kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обратный адрес - война

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о людях, кого поистине можно назвать любящими детьми своей великой Родины. Задачи: Расширить знания о людях родного края. Формирование навыков использования исторических источников и справочной литературы. Материалы музея и воспоминания земляков вызвали желание всмотреться в события тех далеких лет пристально и внимательно, оценить их с точки зрения моего поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обратный адрес - война »

МБОУ Роженцовская средняя общеобразовательная школа

Шарангского муниципального района Нижегородской области








«Обратный адрес - ВОЙНА»





Автор: Суслопарова Елена Леонидовна,

учитель истории












с. Роженцово 2015 год

Оглавление



Введение        
Глава 1. Под Сталинградом – новое ранение  Глава 2. Участник обороны Ленинграда 

Глава 3. Первый номер пулеметного расчета

Глава 4. Судьба Солдата

Глава 5. Они кормили страну Заключение Использованные источники и литература




















Введение

Актуальность темы не вызывает сомнений. Сегодня, когда ветеранов, тружеников тыла, т.е. свидетелей тех страшных дней практически не осталось, мы должны с особым благоговением относиться к памяти их подвига, который в своей совокупности помог выстоять в беспрецедентной схватке людей и машин, захватнической идее и желанием защитить родную Землю, Родину, остановить продвижение страшной силы. Сколько бы не было написано книг, сколько бы не было сделано для наших дорогих ветеранов, ничто не сможет покрыть наш долг перед их героизмом. Наше уважение, любовь, благодарность, память о героическом прошлом защитников страны, как раз и должны сохраниться для воспитания будущих поколений.

22 июня 1941 года для нашей страны наступило тяжелое время. Славный боевой путь прошли односельчане дорогами войны.

Ведь с началом войны сельские труженики, земледельцы и животноводы, терпя огромные лишения, сами зачастую живя впроголодь, раздетые и разутые, делали все возможное и невозможное, чтобы способствовать, помогать своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть  ненавистного врага. Лозунг « Всё для фронта, всё для победы» стал законом жизни для каждого советского труженика, города и села.

Мы каждый день идём на работу и в школу в ожидании, что сегодня всё будет только хорошо. Мы свободны и делаем то, что желаем нужным, радуемся, что у нас есть эта драгоценная свобода. У нас есть мирное, ясное небо и мы точно знаем, что не последний раз видим эти прекрасные, родные пейзажи. Людям пришлось отказаться от комфорта, спокойствия, забыть о себе и полностью отдаться своей стране.

И я бы хотела вас познакомить с людьми, кого поистине можно назвать любящими детьми своей великой Родины.

Цель работы: исследовать воспоминания и источники о земляках родного края

Задачи:

- Расширить знания о людях родного края

- Формирование навыков использования исторических источников и справочной литературы

- Пополнить фонд школьного музея

Глава 1. Под Сталинградом – новое ранение

Киселев Петр Григорьевич

Петр Григорьевич родился 20 января 1921 года в деревне Первое Гусево, Юкшумской волости (Кушнурского сельсовета) в семье крестьянина-середняка. Это время для СССР являлось переходом к новой экономической политике.

Начало 20-х годов в России ознаменовалось глубоким кризисом. Производительность труда в некоторых отраслях снизилась. Большинство рудников и шахт было разрушено и затоплено. Заводы и фабрики большей частью стояли.

Кризис охватил и деревню. Продажа сельскохозяйственной продукции сократилась. В 1920 году зерна было выращено меньше довоенного уровня.

Чтобы восстановить фабрики, заводы, транспорт в условиях той экономической разрухи, которая переживала страна, необходимо было, прежде всего, снабдить рабочий класс хлебом, обеспечить предприятия, транспорт топливом и сырьём, а также создать рынок сбыта для промышленной продукции. Необходимо было отменить политику «военного коммунизма» и создать прочный союз между рабочим классом и крестьянством на новой хозяйственной основе. Нужна была новая экономическая политика.

Решением Х съезда РКП (б) в марте 1921 года о замене продразвёрстки продналогом было положено начало перехода к новой экономической политике, которая характеризуется следующими основными чертами: допущение в ограниченных размерах капиталистических элементов под строгим контролем и направление их развития в сторону госкапитализма; торговля как основная форма экономических связей между промышленностью и мелкотоварным крестьянским хозяйством; широкое использование товарно-денежных отношений в интересах всемерного развития хозяйства; индустриализация и электрификация страны; постепенный переход мелкотоварного производства к крупному социалистическому хозяйству через простейшие формы кооперации к колхозам; преодоление многоукладности в экономике.

