kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивы и мотивация - внутренний фактор развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивы и мотивация - важнейшие составляющие воспитания самостоятельной успешной лияности.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы и мотивация - внутренний фактор развития»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Формирование мотивации учения на уроках Русского языка и Литературы



Тема: Развитие мотивации обучения на уроках русской литературы.

Цель: - Совершенствование методов и повышения уровня преподавания предмета «Русская литература».

- Повышение уровня обученности учащихся по предмету; развитие способностей каждого учащегося; стимулирование интереса к предмету изучения на уроках литературы.

План:

I.  Основные вопросы развития мотивации изучения литературы.

II.  Определение уровня мотивации обучения у учащихся:

1) мотивация успеха

2) мотивация боязни неудачи.

III.  Развитие мотивации обучения на уроках русской литературы.

1)  виды мотивации обучения;

2)  применение методов развития мотивации обучения на практике.

V.  Вывод и итоги исследования.


Путь к эффективному обучению лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет обучающимся, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие. Решающим фактором эффективности обучения является их мотивация. Учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется комплексом факторов: во-первых, самой образовательной системой, профессиональной огранизацией; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, спецификой учебной дисциплины. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести. В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. В связи с этим, "мотивация" имеет разную трактовку. В одном случае её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). В другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов). В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов). Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений: 1) совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов; 2) динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека. Исследователями установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью обучающихся. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно - ориентация на "оценку преподавателем". Связь ориентации на "избегание неприятностей" с успеваемостью слабая. Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Применительно к учебной деятельности обучающихся под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.


В современном мире, как мне кажется, невозможно полноценное существование человека без гуманитарного образования, которое необходимо любому человеку независимо от его склонностей – технических или гуманитарных. Оно необходимо любому человеку для полного выявления его способностей и талантов, так как пробуждает воображение и фантазию, дает крылья для творчества.

В этом плане преподавание литературы занимает совершенно особое место, одно из центральных мест в ряду гуманитарных дисциплин.

В процессе преподавания литературы в средних профессионально - технических учебных заведениях есть свои особенности, нюансы. На первый план выходит проблема воспитания интереса к учению, - одна из ключевых дидактических проблем. В трудах многих исследователей педагогических проблем познавательные интересы учащихся рассматриваются с достаточной тщательностью, есть хорошие рекомендации. Но на практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же «проклятые» вопросы, что волновали учителей и сто лет назад. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания.

С преподавателя литературы спрос за развитие интереса к учению особый. Здесь на первый план выступает увлеченный учитель, интересный для ребят человек, начитанный, эрудированный, образованный в самом широком смысле слова. Педагог должен быть личностью, способной удивить, увлечь, повести за собой учащихся. Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации.

Может показаться, что проблема мотивации обучения на уроках литературы не столь актуальна, как при изучении, например, точных наук. Ведь сам предмет несет в себе не столько точные знания, столько заряд энергии, эмоций, интересных с общечеловеческой точки зрения тем! Но это только на первый взгляд, потому что у многих учащихся чтение вызывает скуку.

Во многом это отношение к чтению литературных произведений как к чему-то невыносимо скучному вызвано предыдущим опытом учения – еще в школе, когда учителя не привили учащимся интерес к изучению литературы, не читали и обсуждали художественные произведения, а «проходили». Поэтому нам приходится начинать заново, шаг за шагом формировать мотивацию обучения у наших студентов.

Существует множество видов мотивации обучения. Хочу выделить следующие:

Любопытство. Свойственно всем людям, но особенно детям. Поэтому они проявляют особенное внимание к новым неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал не содержит новой информации, то быстро достигается психологическое насыщение. Учащиеся отвлекаются, проявляют так называемое двигательное беспокойстве. На уроках мне удается добиться большего внимания учащихся, сообщая им дополнительные сведения о писателях, которых нет в учебниках, факты, которые я собирала много лет по крупицам из периодики, TV – передач и т. д. Это делает наших классиков ближе, понятнее детям, вызывает неподдельный интерес к их произведениям.

Снижение интереса к изучаемому может произойти, если обучаемым не за что «зацепиться» в своем опыте познания. Чтобы предмет заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, знакомым. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать. При изучении литературы эффекта любопытства можно достичь достаточно легко – сам материал предмета отвечает всем вышеизложенным требованиям – новизна сочетается с наличием связей с уже пройденным материалом

Эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются разными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают тексты, кроссворды, посвященные отдельным темам или разделам. Учащиеся на уроках литературы составляют, например, тесты по темам «Серебряный век», «Писатели - деревенщики», «Лейтенантская проза », «Поэзия военных лет» и др.

Противоречия. Подталкивают к поиску объяснений. Даже дети стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Когда они сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если нам удается поставить под сомнение логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, то они стараются дать им объяснение, и таким образом, нам удается активизировать деятельность учащихся, привить им навыки аналитического мышления. Например, на уроке по роману «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, вызывает у читателя чувство глубокой симпатии и сочувствия, несмотря, на то, что он - убийца. Предлагаю учащимся разгадать этот парадокс. И так можно озадачить учащихся практически по любому произведению русской литературы.

Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Чем больше учитель доверяет обучаемым, тем охотнее они сотрудничают с учителем в процессе обучения и тем менее их обескураживает неудачи. Поэтому одна из самых эффектных форм мотивации обучения - укрепить уверенность в собственных силах. Тот факт, что обучение в условиях стресса блокирует мыслительную деятельность, давно известен. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его. Учащийся замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир, а это часто приводит не только к депрессиям, но и к психологическим расстройствам.

Постоянной заботой в преподавательской деятельности в нашем колледже является создание и поддерживание у учащихся положительного отношения к учению, колледжу. Для этого можно применять следующие приемы:

1) обсуждение с учащимися волнующих их вопросов, в том числе и не связанных напрямую с темой занятия;

2) предоставление возможности учащимся высказаться, обратить на себя внимание;

3) применение самоконтроля и взаимоконтроля учащимися.

Вечным бичом учения является скука, причина ее – однообразие и монотонность.

Подходящее средство борьбы с ней – нарушение однообразия, создание необходимой напряженности процесса обучения путем изменения форм обучения. Под формой общения я имею в виду способы группирования обучаемых на занятиях:

- со всей группой: беседа;

- малая группа (5-7 обучаемых);

- в парах, с последующим обсуждением в группе;

- индивидуально.

Выводы:

1) развитие познавательной активности обучающихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя, а также личного опыта самого обучающегося;

2) источниками познавательной активности могут быть:

- содержание учебного материала, - процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности обучающихся, - резервы личности обучающегося и преподавателя; 3) формами проявления познавательной активности на занятии являются: - самостоятельность; - индивидуальное творчество; 4) условиями формирования познавательной активности являются: - максимальная опора на активную мыслительную деятельность студентов, - ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития студентов, - эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка

Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:

- ориентация на реалистический уровень притязаний;

- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);

- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

·       словесные

·       наглядные и практические методы

·       репродуктивные и поисковые методы

·       методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ,  лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. 

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.  В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Далее рассмотрим более подробно  пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

По мнению А. К. Марковой  «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач».   О речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

·       «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

·       «Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

·       В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом  в дневник. Некоторых это стимулирует.

В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что  случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

·       Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Проблемное обучение

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. [10] Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия. 
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например,  определи и докажи, где какая часть речи:

Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк…. 
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Оценка – не отметка

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

·       Безусловноосвобождение от домашнего задания, зачёта

и других форм контроля -  сильное мотивирующее средство.

Кредит доверия

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

·       При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным заданиябыть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.

Таким образом, учителю, который хочет, чтобы его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса.











ЛИТЕРАТУРА


  1. Габдреев Р.В., Смирнов А.В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗа // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 10. - С.227-233.
  2. Смирнов А.В. Повышение мотивации учебной деятельности к дисциплинам естественно-научного и математического цикла. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2010. - С.230-237.
  3. Смирнов А.В., Валиахметова И.В. Современные аспекты мотивации учебной деятельности студентов вузов // Актуальные вопросы психологии и педагогики. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. - С.81-95.
  4. Смирнов А.В., Габдреев Р.В., Валиахметова И.В. Диалоговая культура и мотивация учебной деятельности студентов вуза // Толерантность в России: история и современность. - М.: ООО «Глобус», 2008. - С.201-207.
  5. Смирнов А.В., Семенова И.В., Габдреев Р.В. Мотивы учебной деятельности студентов // Научно-образовательный потенциал молодежи в системе профессионального образования как основной ресурс нации. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С.164-167.
  6. Алдушонков В.Н. Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов: Дис. канд. пед. наук. Брянск, 2001.-191 с.
  7. Андреева Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие .Образование и саморазвитие. - 2008. - №

8. А.В. Батаршев «Психология индивидуальных различий». Владос 2001.

9 .А.А. Карелина под. редакцией «Психологические тесты» 1- Владос 2005.

10. Абрахам Маслоу. «Мотивация и личность». Питер 2007.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Мотивы и мотивация - внутренний фактор развития

Автор: Руфан Татьяна Алексеевна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Мотивы и мотивация - внутренний фактор развития"
    ["seo_title"] => string(51) "motivy_i_motivatsiia_vnutriennii_faktor_razvitiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "453435"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1517240442"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование мотиваций обучения первоклассников "
    ["seo_title"] => string(53) "formirovaniie-motivatsii-obuchieniia-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "233289"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443036733"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ."
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiiekachiestvavynoslivostiposriedstvomigrovykhpiedagogichieskikhtiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "289030"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454705710"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Виды помощи неуспевающему ученику"
    ["seo_title"] => string(45) "vidy-pomoshchi-nieuspievaiushchiemu-uchieniku"
    ["file_id"] => string(6) "252000"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447322137"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства