kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Переходный возраст: Особенности контакта с подростком."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное родительское собрание информирует родителей о психологических осо­бенностях подросткового возраста. Поможет им раскрыть личностные возможности, найти «точки соприкосновения» во взаи­модействии учитель - родитель - ребенок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Всеобуч для 7-8 класса.Переходный возраст.»



ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕНННСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ.

Всеобуч в 7-8 классах

(Родительское собрание)


Цель: повышение эффективности взаимодействия родителей с собственными детьми-подростками.

Задачи: информировать родителей о психологических осо­бенностях подросткового возраста, помочь родителям раскрыть личностные возможности, найти «точки соприкосновения» во взаи­модействии учитель - родитель - ребенок.Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.

Подготовительный этап

Анкета для учащихся

1.Какие у тебя отношения с родителями?

2.Какие у тебя отношения со сверстниками?

3.Как ты в целом относишься к себе? (Положительно, отрица­тельно, как-то еще.

4.Что ты ждешь от будущего? {На что-то надеешься, боишься будущего, совершенно не думаешь о нем, что-то еще.)

5.Есть ли у тебя кто-то из взрослых, кому бы ты мог довериться?

6.Есть ли у тебя друг среди сверстников, кому бы ты мог сказать все?

7.Что для тебя сейчас более важно? (Учеба, общение со сверст­никами, общение с друзьями, общение вообще (со взрослыми, детьми), что-то еще.)

8.Что ты больше всего ценишь в людях?

Анкета для родителей

. 1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка? Нужное подчеркнуть. {Мать, отец, бабушка,

дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, соседи...)

2. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери? Нужное подчеркнуть. (Нет времени, не хватает образования, педагоги­ческих знаний; считаете, что должна воспитывать школа.)

3. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому, с руководителями кружка?

4. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы счи­таете:

а) положительными;

б) отрицательными.

5. Сколько времени (приблизительно) вы общаетесь со своим ребенком? (В течение дня, в течение недели, в совместной ра­боте, в беседах, разговорах, в кино, клубе, театре, библиотеке, на прогулке в лес, на реку и т. п.)

6. Есть ли другие виды общения? Укажите их.

7.Считаете ли вы это время достаточным для воспитания вашего ребенка?

8. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности разви­тия своего ребенка?

9.Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их разрешаете?

10. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффектив­ны? Нужное подчеркнуть. (Воспитание на основе доверия, тре­бовательности, уважения, строгой дисциплины.)

Эпиграф :

«Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шес­теро - каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле» {Вильям Джеймс).

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас необычное собрание. Мы попробуем найти так называемые точки соприкосновения во взаимодействии учитель - родитель - ребенок.

Трудности восприятия друг друга, взаимодействия присутствуют во многих семьях, потому что каждый хочет добиться своей цели, не учитывая желаний других. Сегодня мы попробуем разобраться, какие же­лания и ожидания есть у каждого участника нашего треугольника.


Учитель Ребенок

II. Выступление психолога на тему «Психолого-­педагогические доминанты развития подростка»

Подростковое детство - это период развития (11-15 лет) для ко­торого характерны:

  • доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных эмоционально-комфортных потребностей, однако к концу пе­риода появляется возможность самостоятельно удов-летворять часть материальных потребностей;

  • решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

  • возрастающая способность противостоял, отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях, возникает юридическая ответственность за правонарушения;

  • сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учи­телей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения.

Во многом психолого-педагогические доминанты развития оп­ределяются кардинальными изменениями в организме ребенка бурным процессом полового созревания. Особая роль принадле­жит акселерации, т. е. ускорению физического и физиологического становления.

Потребность во взрослом обращении. Возникновение чувства взрослости у подростка – одно из центральных психологических новообразовании возраста. 0но определяется сдвигами в физиче­ском и половом созревании, развитием социальных функций, расши­рением прав и обязанностей в семье. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи взрослым, ува­жительного тона обращения со стороны взрослых.

В чем проявляется стремление к взрослости? Подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как ко взрослой личности. Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться разговаривать) которые могут принять и отрицательные формы (выпивка, курение, развязный, грубый тон и т. п.). Возникает ориентация на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои кинофильмов, книг и т. д. Могут стать моделью и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями, многими полезными навыками и уме­ниями.

Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности.

Общение выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними. Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия. Всё это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеал подростковых отношений: «всегда вместе, все пополам». Отсю­да требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. Это формирует способность ориентироваться на тре­бования сверстников, учитывать их. Большое место в общении под­ростков занимают откровенные разговоры. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций Даже разговоры по пустякам имеют огромное психологи­ческое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.

