Анализ воспитательной работы 5 «А» класса
2013/2014 учебный год
В течение 2013-2014 учебного года с учащимися 5 «А» класса воспитательная работа пятый год подряд была направлена на решение воспитательных задач по теме «Воспитание дружного коллектива».
Работа велась по 6 направлениям:
Духовно-нравственное воспитание
Гражданско-правовое воспитание
Эстетическое воспитание
Спортивно-экологическое воспитание
Правовое воспитание
Трудовое воспитание
В своей воспитательной работе с классом я опиралась на следующие документы и материалы:
Закон РФ Об образовании
Конвенция о правах ребенка
Программа развития и образования
Целевая программа Одаренные дети
Программа Здоровьесберегающие технологии в образовании
Программа воспитания в школе
План работы школы
Устав МОУ СОШ №27 п.Комсомолец
Пакет педагогической диагностики
Перечень кружков и секций.
Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритете задач становления личности перед другими задачами средней образовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка основная тенденция современной школы. Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь.
В основу воспитательной системы моего класса положены следующие принципы:
гуманистическое воспитание;
личностно-ориентированный подход;
патриотическое воспитание;
здоровьесберегающее образование.
Целью воспитательной работы является организация жизни детей во внеурочное время.
Задачи:
формирование детского коллектива;
развитие творческих способностей;
развитие интеллекта;
воспитание нравственных качеств;
воспитание патриотизма;
укрепление здоровья.
В течение года использую следующие этапы для построения воспитательной системы класса.
Первым этапом построения воспитательной системы класса явилось диагностическое исследование. Для оценки уровня психологической атмосферы в классе использую следующие методы:
наблюдение;
беседы;
анкетирование;
сочинения
рисунок.
Диагностирование проводится 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. В качестве начальной диагностики для определения личностных качеств использовалась методика «Мой портрет в интерьере» и «Десять моих Я».
Для выявления склонностей и интересов учащихся использовалась анкета «Мои любимые вещи».
Для изучения особенностей детского коллектива методики «Градусник» и «Школа будущего».
Информацию, полученную в результате начальной диагностики использовала для составления плана – программы воспитательной работы с детским коллективом. Воспитательную работу строила, опираясь на следующие виды деятельности:
Совместное планирование воспитательных мероприятий – хорошая возможность для организации комфортной психологической атмосферы в детском коллективе во внеурочное время:
совместная выработка Законов жизни класса
создание и поддержка традиций детского коллектива
портфолио достижений и журнал коллективных творческих дел класса
праздники, дни рождения
встречи с родителями
система поощрений:
Промежуточная диагностика показала высокий уровень удовлетворенности учащихся своей жизнью в классе. Считаю воспитание учащихся в школе и воспитание в семье это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Работу с родителями веду в 3 направлениях: организационно-управленческом, психолого-педагогическом, совместно-досуговым. Работу строю с учетом родительских потребностей в обучении и воспитании. Использую анкету «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка». На основе анализа материала строю учебно-воспитательный процесс класса. Работаю в тесном сотрудничестве с родительским комитетом класса. Большое внимание уделяется просветительской работе с родителями. По просьбам родителей или собственной инициативе проводятся индивидуальные и коллективные консультации, родительские собрания по вопросам педагогики и психологии. Вот тематика собраний, запланированных в 2013-2014 учебном году:
«Результаты работы школы в 2012-2013 учебном году. Организация работы в новом учебном году»
«Ответственное родительство»
«Особенности семейного воспитания»
«Компьютерные игры и книга. Взаимодействие и противовес»
«Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей в летний период»
Родители являются активными участниками внеклассных мероприятий. Стали традиционными такие мероприятия как: День матери, Новый год, Месячник военно-патриотической работы, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, Зарница, Велопробег, акция Мемориал, Поздравь ветерана, Чистый школьный двор, Цветик - семицветик, спортивные состязания, День именинника.
В воспитательной работе особое внимание уделялось формированию понятия «здоровый образ жизни». В этом направлении были проведены следующие мероприятия: «Личная гигиена школьника», «Курение и алкоголь – свобода или зависимость», «Здровый образ жизни», «Спортивные надежды Кубани», «Мы за здоровый образ жизни» и др. учащиеся класса принимали участие в экологическом месячнике, субботниках, озеленении клумбы.
По правовому воспитанию особое внимание уделялось ознакомлению и реализации закона №1539 КЗ «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков». Были проведены беседы: «У нас закон такой – в 21.00 пора домой!», «Ответственность за несоблюдение закона №1539 КЗ», «О соблюдении закона №1539 КЗ во время осенних, зимних, весенних и летних каникул».
Особое внимание уделялось на протяжении всего учебного года и профилактике ДТП на дорогах посёлка и города.
Были проведены беседы «Играй, но не дерись», «Наши права и обязанности», «Ты – пятиклассник!», «Как вести себя на переменах».
В рамках трудового воспитания учитель поставила перед собой задачу обогатить и разнообразить их трудовой опыт, расширить знания о трудовой деятельности людей и их сверстников.
Дети активно принимали участие во всех трудовых делах класса и школы. Познакомились с техникой безопасности при работе с инвентарем и видами инвентаря. Все мероприятия и беседы, которые проводились с детьми класса: «Кому нужна чистота?», акция «Чистый двор», «Зеленая клумба», «Мои поручения в классе», «Дежурство в школе» подкреплялись трудовой деятельностью. Ребятам нравится оказывать помощь ветерану.
Старалась подбирать и проводить такие мероприятия, которые способствовали развитию всесторонне развитой личности и были направлены на решение поставленных задач. К проведению классных часов, викторин, конкурсов привлекала всех детей класса. Активными показали себя Вовк Татьяна, Дмитренко Арина, Михайлова Дарья, Викман Таисия, Сочивкин Илья, Павелко Константин, Исмаилова Рамила, Чепига Роман, Скуратов Сергей. Эти ребята являются хорошими помощниками классному руководителю. Остальные дети менее активны, но и они выполняют все поручения безоговорочно. Ребята в классе подвижные и некоторые из них конфликтные. В число конфликтных ребят входят Сочивкин Илья, Гурьянов Игорь, Фефелов Егор, Чепига Роман. Они могли себе позволить оскорбления и драки. С этими ребятами и их родителями на протяжении всего года велась работа по привитию доброго отношения друг к другу. В настоящее время конфликтных ситуаций стало меньше. Ребята стали дружнее, научились переживать и поддерживать друг друга.
Информацию об учебных успехах сообщается через систему записей в дневниках, посещений, открытых уроков, благодарственных писем родителям, презентаций, учебных портфолио и портфолио достижений класса. Мною совместно с учащимися разработана система поощрения самых активных родителей. Это награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся, благодарственные письма. В ходе диагностического обследования уровня удовлетворенности родителями учебно-воспитательного процесса в классе выяснилось 100% удовлетворенности.
В следующем учебном году продолжу работу по воспитанию доброго человека, таких нравственных качеств как взаимопонимание, взаимовыручка, уважение по отношению к себе, одноклассникам, к тем, кто младше по возрасту, уважение к старшему поколению, гуманизма, милосердия по отношению к людям, интернационализма, патриотизма, формированию дружеских отношений друг к другу, умений правильного поведения, любви к Родине и окружающей среде.
Классный руководитель ____________________________