С сентября 1929 года по июль 1936 года Петр Григорьевич учился в Кушнурской семилетней школе, одновременно работал каждое лето на сельхозработах, а со вступлением в колхоз – вместе со всеми по наряду бригадира.

С сентября 1936 года по июль 1939 года учился в Санчурском педагогическом училище, после окончания его был направлен на работу учителем в Шарангский район. С 15 августа 1939 года по 6 февраля 1940 года работал учителем в Старо - Рудкинской семилетней школе.

В феврале 1940 года был призван в ряды РККА. В России в это время шла финская война (или как ее еще называли «зимняя война»). Красная армия в "зимней войне" понесла очень большие потери. Согласно спискам, составленным уже после Великой Отечественной войны, с финского фронта в 1939-1940 годах не вернулось более 130 тысяч человек. И после таких потерь в 1941 году на нашу страну напала Германия. В первый же день Великой Отечественной войны город Елгава подвергся двухчасовой бомбежке с воздуха, где Петр Григорьевич служил тогда в роте аэродромного обслуживания (в должности заместителя политрука) в четырех километрах от города Митавы Латвийской республики. С первых дней Великой Отечественной войны территория Латвии стала ареной ожесточённых боев. Вместе с красноармейцами и моряками против немецких войск сражались рабочие отряды, отряды комсомольцев, члены советского и партийного актива. На территории Латвии были сформированы два добровольческих латышских полка, которые в июле — октябре 1941 года в составе 8 армии сражались на территории Латвии и под Ленинградом.

В то же время, среди населения Латвии были распространены антисоветские настроения и прогерманские симпатии. Также, после начала боевых действий вооружённые отряды из бывших членов ликвидированной организации айзсаргов начали нападать на отступающие малочисленные части РККА убивать государственных служащих, партийных активистов, местных сторонников советской власти, что осложнило положение советских войск в Прибалтике. Многие советские части, в том числе и часть, в которой служил Киселев П.Г., находящиеся на территории Латвии, в связи с этим были эвакуированы в тыл.

После эвакуации части в тыл Петр Григорьевич ушел добровольцем на передовую линию фронта. Потом был Западный фронт, где в одном из боев Петр Григорьевич был ранен в кисть руки. После излечения – опять фронт.

Под Сталинградом – новое ранение, теперь в ногу. После лечения в марте 1944 года Петр Григорьевич был комиссован, на костылях возвратился домой. На фронте же стал кандидатом в члены ВКП (б). С 18 марта 1944 года по июль 1946 года работал председателем колхоза в деревне Ермолино. В июне 1945 года вступил в члены ВКП (б).

Летом 1946 года поступил заочно учиться на исторический факультет Кировского педагогического института. С 15 августа 1946 года назначен учителем истории в Роженцовскую семилетнюю школу. Институт закончил в 1950 году.

С 15 августа 1953 года по 13 января 1977 года работал директором Роженцовской средней школы. Школа размещалась в пяти приспособленных зданиях, разбросанных по селу. Здания под интернат не было. Учителя жили на частных квартирах, была большая текучесть кадров. Ученики 9-10 классов, прибывающие на учебу из разных деревень за 10-15 километров, тоже вынуждены были снимать квартиры. Петр Григорьевич поставил задачу закрепить учительские кадры и повысить профессиональное мастерство.

Было построено 15 квартир для учителей, в имеющихся был сделан капитальный ремонт. Построили двухэтажный пристрой к деревянной школе, где разместили спортзал и два кабинета; приспособили под классы бывший клуб. Оштукатурили все классные комнаты и коридоры школьных зданий. Построили спортивную площадку.

Затем начали строить новое типовое здание школы. В 1974 году была пущена в эксплуатацию двухэтажная школа – новостройка, в кирпичном исполнении, с центральным отоплением и водоснабжением. Организовано и оборудовано 16 кабинетов. В то время в селах только начали давать паспорта. Раньше деревенские жители по закону не имели паспорта. И если вдруг кто-то собирался поехать из родного села куда-нибудь дальше райцентра, каждый колхозник был обязан обзавестись удостоверяющей его личность справкой из сельсовета, действовавшей не более тридцати дней. И давали ее исключительно с разрешения председателя колхоза.


Новое типовое здание школы

В 1976 году построили типовое двухэтажное здание интерната на 120 мест, тоже с центральным отоплением и водоснабжением. Одновременно со строительством школы и интерната проведено благоустройство территории: заасфальтирована дорожка перед школой, сооружена изгородь, проведено озеленение. В школьном сквере был открыт памятник погибшим воинам.

Пока П.Г. Киселев работал директором, под его руководством в школе выросла целая плеяда отличников народного просвещения – более десяти человек.

Петр Григорьевич всегда вел большую общественно-политическую работу. Около десяти лет возглавлял работу территориальной первичной партийной организации; несколько лет вел занятия с учителями и коммунистами в системе политического просвещения; два года был заместителем секретаря партийной организации школы. Несколько созывов был депутатом сельского совета, трижды – депутатом районного совета.

Петр Григорьевич всегда вел большую краеведческую работу и был членом совета краеведческого музея. Он собирал материалы по истории деревень, по истории Роженцовской школы.

Несколько лет возглавлял ветеранскую организацию в школе, был членом районного совета ветеранов. С 13 января 1977 года по 25 августа 1984 года работал учителем истории в школе, а затем ушел на заслуженный отдых.

За добросовестный труд и большую общественно-политическую работу неоднократно был отмечен правительственными наградами: орден Отечественной войны 1 степени; медали «За отвагу», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «Ветеран труда», ряд юбилейных медалей, знак «Отличника народного образования» и другие награды украшали грудь ветерана войны и труда.

Все радости и печали, жизненные трудности делила с ним обаятельная русская женщина – его друг и жена Екатерина Георгиевна. Поженились они 16 марта 1945 года. Екатерина Георгиевна работала счетоводом в колхозе деревни Подоплелово. Семья сложилась дружная, воспитали они двоих детей. (Эльвира-1946 года рождения и Леонид - 1949 года рождения). Оба окончили среднюю школу с золотыми медалями и поступили в высшие учебные заведения, Эльвира на факультет электроники; Леонид – в Горьковский университет, факультет математики и кибернетики.
Семья Киселевых, сельских интеллигентов, никогда не чуралась крестьянской работы: всегда на их подворье были корова, поросята, куры, кролики. Держали и пчел. Приходилось заготавливать сено, выращивать в больших объемах картофель. Следовали примеру своего директора и учителя. Для оказания помощи в ведении личного подворья школа приобрела коня, необходимую сбрую, телегу, сани, а впоследствии трактор и весь необходимый прицепной инвентарь. Вот так жила семья Петра Григорьевича.

Жизненный путь Петра Григорьевича Киселева - учителя, патриота, авторитетного человека назван славным и является примером для односельчан.

В 1998 году П.Г.Киселева не стало.

Глава 2. Участник обороны Ленинграда

Галышев Николай Дмитриевич

Родился в семье крестьян, 8 мая 1910 году в семье домохозяйки Ольги и солдата Дмитрия, в деревне Копытёнки Шарангского района. Когда Николай Дмитриевич родился, в семье уже был один сын, а после Николая в 1911 году появился ещё сын.

Николай Дмитриевич женился на Анне Ивановне Синцовой, их первенцы двойняшки Вера и Любовь появились на свет 6 сентября 1931 года. Работал в колхозе. Службу проходил в Ленинграде в течение 2 лет. Участвовал в 2 войнах: советско-финской (1939-1940гг) и Великой Отечественной (1941-1945гг). Был участником обороны Ленинграда. Два раза Николай был ранен. Второй раз лежал в Барнауле, куда за ним приезжала жена. После второго ранения одна нога у него стала короче на 5 сантиметров, и он стал не годен для воинской службы. Николай вернулся домой. Ему дали III группу инвалидности. Выдавали паёк. Несколько раз его пытались отправить воевать вновь, но медкомиссия признавала его негодным для несения воинской службы.

Николай Дмитриевич был награждён за заслуги перед Родиной, но чтобы забыть все страхи того времени, когда умирали его друзья и знакомые, и чтобы его дети и внуки не знали, что такое война, он утопил все свои награды в песчаной реке. Он был богат, по тому времени. У него был гектар земли, продавал на рынке в Шаранге льняное масло и другие домашние продукты, выращивал картофель и овощи на продажу.

Жена Николая умерла 21 апреля 1987 года и его перевезла к себе старшая дочь Люба. Умер Николай Дмитриевич 2 мая 1984 года.

Глава 3. Первый номер пулеметного расчета

Жилин Аркадий Иванович

Жилин Аркадий Иванович родился 8 января 1924 года в селе Роженцово Шарангского района. Его отец, Жилин Иван Федорович, был очень грамотным. 16 ноября 1921 года женился на Овщинниковой Евдокии Ивановне. Через 3 года у них родился сын Аркадий. В 1931 году был отдан в школу. В 1938 году ушел на ФЗО в город Улан-Удэ на авиационный завод. Там и начал свою работу. После недолгого курса ФЗО – спешная дорога к фабрике среди обшарпанных лихолетьем домов, шум цеха. Короткий сон – и снова работа. Духом хлеба ребята не успевали насладиться – пайка «уминалась» вмиг. Началась война 1941-1945 годов. Её начало стало окончанием детства. В начале 1942 года был призван в ряды Советской Армии. Ему хотелось сразу в бой, бить фашистов. Так и получилось. Восторженно мечтали молодые бойцы о подвигах. Молодые солдаты еще не умели воевать, но умели любить свою землю, где родились и выросли. Уже поэтому можно было с уверенностью сказать, что, встретившись с врагом, они не дрогнут, не отступят. Под Можайском принял первый номер пулеметного расчета рядовой Жилин боевое крещение. Трудно приходилось молодому солдату, тяжело с продовольствием, не устроен быт. Немцы прорывались к Москве. Надо было защищать Родину. После освобождения Можайска войска Западного фронта направились на освобождение Смоленска. Шли ожесточенные бои в районе Ельни. Тут то и остановились войска Западного фронта. Нелегким было освобождение города: фашисты встретили советских солдат мощным огнем, который не раз заставлял наступающих прижиматься к земле. В этом ожесточенном бою 11 августа 1943 года и он был ранен в локоть правой руки разрывной пулей «Дум-Дум», которая при вылете разорвалась. На поле сражения Аркадий находился в таком состоянии, что его признали за мертвого. Отцу с матерью пришла похоронка. «30 августа 1943 года рядовой Жилин погиб в бою. Похоронен в деревне Мутыще, Ельнинского района Смоленской области». Мать, прочитав похоронку на сына, сильно плакала. Перед нею стоял отец и тоже сильно плакал, уговаривал жену: « не плач, мать, Аркадий жив!» не верило сердце отца в смерть сына. Да так и получилось… через месяц пришло письмо от сына, в котором он пишет, что находиться на лечении в военном госпитале в городе Гагры. Трудны были те бои. Кошмаром казалось все вокруг: рвутся мины, ахают снаряды, хлещут пулеметные очереди. Кто-то стонет, кто-то зовет санитара. Тяжело ползут на нас танки, под их прикрытием наступают автоматчики. Страшно, а бояться некогда - вспоминал Аркадий Иванович. Войскам, участвовавшим в освобождении Ельни, приказом ВГК от 31 августа 1943 года была объявлена благодарность, и в Москве дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий. Вернулся, после ранения, к родителям 15 января 1944 года. Из воспоминаний: «Вылез я на станции Шахунья, никакого транспорта нет, и направился домой идти пешком. Пошел по железнодорожному полотну в сторону дома». В это время отец ехал в обозе, который вез хлеб на элеватор Шахунью. Обоз ехал навстречу солдату. И в этом солдате Иван Федорович узнал сына. Он вернулся домой после тяжелых 6 лет разлуки с родным домом. В это время в деревне был голод. В колхозах работали за трудодни, труд не оплачивался. После возвращения сына матери пришлось продать корову, чтобы одеть Аркадия. Семья осталась без коровы, без молока. Питались тем, что вырастят на своём приусадебном участке. Пошел Аркадий работать в колхоз «Ледокол Красин». Предложил ему председатель Мосунов Павел Иванович работу в колхозе бригадиром. Работали в то время в колхозе от зари до зари: «Все для фронта, все для победы!» И приглядела его Мария Алексеевна Жилина из деревни Шалагино. Свела их Мосунова Апполинария из Шалагино. И увела его Мария от отца и матери к себе в семью в деревню Шалагино, где проживали ее родители. Было это 3 мая 1945 года. Стал Аркадий работать в колхозе «Заветы Ильича» поначалу шофером. Вдвоем с напарником обслуживали колхозную машину. Потом его направили работать кузнецом в бригаде Королево. Долгое время после работы кузнецом работал конюхом в том же колхозе. Затем его выбрали бригадиром. Работал бригадиром до пенсии. Жил Аркадий в «чужом» доме. Была у него мечта построить свой новый дом. Мечту свою со временем осуществил. Построил новый дом. Родители Марии умерли. С ними стала жить сестра бабушки Агния. С женой воспитали пятерых детей. А Агния помогала их воспитывать. Время шло. Сыновья женились, дочь вышла замуж. Родились внуки. Жить да поживать Аркадию с Марией в новом доме, но заболела Мария и умерла 7 января 1981 года. Аркадий Иванович овдовел. Как он переживал это одиночество, знает только он сам. Оставался по-прежнему хорошим отцом для своих детей и дедом для своих любимых внуков. Агния по-прежнему жила в их доме. Они держали, корову, теленка, поросенка и кур. Агния Алексеевна умерла 16 сентября 1991. И Аркадий остался один. Вел здоровый образ жизни. К нему обращались женщины из деревни за помощью. Всем помогал. Был доброжелателен ко всем. Помогал, конечно, и своим детям. Они же старались навещать отца почаще, ведь все они живут недалеко от него. А последний сын и вовсе остался жить в отцовской деревне, через несколько домов от него. Занимался он своим приусадебных хозяйством. На огороде выращивал овощи. Занимался их солением на зиму. Внуки любили приезжать к нему и помогать по хозяйству. Из животных он держал кур. В доме жила кошка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1981 года за мужество и стойкость, проявленные защитниками города Ельни, он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. В последующие годы награждался юбилейными медалями. Последние годы болел. Пошаливало сердце, дыхание было тяжелым, болели сильно ноги. Свой жизненный путь закончил 3 января 2004 года в возрасте 80 лет. Всем стало не хватать этого добросердечного человека. Трудолюбивым, ответственным, требовательным к себе и другим: человеком преодолевать все трудности – таким запомнился он односельчанам.

