
Государственного профессионального образовательного учреждения
«Читинский педагогический колледж»
Первоклассник в общении
со взрослыми
(сообщение на заседание методического
объединения учителей начальных классов)
Выполнила:
Дружинина Е.А.,
студентка 413 группы
Проверила:
Юсова В.И.,
преподаватель психолого-
педагогических дисциплин
2014 год
Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно со взрослыми людьми, помогает ребенку усвоить определенные нормы и правила, поведения, характер отношений. Дети часто не ощущают психологического комфорта в общении со взрослыми (родителями, учителями), т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблагополучия.
С поступлением в школу происходит переход к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими взрослыми необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним.
В первый класс могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось 6,5-7 лет. Каждый учитель должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
Обучение должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей данного года жизни. Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни пребывания в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Тон учителя должен быть доверительным и мягким, не допустим авторитарный тип общения. Учитель должен подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками.
Следует учить детей организовывать свою деятельность, планировать свои действия. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это, прежде всего, относится к игре. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр- ролевые и дидактические. Особенно в первые недели учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке. Это определяет содержание их общения с окружающими. Материалы исследований показывают, что со взрослыми первоклассники чаще всего говорят на темы, связанные со школьной жизнью (70%). Со сверстниками дети чаще говорят об играх и игрушках (58%). В тоже время все больше детей начинают интересоваться миром человеческих взаимоотношений и поиском своего места в нем. Они думают над тем, как поздравить бабушку с днем рождения, помириться с подругой т.д. Только понимание взрослыми важности ответов на эти вопросы для детей обеспечивает их сотрудничество. К сожалению, бывает так, что взрослые считают эти вопросы нелепыми.
Первоклассники не любят говорить со взрослыми о плохих отметках и невыполненных уроках, о делах взрослых, потому что неинтересно.
На сегодняшний день исследования показывают, что у младших школьников существует много вопросов, но они не задают их взрослым по разным причинам: стесняются учителя, маму, папу, заведомо знают, что не получат на них ответы. Именно в вопросах: «Почему мама сердится?», «Почему ссорятся мама с папой?», «Почему младших любят больше?», «Почему у одних есть все, а у других ничего?», «Мама, ты меня любишь?», «Почему я плохо учусь?» отражается желание детей узнать нормы поведения. Большинство взрослых не считают нужным обсуждать такие вопросы. От взрослых требуется вербально выраженная оценка, доброжелательность, сочувствие, которое ребенок ждет, но не получает. В результате такого общения со взрослыми у школьника возникает чувство дискомфорта, неблагополучия, что несомненно, в дальнейшем сказывается на его взаимоотношениях с людьми и развитии личности в целом.
Известно, что в 6 – 7 лет мнение о себе складывается в результате оценки взрослых. Если преобладает отрицательная оценка, то может сформироваться отрицательная самооценка. Дети смиряются с отрицательными характеристиками, перестают на них реагировать, ведут себя так, чтобы соответствовать тому коду, который запрограммировал для него взрослый, или грубят, становятся агрессивными, у них возникают трудности в общении с окружающими.
Младшим школьникам свойственны доброжелательность, открытость, непосредственность, радостное мироощущение и мировосприятие.
Если взрослые не будут это учитывать при общении с ребенком и не будут поддерживать такое мировосприятие, то у школьников будет формироваться негативная самооценка, авторитарный стиль отношений взрослых станет для них доминирующим в общении с окружающими.
Таким образом, обучение нормам поведения и общения, формирование у детей адекватного коммуникативного поведения будет проходить успешно, если
общение будет проходить с учетом интересов и потребностей детей данного возраста;
методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений первоклассников;
коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребенка;
при использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребенка, а выполненные ребенком действия;
положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера (обнять, погладить по голове, поцеловать).
Знание особенностей коммуникативного поведения детей позволяет взрослым правильно понимать учеников, адекватно строить воспитательное воздействие, оптимально удовлетворять их коммуникативные потребности, не допускать ошибок в общении, эффективно развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей, способствуя повышению их общей культуры.
Вашему вниманию я предлагаю несколько упражнений для коммуникативного общения учащихся с учителем:
Упражнение “дыхание”
Перед беседой с учеником глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выход Вы снимаете с себя схватывающие Ваше тело мышечные «кольца», и отбрасываете их - с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу со школьником!
Постарайтесь выяснить, по какой причине он забыл тетрадь, не будьте излишне строги и директивны, Ваша жесткость вызовет в подростке или старшекласснике либо страх (а значит, стремление вывернуться, солгать), либо протест (грубость, агрессию). Поинтересуйтесь, что происходит в семье учащегося, что ему помешало взять с собой тетрадь в школу. Проявите доверие к словам своего воспитанника, подбодрите его участием. Направьте собственную активность не на властное доминирование, а на установление психологического контакта в ходе диалога.
Упражнение “массирование”
Возможно, Вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у Вас уйдет 1-1,5 секунды, станет для Вас границей, до которой Вы находились в позиции «над», но после которой Вы перешли в позициях «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на уроке Вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора Вы становитесь собеседником.
Упражнение “Доверчивый столб”
Один участник падает назад с закрытыми глазами. Другой (другие) ловят его в самую последнюю минуту.
Упражнение “Найди пару”
Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
На упражнение отводится 10-15 минут.
Упражнение “Зазеркаливание”
Ведущий договаривается с участниками, что зазеркаливанием будет называться особая коммуникативная техника, состоящая в том, что один или несколько участников добавляет в процесс общения смысл, который лично ему делает этот процесс более интересным.
Кто-то может захотеть разговаривать лишь теми словами, которые начинаются на букву "П".
Кто-то может чередовать через одно русские и английские слова.
Кто-то с кем-то может постоянно меняться местами (в прямом и переносном смысле).
Кто-то может пожелать всех людей считать среднего рода ("Оно сказало...", "Я подумало...").
Кто-то может играть в одному ему понятный "психологический тетрис".
Кто-то может в каждой фразе вставлять "Я клянусь, что..."
Если кто-то из участников читал "Алису в Зазеркалье", то можно сказать, что надо вести себя так, будто ты - постоянный житель в этой стране.
Ведущий произвольным образом делит участников на группы. Какие-то микро группы могут состоять всего из одного человека, какие-то включать в себя 3-5 участников. Всем дается задание придумать собственное зазеркаливание. Здесь ведущему еще раз стоит напомнить, что это зазеркаливание - не просто добавление абсурда, а добавление каких-то элементов, оживляющих процесс общения.
Ведущий отмечает, что в процессе сценки могут быть задействованы другие участники тренинга, тем или иным способом.
Разыгрываются сценки. В процессе разыгрывания ведущий призывает других участников активнее включаться и даже вмешиваться в сценку.
После окончания последней сценки проводится анализ:
- Что было самое сложное на этапе проектирования зазеркаливания? на этапе разыгрывания сценки?
- Какое из зазеркаливаний можно признать самым оригинальным? почему?
- Какие были сделаны интересные наблюдения?
Использованная литература:
Стерни И.А. Коммуникативное поведение как предмет описания // Тверской лингвистический меридиан: Сб. науч. тр. Вып. 1/ Под ред. И.П. Сусова. Тверь, 1998.
Чурилов И.И. Мировосприятие ребенка. Личностное развитие от 7 до 18 лет. Пермь, 1997.
Автор статьи Н.А. Лемяскина, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального общего образования, Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования