Особенности работы учителя с гиперактивными детьми
Особенности работы учителя с гиперактивными детьми
Учителя и родители всё чаще сталкиваются с тем, что многие дети оказываются не в состоянии освоить школьную программу. Это происходит потому, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. И здесь встаёт вопрос: каковы причины этого явления?
Мой опыт работы помогает в этом разобраться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы учителя с гиперактивными детьми »
Литовченко Юрий Викторович,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №21 с.Пушкинского
МО Гулькевичский район
Особенности работы учителя с гиперактивными детьми
План.
Понятие гиперактивности, причины, причины, проявления, симптомы.
Определения понятия «гиперактивность».
Причины гиперактивности.
Проявление гиперактивности:
а) симптомы;
б) признаки импульсивности.
5. Организация и методика проведения экспериментальной работы по выявлению гиперактивных детей:
а) методика;
б) результаты работы.
6. Рекомендации по работе:
а) общая характеристика по работе с гиперактивными детьми;
б) занятия с гиперактивными детьми.
«Гипер…» – (от греч. над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности: отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто таким детям сопутсвуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Как правило в основе синдрома гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), это могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Добиться того, чтобы такой ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача. Первый шаг в работе с гиперактивными детьми – выявление такого ребёнка.
Существует мнение, что количество гиперактивных детей резко возросло за последние несколько лет. Но можно не согласиться с этим мнением. По международным данным количество гиперактивных составляет 4-7% от общего числа детей и зависит от популяции. Увеличение количества таких детей можно рассматривать как результат улучшения диагностики. Кроме того, сейчас как родители, так и педагоги более информированы, чем раньше об этом синдроме. Они чаще направляют таких детей к специалистам.
Так вот: объектом исследования в работе являются гиперактивные дети.
Предмет – содержание работы учителя с гиперактивными детьми на уроках.
Соответственно этому поставлена общая цель исследования: изучение особенности работы учителя с гиперактивными детьми. Задача: изучить теоретические основы гиперактивных детей, подобрать систему специальных заданий, игр, направленных на коррекцию гиперактивного поведения. Основные методики, используемые в исследовательской работе – это методика на переключение внимания (красно-черная таблица) и наблюдения.
Учителя и родители всё чаще сталкиваются с тем, что многие дети оказываются не в состоянии освоить школьную программу. Это происходит потому, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. И здесь встаёт вопрос: каковы причины этого явления? Не являясь умственно отсталым, ребёнок оказывается не в состоянии адаптироваться к условиям школы и общества в той степени, которая необходима для полноценного развития нормальной личности.
Проблема в том, что нет комплексного подхода в объяснении причин «незрелости» ребёнка. Но можно выделить одну глобальную проблему современной цивилизации. Такую огромную перегрузку чувств, которая существует в сегодняшнем обществе, до сих пор ещё ни одно поколение детей не испытывало.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируют как «синдромы дефицита внимания».
Выделяется в качестве диагностических для определения гиперактивности с дефицитом внимания следующие три критерия:
Гиперактивность
Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.
Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
Часто бывает болтливым.
Импульсивность
Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
У него часто меняется настроение.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
Невнимательность
Не способен удерживать внимание на деталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
Бывает, что теряет вещи, необходимые в школе и дома.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Однако, вследствие характерной симптоматики, гиперактивности дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Поток разной информации, негативно влияющей даже на взрослых, обрушивается со всех сторон на ребёнка, который не в состоянии не только её переработать, но и просто защититься от переизбытка чувств и ощущений.
С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно достижимо при гиперактивности.
Многим учителям знакома картина: когда школьнику не сидится на месте, он постоянно отвлекается, чем вызывает раздражение у взрослых. Но не все знают, что беда ребенка заключается не в том, что он «не хочет», а в том, что он просто не может вести себя соответственно правилам поведения.
Естественно, что у детей, с недостаточно зрелой эмоционально-волевой сферой не сформирована способность управлять своим поведением, а определяется оно побуждением. Такие дети ведут себя без учета конкретных условий и не могут принять правила поведения в данной ситуации.
Неловкость в играх, в физических упражнениях переводят этих детей в разряд неудачников. Сами они, переживая эти неудачи, начинают думать о себе, как о неполноценных, неприспособленных к жизни, вообще лишних.
Часто случается, что они ищут себе товарищей среди младших по возрасту детей, общение с которыми больше им соответствует. Чтобы сохранить расположение одноклассников, они готовы подчиняться более удачливым ребятам, чтобы не остаться в одиночестве, выполнять ту работу, которую никто не хочет делать.
С учителями отношения тоже не всегда складываются удачно: беспокойный, взбалмошный, плохо осваивающий программу ребёнок создаёт в классе постоянное напряжение, которое мешает учителю при работе и провоцирует других детей к неправильному поведению.
Хотя поведение такого ребенка не соответствует нормам, но он искренне хочет соответствовать собственным представлениям о «хорошем ученике». Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но часто он не может сохранять и эту внешнюю форму поведения, непосредственное желание пересиливает, и ребенок начинает перебивать учителя, разговаривать с соседом, заниматься тем, что не имеет отношение к уроку: не сидит спокойно, смотрит в окно, крутится, отвлекает соседа, пытаясь с ним заговорить. Или вообще начинает рисовать на уроке, делать самолетики и др.
Содержание предмета не представляет для него интереса и поэтому часто то неумение выполнять инструкцию учителя, которая обращена ко всему классу. Но если то же задание дать учащимся при индивидуальной работе, выясняется, что ребенок вполне может с ним справиться.
Таким детям необходима ощутимая поддержка учителя, дающая чувство успеха, уверенности в собственных силах.
Тогда ребёнок может включиться в учебный процесс и достичь лучших результатов.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:
1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.
Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.
6. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
7. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
8. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.
9. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.
10. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.
11.Учить выражать свои эмоции.
12. Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях.
13. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
14. Использовать гибкую систему поощрений и наказания.
15. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
16. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.
17. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
18. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания.
19. Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски.
20. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
21. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
22. Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем.
23. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
24. Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
25. Совместно с психологами помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения.
26. Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…
27. При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
28. Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
2.2 Работа учителя с родителями гиперактивного ребенка.
В оказании помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.
Учитель должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывает на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей»
Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и огромного терпения.
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания:
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнерам. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.
Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…
Улучшение состояния ребенка с СДВГ зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.
Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.
Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.
2. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.
3. Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?
Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.
Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.
Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками.
Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.
Список использованной литературы
Акимова М.Е... «Психофизиологические особенности индивидуализации школьников».- М., 1998.
Власова П.А., Певзнер М.С... «О детях с отклонениями в развитии». – М.: Просвещение, 1997.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1979.
Захаров А.И... «Предупреждение отклонения в поведении ребенка», М.: Просвещение, 1999.
Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», М.: Владос, 2001.
Овчарова Р.В... «Практическая психология в начальной школе», М., 2000.
Овчарова Р.В... «Справочная книга школьного психолога», М.: Просвещение, 1996.
Смирнов С.А., Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии», М.: Владос, 1999.