Глава 4. Судьба солдата

Коробейников Михаил Иванович

Коробейников Михаил Иванович был самым старшим в семье. Он родился в 1906 году, следующим был Василий Иванович с 1908 года рождения и самый младший Федор Иванович с 1911года рождения, еще была сестренка. Семья Коробейниковых проживала в деревне Коробейники Шарангского района Кировской области. Женился в 1932 году на Машкиной Марии Ильиничне, когда уходил на фронт старшей дочери Вале, исполнилось семь лет, а Нине не было четырёх, а сыну было семь месяцев. Все три брата были призваны в ряды РККА, чтобы защищать свою родину от захватчиков. Михаил Иванович в мирное время был председателем колхоза деревни Куршаково, которая находилась в трех километрах от Шаранги. Жители этой деревни с уважением относились к нему. Перед войной семья переехала в деревню Коробейники, где он стал председателем сельского совета. Когда объявили о мобилизации ему дали бронь, но он добился, чтобы его отправили на фронт. В октябре 1941 года он был отправлен на фронт. Недолго пришлось воевать с фашистом 4 января 1942 года в деревне Бренево Лотошинского района Московской области погиб рядовой Коробейников Михаил Иванович в . Немного мы знаем об этом человеке, в нескольких строках вся его биография. Но в них его жизнь его огорчения и радости, и большое желание жить, любить свою жену и детей. Хочется поклониться этим людям, за их жертвенность, ради нашего будущего. Из трех братьев, только один вернулся с войны Коробейников Федор Иванович, который прошел всю войну.



Заключение

Материалы музея и воспоминания земляков вызвали желание всмотреться в события тех далеких лет пристально и внимательно, оценить их с точки зрения моего поколения. Пока мы способны помнить, хранить и преумножать память, мы не потеряемся в сложной и противоречивой сегодняшней жизни России и мира. Неоценим вклад советских людей в разгром немецкого фашизма в боях от первого дня войны – до последнего, их героизм на фронтах, стремление дойти до Победы и обретение этой Победы. Очевидна роль тыла в осуществлении Победы, как очевидна необходимость сохранения Вечной Памяти о неисчислимых жертвах войны и сложном послевоенном времени.

Использованные источники и литература


  1. Википедия: свободная энциклопедия

  2. Воспоминания земляков

  3. Данилов А.А. История России, XX-XXI века.9 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций. – М.,2014 год

  4. История Отечества: справочник школьника.- М.,1996 год

  5. Материалы школьного музея


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обратный адрес - война

Автор: Суслопарова Елена Леонидовна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "урок по окружающему миру "Как путешествует письмо?" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-kak-putieshiestvuiet-pis-mo-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "260579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448980478"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока в 5 классе на тему "Письмо". "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "111871"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408017128"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методические рекомендации классному руководителю"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-klassnomu-rukovoditieliu"
    ["file_id"] => string(6) "275675"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452608746"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методические рекомендации классному руководителю"
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-klassnomu-rukovoditieliu-1"
    ["file_id"] => string(6) "275676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452608753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методические рекомендации классному руководителю по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-klassnomu-rukovoditieliu-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "275679"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452608814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства