Тема: Наши друзья-животные
Цели:
Познавательные УУД: получение знаний о жизни домашних животных, осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД: общаться с другими людьми- детьми и взрослыми, выражать свои мысли;
Регулятивные УУД: находить и использовать имеющиеся и новые знания о домашних животных, строить взаимоотношения с природой.
Личностные УУД: чувство любви к животным, ответственное отношение за судьбу четвероногого друга.
Ход занятия.
I. Орг.момент
II. Вступительная беседа.
Тема нашего классного часа «Наши друзья-животные» (слайд 1).
-Кого вы представляете себе, как только слышите эти слова?
Кто-то сразу же представил своего верного четвероногого друга-собаку, кто-то кошку, а может, белочку, медведя или барсука.
Мир животных чрезмерно разнообразен и уникален.
Большинство животных живёт в природе независимо от человека, они сами добывают пищу, строят себе жилища: норы, гнёзда, выращивают потомство.
III. Основная часть.
Но человек давно одомашнил некоторых представителей животного мира. Он получал от них пищу, одежду, они помогали ему на охоте, защищали, перевозили человека и его имущество. Какие это животные? (собаки, лошади).
В прошлом лошадь была незаменимой помощницей человека (слайд 2). Она помогала крестьянам в поле, когда не было тракторов (слайд 3). Она перевозила людей и грузы, потому что не было автомобилей (слайд 4). Лошадь участвовала в военных битвах (слайд 5). С давних времен люди устраивали соревнования на лошадях (слайд 6).
Изучая тысячи окаменелых костей животных, учёные установили, что древние предки лошадей были чуть больше зайца, и хвост у них был, как у кошки. На ногах этих зверьков, у собак или кошек, было пять пальцев. Потом на земле 3-хпалые предки лошадей, и лишь постепенно на ногах у лошадей остался один палец, одетый копытом. С такими ногами было удобнее бегать по ровным степям.
-А с какой целью человек приручил собак? (слайд 7).
В те давние времена, когда охота была главное занятие, человек позавидовал быстроте и чутью собаки. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним. Собака быстро завоевала положение в обществе. Она помогала добывать пищу людям, вступала в битвы вместе с римскими воинами, охраняла замки, пасла стада.
-Сколько же у собаки профессий? (слайд 8). (Охотник, пастух, сторож, поводырь, санитар, сапёр, космонавт) (слайды 9 – 14).
- На крайнем севере собаки перевозят людей в упряжках (слайд 15) и устраивают соревнования-гонки на собачьих упряжках (слайд 16).
-Как точно сказано: «Собака- друг человека». Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак. Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формы, окраса. Их условно разделяют на служебные, спортивно-служебные и декоративные.
-Какие породы собак вам известны? ( Русская борзая, доберман, пудель, овчарка, колли, пекинес).
Люди, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несут большую ответственность за её жизнь. Выгнав на улицу, они обрекают её на голод, и мучения. Добрый человек никогда не будет выгонять животное из дома.
IV. Разгадывание загадок (слайд 17).
- А сейчас посмотрим, сможете ли вы отгадать по описанию, о каком домашнем животном идёт речь.
1.Не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь).
2. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака).
3. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла. ( Корова).
4. Ничего не болит, а всё стонет, пятачок есть, а не покупает. (Свинья).
5. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, даёт, а не корова, лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза).
6. Кто родится с усами. (Котёнок).
7. Не княжеской породы, а ходит с короной, не всадник, а со шпорами, сам рано встаёт, всем спать не даёт. (Петух).
8. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь).
V. Беседа о кошках.
- Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это…(Кот).
VI. Физкультминутка
- А сейчас я предлагаю вам сделать физкультминутку. Повторяйте движения, которые я вам буду показывать.
VII. О бездомных собаках и кошках.
- Как видим, польза от наших питомцев огромная. Но почему же в городах и сёлах так много бездомных собак и кошек? Я бы хотела услышать ответ на этот вопрос после одной истории, которую я прочитаю вам.
Читает учитель. “Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так недавно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас… Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я? Меня забыли! – бежал за машиной щенок и жалобно лаял.
И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и самым ответственным псом. Думая о своем печальном существовании, щенок добрался до какого-то здания. “А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?” – подумал щенок.
На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города… А может это ваш Щенок?”
- Откуда берутся бездомные животные?
- Каждый из вас, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несёт боль-
шую ответственность за их жизнь. Выгнав на улицу, вы обрекаете их на го-
лод и мучения. Добрый человек никогда не будет выгонять животных из до-
ма.
VIII. «Дорисуй кота».
- А сейчас мы с вами дорисуем на шаблоне кота.
- Покажите своего кота всем детям.
IХ. Подведение итогов (слайд 18).
-О ком мы говорили на классном часе?
- Ребята, я хочу, чтобы вы, придя сегодня домой, взяли на руки своих
питомцев, посмотрели им в глаза и сказали: Я никогда тебя не предам».
Исполняется песня классом «Не дразните собак».
- Давайте беречь и любить животных, ведь они, как никто другой, нуждаются в нашей заботе и ласке.