Потребность самоутвердиться, занять достойное место в кол­лективе - одна из самых главных, основополагающих потребностей подростка. Если для дошкольников наиболее авторитетным было мнение родителей, для младших школьников - учителя, то для под­ростков наиболее значимо мнение сверстников, коллектива класса. Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Знание этих особенностей позволяет родителям и педагогам ус­пешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии, приводящие в конечном итоге не только к проступкам, но и к правонарушениям. Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них - играние ролей (социально-психологический тер­мин), причем именно тех, на которые подросток претендует. Из них наиболее характерны следующие.

«Умные» - подростки, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. Характерно, что на эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. У подростков высоко котируется не успеваемость, а сообразительность, начитанность, эрудиция. Есть немало подростковых коллективов 7-8 классов с низким интеллектуальным уровнем, в которых быть отличником не только не престижно, но и опасно. Их воспринимают как зубрил, выскочек.

Подростки спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они способные, но ленивые, однако не прощают даже намека на ту­пость, неспособность. Особенно в тех случаях, когда они произно­сятся публично.

«Сильные, смелые, волевые» - школьники, утвердившие себя спортивными достижениями, отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей. Авторитет спортсменов поддерживается мнением одноклассников и учителей о том, что они представляют и защищают честь коллектива.

Статус «сильных» подростков можно считать вполне благополучным. Но здесь есть и несколько подводных камней, о которые может разбиться это благополучие.

Сильное увлечение мужественными видами спорта (борьба, штанга, хоккей, дзюдо) может отрицательно сказаться на неокрепшем растущем организме подростков. Стремление некоторых тренерских школ привлекать к соревнованиям крупного масштаба 14-15-летних школьников приводит их к тяжелому физическому травматизму, они здоровьем расплачиваются за «золото» и «серебро» завоеванных ме­далей, громкие титулы.

Еще одна опасность заключается в том, что некоторые школьники используют свое физическое превосходство для грубого подчинения более слабых сверстников и, что еще страшнее, принимают участие в актах насилия, хулиганства.

Наконец, сильное одностороннее увлечение спортом может по­гасить интерес к другим видам деятельности, отрицательно сказать­ся на учебе. Таким образом, к оценке этого типа самоутверждения нужен трезвый взгляд на вещи. Одними запретами, ограничениями положение не исправить. Важно распознать истинные мотивы само­утверждения.

«Активисты» - подростки, нашедшие себя в активной общест­венной деятельности. Это, как правило, хорошие ученики, уважаемые члены коллектива, В общественной работе наиболее полно прояв­ляются их качества лидера, умение вести за собой. Педагогически вполне оправданный, достойный путь самоутверждения. Однако и он содержит некоторые нюансы, мимо которых не стоит проходить. Общественная деятельность сама по себе еще не дает представ­ления о личности, о ее нравственном содержании. Главное - мотивы. Во имя чего подросток проявляет активность? Для того чтобы принес­ти пользу? Проявить себя, утвердить свое лидерство? Создать види­мость деятельности, ничего особенного не делая (синдром мнимой активности)? Эти вопросы всегда должны волновать педагога.

«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это мастера- «золотые руки», активные участники художественной самодеятельности, члены технических кружков, школьных ансамблей, хоров, танцеваль­ных групп. Их уважают в коллективе, к ним доброжелательны педаго­ги. Одна из наиболее благополучных групп подростков.

«Увлеченные» - подростки, которым свойственна тяга к сильным увлечениям типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным течениям и ритмам и т. п.) и др. Все это можно было бы вос­принимать как естественные возрастные проявления, но педагогика детства предусматривает неоднозначную оценку этого феномена.

Сильные увлечения могут настолько охватить психологическую сферу личности, что возникает угроза превращения их в своеобраз­ную доминанту (ведущую идею), подчиняющую все интересы и по­мыслы подростка, которая нередко трансформируется в состояние акцентуации.

Акцентуация опасна тем, что при неблагоприятных условиях по­рождает асоциальные поступки, а в некоторых случаях правонару­шения и даже преступления.

Увлечение дисками толкает некоторых подростков на спекуля­цию; коллекционирование - на кражу; увлечение тяжелым роком или электронной музыкой может довести до состояния невменяемости, побудить на ничем не мотивированные разрушительные действия, выступить, как утверждают медики, в чем-то эквивалентом наркотиков.

«Надежный друг; верный товарищ» - подростки, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верными то­варищеским обязательствам, неписаному «кодексу чести». Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они пользуются симпатиями не только сверстников, но и педагогов, так как доброжелательны, уступчивы, дисциплини­рованны. Однако этим нельзя обольщаться. Именно в этой группе могут внезапно обнаружиться такие подростки, у которых благо­нравное внешнее поведение скрывает серьезные деформации лич­ности. Возможны и сомнительные роли. Например, роль классного шута, местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы.

С другой стороны, школьники, которые выступают в роли шутов, могут развлекать окружающих не остротой и глубиной ума, а гру­быми пародиями, кривлянием, бестактными выходками. Трагедия этих школьников часто в том, что, избрав однажды эту роль и утвердившись в ней, они уже не могут избавиться от нее, как бы потом ни стремились к этому. «Я снова занял в классе свое старое и насиженное место общепризнанного шута. Ребятам, конечно, весело, но мне это душу рвет... Класс я люблю, но люблю безнадежно. Класс живет... а я стою в стороне, хотя иногда меня "пускают", чтобы, послушав моих грошовых острот, посмеяться и снова оставить меня одного... Вооб­ще, если я живу, то только не в классе. Я в классе поганка-мухомор...» ( Из личного дневника ученика).

Это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение успеха, но лишь временное, иллюзорное. После него обязательно наступает отрезвление. И все-таки даже в этом стремлении хорошо видно хоть какое-то позитивное начало. Цель благородна - добиться признания, уважения окружающих. Средства сомнительны. Это не вина, а беда таких школьников. Вина здесь - учи­тельская, родительская. Не сумели помочь, не подсказали вовремя.

Можно ли считать приведенную выше классификацию путей са­моутверждения достаточно адекватной? Она носит ориентировочный характер. Возможно сочетание разных признаков, их переплетение.

Важно иметь в виду, что если подростка не удовлетворяют перечис­ленные выше роли, носящие позитивный или даже сомнительный ха­рактер, то он может пойти по пути негативного самоутверждения, играя роли оппозиционера, неподдающегося, вожака (неформального лидера). Эти школьники демонстрируют свое негативное отношение к учителям, к нормам классной и школьной жизни, к учебе, к выполнению домашних заданий, прибегают к грубому физическому давлению, чтобы подчинить, запугать одноклассников. Нередко используют силу уличных приятелей из неформальных групп, угрожают связями с ними и т.д.

Естественно, эти действия не могут оставаться без педагогическо­го внимания соответствующих санкций (обсуждения, осуждения, вы­зовы на советы, комиссии и т. п.). В конечном счете вокруг «трудных» складывается обстановка психологической изоляции, порождающая эмоциональный дискомфорт. Возникает синдром выталкивания из общих рядов, создающий дефицит полезного общения. Чтобы вос­полнить его, подростки ищут общения вне класса, школы, на улице, в сфере неформальных групп. Именно здесь они быстро находят себе партнеров по общению, которые, как и они, чувствуют себя отверженными в школьных кол­лективах. Между ними возникает взаимопонимание, складываются единые ценности, ориентации, носящие не только искаженный, но асоциальный характер (грубость - взрослость, хулиганство - независимость, воровство - способ добычи материальных благ избранных, смелых, ловких людей и т. п.). Подобные взгляды толкают подростков на правонарушения и даже на преступления. Вырвать подростков из неформальных объединений очень трудно. Здесь противодействуют два фактора.

Первый - психологический механизм взаимоодобрения. Его условная формула: «Тебя не признают - меня не признают. Ты меня уважаешь - я тебя уважаю. Мы - уважаемые люди!»

Второй - механизм неформальной зависимости, круговой пору­ки, жесткой санкционированной ответственности («За вход рубль, за выход - два»). Эти группы вырабатывают свои опознавательные символы (жаргон, жестикуляция, манера одеваться, стиль общения и т. п.). Отступников могут сурово покарать.

Создание ситуации успеха в наиболее значимых для подростков видах деятельности - самый эффективный путь предупреждения отрицательных тенденций в поведении и нравственном развитии подростков. Именно в этот период и происходит их стабилизация, если они возникли в предшествующий период.

Можно выделить наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков.

Рационализация - снижение ценности недостижимого объекта по типу «лисица и виноград». Чем утешала себя лисица, убедившись, что винограда ей не достать? «Он еще зеленый!» Так и взрослые люди умеют подчас утешать себя в минуту неудачи, разочарования: «Не по­лучилось сегодня, завтра получится»; «В жизни всякое случается, надо уметь ее принимать со всеми радостями и огорчениями» и т. п. Под­росткам этот способ не всегда доступен, разве что наиболее рассу­дительным старшим подросткам.

Фантазия - мысленное моделирование сложной жизненной ситуации, погружение в мир воображаемых образов. Нахождение нужного выхода после мысленного, воображаемого проигрывания всех ее коллизий.

Есть такая категория школьников - фантазеры. Они наговаривают на себя, вызывая недоверчивые улыбки сверстников, учителей. Эти фантазеры не обманщики, как часто считают окружающие. Они неволь­ные выдумщики, которые искренне верят в то, о чем говорят; удивля­ются недоверию окружающих, переживают и... снова выдумывают.

