Данная работа является выступлением на открытом методическом объединении классных руководителей школы. Классный руководитель рассказывает о сущности своей педагогической деятельности, своей педагогической философии и основных принципах, которыми руководствуется в работе.
Лучшее средство воспитания – это чувство юмора, надо лишь хорошо продумать, как им пользоваться! Есть ещё одно чудодейственное средство воспитывать детей. Может, вы удивитесь, но это средство – разговор по душам. Педагог должен уметь отодвинуть на задний план свои амбиции и обиды, остаться наедине с учеником и душевно с ним поговорить. И в то время, когда хочется сразу вызвать родителей, написать докладную или поставить двойку, достаточно перевести дыхание и с гордостью подумать: «Я – педагог. Только от меня зависит успешность общения с моими учениками.А ещё убедительное воспитательное действие оказывает личный пример педагога. Учителю недостаточно учить, что надо делать «хорошо», ему необходимо каждый день делать это первым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая концепция »
Учитель математики
МБОУ СОШ МО «Ладушкинский городской округ»
Зуева Елена Александровна
Выступление на МО классных руководителей
Моя педагогическая концепция
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше
того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Л.Н. Толстой
Мне кажется, что высказывание Л.Н. Толстого достаточно полно характеризует сущность всей педагогической деятельности. Прошло четыре года с тех пор, как я впервые вошла в класс и провела свой первый в жизни урок математики. За свой небольшой педагогический опыт я убедилась, что школа – это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее.
Моя педагогическая философия предельно проста. Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Признаюсь честно, что порой очень сильно устаю, прихожу домой, но с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная. Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда уроков, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Некоторые удачные шутки детей надолго останутся в моей памяти, и будут поднимать настроение.
Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, ему хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи с одноклассниками и учителем, и был уверен, что его здесь с радостью ждут.
Педагог обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность. Дети чувствуют уважение и начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова!
В каждом школьнике есть также отрицательные стороны его характера. Над ними опытные педагоги работают аккуратно, подобно ювелирам. Мой педагогический опыт убедил меня: лучшее средство воспитания – это чувство юмора, надо лишь хорошо продумать, как им пользоваться!
Есть ещё одно чудодейственное средство воспитывать детей. Может, вы удивитесь, но это средство – разговор по душам. Педагог должен уметь отодвинуть на задний план свои амбиции и обиды, остаться наедине с учеником и душевно с ним поговорить. И в то время, когда хочется сразу вызвать родителей, написать докладную или поставить двойку, достаточно перевести дыхание и с гордостью подумать: «Я – педагог. Только от меня зависит успешность общения с моими учениками.
А ещё убедительное воспитательное действие оказывает личный пример педагога. Учителю недостаточно учить, что надо делать «хорошо», ему необходимо каждый день делать это первым.
В первый год работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать ребенка. Быть честным, искренним – второй мой принцип.
Следующий принцип – организация на нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека.
Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.
Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.
Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. Очень важно вызвать у детей интерес к получению знаний. Я рассказываю ребятам про свою учебу в школе, в университете, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках.
Седьмой принцип – сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним».
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе.
Меняются времена, но не меняются задачи учителя. Основные, на мой взгляд, задачи в деятельности педагога представлены на слайде:
дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
стать им другом, раскрыть богатство их душ.
У математики особая специфика. И мне часто приходится слышать от учеников жалобы о том, что математика – очень сложная и непонятная наука. А самое страшное, что некоторые из ребят вообще не понимают, зачем им нужна математика. В таких случаях я предлагаю ребятам посмотреть вокруг себя. Практически каждый умеет работать на компьютере, люди ездят на автомобилях, самолеты летают, техника становится совершеннее. И это всё с помощью математики. Математика – основной инструмент изучения окружающего мира. Математика не только важна, но и интересна. Поэтому моя главная цель показать ребенку всю прелесть математики, привить любовь к этой необыкновенной науке.
Моя педагогическая концепция учителя математики строится на следующих постулатах:
• Каждое занятие должно быть интересным, увлекательным и творческим.
• «Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий».
• Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха.
• Познание начинается с удивления.
• Тренируй креативность.
• Если у тебя это получается хуже, то что-то другое обязательно получится лучше.
• Нельзя судить о человеке раз и навсегда, нужно дать ему возможность раскрыться.
Для успешного достижения целей обучения предмету я применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребенка.
Особенно импонирует мне методика проведения нестандартных уроков математики. Я использую различные приемы организации подобных уроков. Это и урок – КВН. Особенность такого урока в том, что вместе с серьёзными заданиями, команды участвуют в юмористическом соревновании. Урок – «Выпуск живой газеты». Нескольким группам учеников даются темы для самостоятельной подготовки иллюстрированных газет и подготовки сообщений. Урок – «Эстафета», на котором ребята выполняю задания разной сложности на скорость.
Урок – «Математический бой», в котором можно победить, используя и зная математические правила. Урок с применением компьютеров. Такие уроки вызывают у ребят наибольший интерес. Обучая компьютерной технике, и учитель решает двойную задачу: математика помогает осваивать основы информатики.
За четыре года совместной работы с ребятами нами были достигнуты хорошие показатели, которые представлены на слайдах. Мы принимали участие в конференциях различного уровня, участвовали в международных и всероссийских дистанционных конкурсах, всероссийских и региональных олимпиадах и демонстрировали неплохие результаты.
В заключении хочется подвести итог своей философии. Школа — это дом, где стены — педагоги, фундамент — дети, а крыша — педагогические технологии. Если стены прочные, из хорошего материала; если не течет крыша, то школа становится домом, где отогреваются сердца. И тогда лучшей в мире дорогой для детей становится дорога в школу!