Просмотр содержимого документа
«"Методики проведения педагогической коррекции"»
Методики проведения педагогической коррекции
Первым этапом в работе с детьми, имеющими трудности в поведении и характере, является педагогическая диагностика.
Диагностирование особенностей развития трудного ребенка и причин отклоняющегося поведения предполагает многоуровневое изучение его личности. Опираясь на педагогические критерии развития личности, педагогическая диагностика позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими детьми данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптивных нарушений или их начальные проявления, обосновать требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, установить вид и объем педагогической помощи.
К методам относят: беседа, наблюдение, тестирование, обучающий эксперимент, анализ продуктов деятельности и т.д.
В коррекционно-педагогической работе выделяются следующие компоненты:
-Нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающими, прежде всего с воспитателем и сверстниками;
-Компенсации пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших успехов;
-Восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию;
-Постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
-Формирование ведущих положительных качеств;
-Усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
-Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей;
-Исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.
С детьми дошкольного возраста, а особенно эффективно с агрессивными детьми, можно использовать изотерапию (игры с водой и глиной, рисование пальцами, ладошками, ступнями.)
С целью коррекционного реагирования агрессии можно ставить с детьми спектакли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.) Можно использовать подвижные игры, способствующие коррекционному реагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и сами родители.
Коррекционная работа с гиперактивными детьмиосуществляется вдвухнаправлениях:
Первое направление – это ежедневнаяработа по развитию движений и самоконтроля их поведения во время прогулок, использование двигательных упражнений в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой. Такие игры упражнения направлены на развитие координации и внимания у детей. Им подробно объясняются правила, и демонстрируется каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны все делать по инструкции взрослого и непосредственно под его наблюдением.
Второе направление - работа с семьей ребенка, задачей которой, является формирование у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия и общения со своим ребенком.
Коррекционные упражнения для гиперактивных детей.
У гиперактивныхдетей наблюдается повышенный уровень мышечного напряжения, – особенно в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Частое и регулярное выполнение ребёнком релаксационных упражнений поможет стать ему более уравновешенным и спокойным, а также выработает саморегуляцию.
Коррекционная работа с застенчивыми детьми должна быть систематичной и многоаспектной. Главное ее назначение – преодоление данногокачества.Воспитатель может использовать как групповую, так и индивидуальную форму работы. Основные методы: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, творческие игры, коммуникативные упражнения.
Коррекционная работа с тревожными детьми.
На начальных этапах работы с тревожнымребенком следует руководствоваться следующими правилами:
Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".
Если воспитатель вводит новую игру, то для того чтобы тревожныйребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.