Не стоит их разоблачать. Со временем это состояние пройдет. Дети выдумывают потому, что им неуютно в коллективе, в ближайшем окружении. Они ничем не могли доказать свои достоинства, у них не складывается ситуация успеха. Что же остается, как не воображать её? Изменится их жизненная ситуация, изменится и способ обретения духовного комфорта.

Сублимация - замещающая деятельность. Хотя это химический термин, использованный известным австрийским врачом-психиатром Фрейдом, но он имеет большой педагогический смысл.

Педагогический смысл сублимации и следующем. Если ребенка не удовлетворяет один вид деятельности, он стремится обрести ду­шевное равновесие в другом. По существу, идёт смена ролей, описан­ных выше. Знание этих особенностей позволяем педагогам и родите­лям правильно оценить механизм подросткового поведения.

Возникновение потребности в активной познавательной деятельности. Переход в учении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнивать их между собой и выраба­тывать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и младших подростков отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.

В отличие от младших школьников подростки приступают к ре­шению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учителя умеют ставить перед ними проблемы, выдвигать альтернативные пути поиска. Эта способность особенно высоко ценится старшими подростками. Таким образом, проблемный подход в обучении - объективная психолого-педагогическая реаль­ность подросткового детства.

Потребность в половой идентификации заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происхо­дят. Это естественные, спонтанно развивающие процессы, которые, однако, требуют вдумчивого педагогического урегулирования. Какие проблемы при этом возникают?

Проблема 1. Подростку необходимы образцы нестандартного пове­дения взрослых мужчин и женщин, Девочки имеют модели женско­го поведения в избытке. У мальчиков положение немного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием, особенно в не­полных семьях, где отсутствую отцы Оно доминируем и в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает.

Дефицит мужского влияния в школе особенно сказывается на подростках. Именно этим можно объяснить феминизацию мужчин и «маскулинизацию» женщин

Проблема 2. Ее можно условно обозначить, как половая дезориентация, масштабы которой приобрели глобальный характер. Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах производственной и общественной жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готов­ностью перекладывать на плечи девочек, матерей именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.

Изменить эту ситуацию школа не в состоянии. Но внести опре­деленную коррекцию, смягчить остроту проблемы в какой-то мере возможно. Для этого нужно продумать систему распределения об­щественных поручений, содержания бесед, организации совместной деятельности.

Особенно важно вести педагогическую пропаганду в семьях, на­целивая их на воспитание не просто сыновей и дочерей, а именно будущих отцов и матерей. Суть такого воспитания состоит не столько в провозглашении самой идеи, сколько в обучении нужным умениям и навыкам заботы, ведения домашнего хозяйства, бытовых операций и т. п., готовности мальчиков подставить плечо, помогая матери, се­стренке, бабушке.

С этих позиций должна быть серьезно пересмотрена роль детской организации. Это может быть пионерское и бойскаутское движение. Помимо соблюдения норм поведения бойскауты ставят своей целью овладение огромным количеством умений. По каждому - тщатель­но разработанная программа. Есть и такое умение: быть пионером, настоящим первопроходцем. Быть мужчиной или женщиной - это прежде всего умение быть им (ей) в самом широком и прямом смысле. Подростков нужно этому учить.

Проблема 3. Это вопросы полового просвещения. Следует обра­тить внимание на явное заблуждение в трактовке понятия «половое воспитание». Воспитание всегда предполагает воздействие на соз­нание, чувства, поведение. Половое воспитание в школах сводится к половому просвещению: подросткам пытаются что-то объяснить, доказать, т. е. воздействуют в основном на сознание. Половое воспи­тание возможно, очевидно, в том случае, если решаются две описан­ные выше проблемы.

Возникает вопрос, когда должно начинаться половое просвеще­ние. Одна точка зрения - вообще не вести разговоров на эту тему. «Сами узнают, когда наступит время». Этот взгляд доминировал дол­гие годы, имел авторитетную поддержку (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). По мнению сторонников этой точки зрения, нужно вос­питание уважительного отношения мальчиков к девочкам, юношей к девушкам, а вопросы секса не должны быть предметом специаль­ного обсуждения.

Другая точка зрения предусматривает беседы на интимные темы лишь в старшем подростковом и старшем школьном возрасте, при­чем с упором на гигиенический аспект. Более откровенный разговор о сексуальной стороне отношений допустим, но в общих чертах, косвенно.

Наконец, в последние годы есть мнение, что вопросы отношений между полами должны раскрываться перед детьми едва ли не с дошкольного возраста. Выпущены в свет отдель­ные издания («Как появляются дети»), в которых делается попытка рассказать о половом акте, зарождении плода, о родах с наглядными изображениями всего этого в доступной для детей форме.

Какая из этих точек зрения наиболее приемлема, если учесть, что в каждой из них имеются свои достоинства, недостатки, своя медико-педагогическая логика? Однозначного ответа не может быть. Все зависит от особенностей воспитания ребенка, общего развития, нравственной культуры его личности, педагогической культуры семьи и тех, кто такое просвещение ведет.

Проблема 4. Стихийное сексуальное просвещение, идущее из средств массовой информации (журналы, эротические фильмы), офи­циальных и подпольных видеотек, видеосалонов, видеокафе. Этот поток зачастую бесконтролен. В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью, нравственно неустойчивых про­смотр такого рода фильмов может оказать очень сильное влияние, толкнуть на правонарушения и сексуальные преступления.

Административные запреты, финансовые, юридические санкции малоэффективны. Закон запретного плода оказывается более действен­ным, чем педагогические противодействия. Наиболее принципиальный подход, с нашей точки зрения, переключение (сублимация) сексуальной энергии подростков на добрые, важные, полезные дела, на спортивные, учебные успехи, на трудовую оплачиваемую деятельность и пр.

Проблему 5 можно условно обозначить как асоциально-половую адаптацию подростков. Она выражается в таких формах асоциально- полового поведения, как ранняя проституция. Что побуждает подро­стков становиться на этот путь? Анализ дает сгруппиро­вать провоцирующие факторы:

  • аморальный образ жизни матерей + материальные трудности + отрицательный пример старших;

  • изнасилование + принуждение +предоставление материаль­ных благ;

  • любопытство + случайная связь + принуждение,

  • повышенная сексуальность + случайная связь + материальная заинтересованность;

  • искаженные представления о «престижной» вечной профес­сии, об особом, избранном образе жизни

Явление ранней проституции требует специального изучения. В настоящее время педагогика оказалась совершенно безоружной, и оно оказывается в сфере действия органов милиции, суда, про­куратуры. Профилактическая работа только в семье и школе неэф­фективна. Сложность в том, что здесь органически переплелись эко­номические, социально-психологические, этические, сексуальные проблемы.

Лишь на путях формирования у подростков представлений о пра­ве личности на неприкосновенность, уважение к человеческому дос­тоинству, к таким категориям, как честь женщины, честь мужчины и т. д., следует искать способы предупреждения этой группы преступ­лений.

Пока социально-экономическое положение нашего общества остается сложным, растет молодежная преступность разных видов, трудно добиваться поставленных задач и в этой области. Но поиск должен продолжаться. И здесь важно найти пути сублимации сек­суальной энергии подростков на социально полезные, личностно значимые виды деятельности.

Итак, возрастными задачами развития подростка (в контексте ролевого поведения)

являются:

  1. Принятие собственной внешности и эффективное использова­ние собственного поведения.

  2. Усвоение мужской или женской роли. Образ половой роли.

  3. Установление новых зрелых отношений с ровесниками разных полов.

  4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и дру­гих взрослых.

  5. Подготовка к профессиональной карьере.

  6. Формирование социально-ответственного поведения (ответ­ственность гражданина).

  7. Построение системы ценностей как основы собственного по­ведения.

«Особенности взаимодействия родитель -ребенок - учитель»

Мы постарались структурировать свои знания и представления о подростковом возрасте. Отношения со взрослыми, будь то родите­ли или учителя, - противоречивое и сложное явление. В нем сущест­вует целый ряд противоречий психолого-педагогического плана. Попробуем в них разобраться.

(Выслушивается мнение родителей. )

Классный руководитель подводит итог.

  1. Противоречие между физическим, физиологическим ощуще­нием себя взрослым и реальным положением ребенка, его официальным статусом. Во многом это связано с разрывом между реализацией потребностей «быть» и «казаться». «Быть» не удается, остается только «казаться».

  2. Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребёнку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напо­минают о его обязанностях, в то время как он сам предпочитает обратную зависимость.

  3. Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития подростковой самостоятельности, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить ее. Можно предположить, что речь идет о боязни некоторых взрослых потерять свой пре­стиж, свои права на доминирование. Очевидно, наиболее силь­но неосознанное опасение потерять возможность управления подростковой самостоятельностью, ее стихией, обнаружить тем самым свою педагогическую несостоятельность.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками - соз­дание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; фор­мирование ценностных установок; предупреждение отклонений в по­ведении и нравственном развитии.

Какие существуют приемы эффективного взаимодействия с под­ростком?

Учитесь говорить и слушать

Перешагнув 12-летний рубеж, ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели и делает это со всей энергией юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И здесь важно понять: путь насилия над юным чело­веком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет еще быстрее, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ. Чтобы удержать стремительно ускользаю­щий авторитет, родителям остается стать образцом силы и опытности. Не силы приказа, а духовной, личностной силы и опытности, состоящей не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении.

По-военному односложной командой не обойтись. На конструктив­ный разговор с подростком приходится потратить минут десять, а то и полчаса. Чтобы научиться договариваться с тинейджерами, надо за­ново обратиться к правилам активного слушания и доброжелательного общения. Споры и разговор на повышенных тонах только подливают масло в огонь и портят отношения с ребенком. Результат же их, как правило, настолько ничтожен, что ими вообще можно пренебречь.

А что если...

Очень важно правильно начать беседу. Не нужно мрачно усажи­ваться за стол и говорить своему ребенку: «Нам надо поговорить». Учитесь выходить на важные темы естественно и как бы случайно. Хо­рошо, когда можно поговорить во время прогулки или в машине, когда вы вместе куда-то едете. Подростка ничего не будет отвлекать, и вы не смотрите постоянно ему в глаза, чего дети не очень-то любят.

Еще один эффективный способ вызвать подростка на откро­венный разговор состоит в том, чтобы задавать вопросы, прогнози­рующие развитие тревожной для вас ситуации. Например: «А что, если?..»

Например, разговор с девочкой-подростком можно построить так: что если мальчик, с которым ты пошла на свидание, начнет при­ставать к тебе, а тебе это не нравится. Он продолжает настаивать. Что ты будешь делать? Что если друг, который пообещал подвезти тебя до­мой на своей машине, пьян или употребил наркотики, но утверждает, что с ним все в порядке? Как ты будешь вести себя в этой ситуации?

Чтобы растопить лед настороженности, можно попробовать рассказать какой-нибудь случай из своего личного опыта. При этом не надо торопиться высказывать свое личное мнение, а, наоборот, дать ребенку возможность обдумать ситуацию самому. Лекций никто не выносит, даже взрослые, а подростки в лучшем случае замкнутся в себе. Обязательно должно прозвучать, что вы в любом случае очень любите своего, пусть даже неразумного, отпрыска. Подросток должен твердо знать, что в нужную минуту он всегда может обратиться к вам за помощью, и вы его никогда не подведете. Например, вы можете сказать, что, если на какой-нибудь вечеринке возникнет любая си­туация, которая ему не понравится, он может позвонить вам даже среди ночи, и вы всегда приедете и заберете его, не задавая лишних вопросов и не читая нравоучений.

Будем друзьями?

Вечный конфликт отцов и детей! Мы, родители, со своими страха­ми и опасениями за своих детей, за их будущее, за их место в общест­ве (обязательно далеко не последнее), с разной степенью успешности пытаемся то ли пробить стену непонимания, воздвигнутую нашими детьми, то ли вскарабкаться на нее и сверху взглянуть, что же за ней происходит, по возможности развернув ситуацию в нужное русло. А они никак не ценят усилия наши и продолжают творить свои глу­пости, транжиря драгоценное время на тусовки, многочасовые те­лефонные разговоры, Интернет, вместо того чтобы учиться, учиться и еще раз учиться. Когда ребенок вступает в переходный возраст, оказывается, что папы и мамы просто не знают своих детей. Между тем именно сейчас подростку как никогда нужны друзья, и желатель­но старшие по возрасту, с которыми можно было бы поделиться и задать все мучающие его вопросы. Как же сделать так, чтобы именно родители оказались в первую очередь этими взрослыми друзьями и помогли ребенку найти себя в сложном мире?

Что такое хорошо и что такое плохо - поговорим о системе ценностей

Для подростковой общественности мерилом взрослости и само­стоятельности часто становится бунт. Круто делать то, что не нравится взрослым: пропускать уроки, курить, употреблять наркотики, гулять с мальчиками, уходить из дома, ругаться матом и краситься. Если же ты взрослеешь, не пугая маму и бабушку, оставаясь в русле культуры взрослых людей - хорошо учишься, читаешь книги, слушаешь классику, не тусуешься по подворотням, - этого могут не понять. Поэтому быть самостоятельным и внутренне взрослым очень важно для успе­ха, Юное и, тупое время, когда самым лучшим и глубоким натурам часто приходится притворяться, чтобы хотя бы не быть отверженны­ми. Немногие обладают внутренней силой и мудростью, позволяю­щими гордо и несгибаемо оставаться собой, даже в одиночестве, и не страдать по этому поводу. Большинство пытается копировать стиль, имеющий успех, и делает на этом тернистом пути кучу глупостей.

К счастью или к сожалению, юность проходит, все встает на свои места. Став взрослыми, люди начинают ценить качество. А хорошие де­вочки и мальчики, наконец дождавшиеся счастья, со временем прощают юности ее страдания и жалеют о времени, которое так быстро ушло.


Рекомендации педагогам и родителям:

Выстраивайте позитивные отношения между вами и ребенком.

Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку как к личности

Будьте одновременно добры и тверды. Взрослый не должен выступать в роли судьи. Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда нет успеха.

Имейте мужество: изменение поведения требует практики и терпения.

Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.

Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.

А это так важно…


«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
Бенджамин Спок

Просмотр содержимого презентации
«ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ»

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕНННСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕНННСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ

ЦЕЛЬ: повышение эффективности взаимодействия родителей с собственными детьми-подростками.    Родитель  Учитель  Ребёнок Попробуем разобраться, какие же­лания и ожидания есть у каждого участника нашего треугольника

ЦЕЛЬ: повышение эффективности взаимодействия родителей с собственными детьми-подростками.

Родитель

Учитель Ребёнок

Попробуем

разобраться, какие

же­лания и ожидания есть у каждого участника нашего треугольника

Вот они, главные истины эти: Поздно заметили, поздно учли… Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

  • «Переходный», «трудный», «критический» возраст…
  • Как протекает развитие личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и педагогам – найти правильную линию поведения по отношению к подростку?
  • Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
«Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шес­теро - каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они  являются на самом деле» ( Вильям Джеймс).

«Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шес­теро - каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле» ( Вильям Джеймс).

Мамы и папы! Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры

Мамы и папы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры

Кого считать подростком? Подростковый возраст- период развития детей от 11 до 15лет (5-8 класс). Это переходный возраст- от детства к юности, от незрелости к зрелости.

Кого считать подростком?

Подростковый возраст- период развития детей от 11 до 15лет (5-8 класс).

Это переходный возраст- от детства к юности, от незрелости к зрелости.

Психолого-педагогические доминанты развития подростка

Психолого-педагогические доминанты развития подростка

  • Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей
  • Решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей
  • Возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, но и вероятность подчинения им.
  • Сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учи­телей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения
«Переходный», «трудный», «критический» возраст… Как протекает развитие личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и педагогам – найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
  • «Переходный», «трудный», «критический» возраст… Как протекает развитие личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и педагогам – найти правильную линию поведения по отношению к подростку?
  • Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
Во многом психолого – педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания.

Во многом психолого – педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания.

  • Потребность во взрослом общении.
  • Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности.
  • Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе.
  • Возникновение потребности к активной познавательной деятельности.
  • Потребность в половой идентификации
Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них – играние ролей , причем именно тех, на которые подросток претендует.

Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них – играние ролей , причем именно тех, на которые подросток претендует.

  • «Умные» – подростки претендующие на признание своих интеллектуальных способностей.
  • «Сильные, смелые, волевые» – школьники, утвердившие себя спортивными достижениями, отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей.
  • «Активисты» – подростки, нашедшие себя в активной общественной деятельности.
  • «Талантливые» – подростки, самоутверждение которых идет по пути каких-то творческих способностей.
  • «Увлеченные» – подростки, которым свойственна тяга к сильным увлечениям типа коллекционирования, тяготение к современным модным течениям и ритмам.
  • Надежный друг, верный товарищ» – подростки, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верным товарищеским обязательствам, неписанному «кодексу чести».
Наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков

Наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков

  • Рационализация – снижение ценности недостижимого объекта
  • Фантазия – мысленное моделирование сложной жизненной ситуации
  • Сублимация – замещающая деятельность
Потребность в активной познавательной деятельности

Потребность в активной познавательной деятельности

  • Наличие разных учителей дает возможность сравнивать их между собой и вырабатывать критерии для оценки их деятельности
  • Подростков привлекает содержание предмета, умение педагога создавать ситуацию успеха
Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе

Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе

  • Значимо мнение сверстников, коллектива класса.
  • Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей
  • Главное – играние ролей
Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности

Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности

  • Общение выходит за рамки учебы.
  • Общение со сверстниками для подростков большая ценность , чем общение с родителями и ближними.
  • Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия
  • Идеал подростковых отношений «всегда вместе, всё пополам»
  • Большое место - откровенные разговоры
Потребность во взрослом обращении

Потребность во взрослом обращении

  • Возникновение чувства взрослости
  • Тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать, курение, выпивка, развязный, грубый тон)
  • Подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои фильмов, книг, или же сверстники, выделяющиеся чем-то.
Потребность в половой идентификации

Потребность в половой идентификации

  • Чрезвычайно внимательно относятся к внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят
Какие проблемы при этом возникают?

Какие проблемы при этом возникают?

  • Проблема 1 . дефицит мужского влияния в школе феминизация мужчин и «маскулинизация» женщин.
  • Проблема 2. Половая дезориентация. Перекладывание важных дел на женские плечи.
  • Проблема 3. Вопросы полового просвещения.
  • Проблема 4. Стихийное сексуальное просвещение.
  • Проблема 5 . Асоциально-половая адаптация подростков.
Возрастными задачами развития подростка являются Принятие собственной внешности и эффективное использование собственного поведения Усвоение мужской и женской роли. Образ половой роли. Установление новых зрелых отношений с ровесниками разных полов. 4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 5. Подготовка к профессиональной карьере. 6. Формирование социально-ответственного поведения 7. Построение системы ценностей как основы собственного поведения.

Возрастными задачами развития подростка являются

  • Принятие собственной внешности и эффективное использование собственного поведения
  • Усвоение мужской и женской роли. Образ половой роли.
  • Установление новых зрелых отношений с ровесниками разных полов.

4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к профессиональной карьере.

6. Формирование социально-ответственного поведения

7. Построение системы ценностей как основы собственного поведения.

Противоречия подросткового возраста

Противоречия подросткового возраста

  • Противоречия между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка.
  • Противоречия в отношениях со взрослыми.
  • Противоречия между «нужно» и «опасно»
Приемы эффективного взаимодействия с подростками  Учитесь говорить и слушать

Приемы эффективного взаимодействия с подростками

Учитесь говорить и слушать

  • Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели.
  • Чтобы научиться договариваться с подростками надо заново обратиться к правилам активного слушания и доброжелательного общения
А что если…

А что если…

  • Очень важно правильно начать беседу. Учитесь выходить на важные темы естественно и как бы случайно. Не смотреть в глаза. Задавать вопросы прогнозирующие развитие тревожной ситуации для вас .
Будем друзьями?  Когда ребенок вступает в переходный возраст, оказывается что папы и мамы совсем не знают своих детей. Хотя именно сейчас подростку нужны друзья и желательно старшего возраста, с которыми можно бы было поделиться и посоветоваться.

Будем друзьями? Когда ребенок вступает в переходный возраст, оказывается что папы и мамы совсем не знают своих детей. Хотя именно сейчас подростку нужны друзья и желательно старшего возраста, с которыми можно бы было поделиться и посоветоваться.

Что такое хорошо и что такое плохо-поговорим о системе ценностей Для подростков мерило взрослости – бунт. Круто делать то, что не нравится взрослым. Юность- это время, когда лучшим и глубоким натурам приходится притворяться, чтобы не быть отверженным.

Что такое хорошо и что такое плохо-поговорим о системе ценностей

Для подростков мерило взрослости – бунт. Круто делать то, что не нравится взрослым.

Юность- это время, когда лучшим и глубоким натурам приходится притворяться, чтобы не быть отверженным.

Как перехитрить одиночество?

Как перехитрить одиночество?

  • «У меня нет настоящих друзей» так часто полагают подростки, выставляя для настоящей дружбы нереально высокие планки. Но в борьбе с комплексом неполноценности подростку поможет воображаемая копилка достижений, комплиментов от приятелей. Очень важно количество – чем больше друзей в телефонной книжке, тем меньше вероятность оказаться одному.
Рекомендации педагогам и родителям  Выстраивайте позитивные отношения между вами и ребенком.  Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку как к личности  Будьте одновременно добры и тверды. Взрослый не должен выступать в роли судьи.  Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.  Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда нет успеха.  Имейте мужество: изменение поведения требует практики и терпения.  Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Рекомендации педагогам и родителям

Выстраивайте позитивные отношения между вами и ребенком.

Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку как к личности

Будьте одновременно добры и тверды. Взрослый не должен выступать в роли судьи.

Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда нет успеха.

Имейте мужество: изменение поведения требует практики и терпения.

Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова:

Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.

Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.

А это так важно…

«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».      Бенджамин Спок

«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете». Бенджамин Спок

Желаю успехов!

Желаю успехов!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Переходный возраст: Особенности контакта с подростком."

Автор: Ахмадиева Зульфира Сагетдиновна

Дата: 03.03.2018

Номер свидетельства: 460537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Переходный возраст: особенности контакта с подростками."
    ["seo_title"] => string(57) "pieriekhodnyi_vozrast_osobiennosti_kontakta_s_podrostkami"
    ["file_id"] => string(6) "433599"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1508529667"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Презентация родительского собрания по теме "Переходный возраст: особенности контакта с подростками""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_roditiel_skogho_sobraniia_po_tiemie_pieriekhodnyi_vozrast_osobie"
    ["file_id"] => string(6) "403329"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490510379"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Доклад, тема "Психологические особенности подростков с девиантным поведением" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-tiema-psikhologhichieskiie-osobiennosti-podrostkov-s-dieviantnym-poviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "222149"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435910337"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Родительское собрание "Проблемы школьной дисциплины""
    ["seo_title"] => string(50) "roditelskoe_sobranie_problemy_shkolnoi_distsipliny"
    ["file_id"] => string(6) "567366"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608136854"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Родительское собрание Дисциплина в классе"
    ["seo_title"] => string(41) "roditelskoe_sobranie_distsiplina_v_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "481262"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539976564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства