1. Учебная: Дать слушателям общие сведения о наиболее вероятных источниках опасностей и угроз, механизмах негативного воздействия и масштабах последствий, способах, силах и средствах обеспечения безопасности в ситуациях с которыми они могут столкнуться в жизни.
2. Воспитательная: Способствовать развитию инициативы и сообразительности в обеспечении личной безопасности, воспитать чувство уверенности в случае экстремальной ситуации.
Учебные вопросы:
1. Безопасное поведение в быту и на улице.
2. Пожарная безопасность в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Урок безопасности"»
МБОУ СОШ №2 с.Кривополянье
Провела: Дементьева И.Н.
Классный руководитель 8 класса
1 сентября 2015 г.
Тип урока: объяснительный.
Цели урока:
1. Учебная: Дать слушателям общие сведения о наиболее вероятных источниках опасностей и угроз, механизмах негативного воздействия и масштабах последствий, способах, силах и средствах обеспечения безопасности в ситуациях с которыми они могут столкнуться в жизни.
2. Воспитательная: Способствовать развитию инициативы и сообразительности в обеспечении личной безопасности, воспитать чувство уверенности в случае экстремальной ситуации.
Учебные вопросы:
1. Безопасное поведение в быту и на улице.
2. Пожарная безопасность в школе.
Введение
Каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, длительное, интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть экстремальными.
В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое состояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответственных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "психологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.
Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия.
Примеры (наиболее показательные примеры происшедших ЧС и их последствий на территории России, республики, города, района)
Дабы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:
знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие нашу жизнь;
выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций;
стремиться избегать попадания в них. И, наконец, оказавшись в экстремальной ситуации, необходимо быстро оценить ее и свои возможности, принять грамотное решение и действовать.
Таким образом, проблема выживания в экстремальных ситуациях сводится к четырем надо: надо знать, надо желать, надо уметь, надо действовать.
Сегодня мы рассмотрим основные опасности, которые могут возникнуть в повседневной деятельности, для того чтобы вы смогли сохранить самое ценное, что есть - вашу жизнь.
1. Безопасное поведение в быту и на улице
Действия при пожаре в жилище
Как вы наверняка знаете, согласно греческой легенде, людям огонь подарил Прометей. Так он дал нам возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно пытается решить проблему пожароопасности. Решали, решали, да вот все еще так и не добились ее абсолютного решения. Пожары возникают везде - на предприятиях, на транспорте, в лесах, под землей, в жилых домах и общественных зданиях.
По данным Государственной противопожарной службы, за год в России происходит около 300 тысяч пожаров. При этом выгорает 2,5 миллиона квадратных метров жилья. Это равно территории небольшого города.
Поэтому не допускать возникновения пожаров и встречать любой пожар во всеоружии - долг не только пожарных, но и каждого из нас.
«Пожаром называется неконтролируемое горение, наносящее материальный ущерб и создающее угрозу для жизни и здоровья людей».
Необходимы три условия, при которых возникает и распространяется пожар: горючий материал; источник тепла или огня; воздух. Отметим, что отсутствие хотя бы одного из них или предотвратит загорание, или прекратит уже начавшееся горение.
Далее, надо знать, что при пожаре страшен не только огонь, который пожирает и дерево, и металл, и растения с животными. У огня есть очень опасные спутники. Это ядовитый дым; угарный газ; высокая температура; плохая видимость; паника и растерянность; обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком; обрушение конструкций (потолков, перекрытий, стен).
Помните! Пожар легче предупредить, чем ликвидировать. В борьбе с пожарами особенно важна быстрая реакция на него в первые минуты. Дело в том, что ситуация часто выходит из-под контроля и развивается по известной схеме: в первую минуту пожар можно затушить стаканом воды, во вторую -ведром, в третью - пожарным водоемом.
Если в кратчайшее время невозможно полностью ликвидировать огонь, следует звонить "01". Звонить надо сразу, не откладывая, иначе будет поздно.
Очень часто пожар в доме возникает из-за загорания телевизора. Если это произошло, телевизор надо сразу отключить от сети, а затем тушить подручными средствами: водой через верхние вентиляционные отверстия задней стенки (стоя сбоку) или набросить плотное одеяло, чтобы огонь не переметнулся, например, на шторы, и только после этого бежать в другое помещение за водой или домашним огнетушителем. При взрыве опасен ядовитый дым, поэтому в комнате, где стоял телевизор, не дышите сами и предупредите об этом других.
Если пожар начался в квартире и у вас нет огнетушителя, подручными средствами могут быть: плотная ткань (лучше - мокрая) и вода. Загоревшиеся шторы нужно сорвать и затоптать или бросить в ванну, заливая водой. Также при тушении одеял и подушек не открывайте окна, так как огонь с притоком кислорода вспыхнет сильнее. Из-за этого же надо очень осторожно открывать комнату, где горит: пламя может полыхнуть вам навстречу. Чтобы избежать удара током, отключите электричество, если приходится тушить или заливать водой электропроводку. Погасив пожар в квартире, обязательно убедитесь, что ничто не тлеет.
Статистика показывает, что на пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма - ожоги получает уже труп. Порой достаточно нескольких глотков дыма, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения синтетики. Дым содержит оксид углерода, раздражающие и токсичные продукты сгорания и пиролиза, цианистый и хлористый водород, и даже фосген. Поэтому при тушении огня всеми способами защищайтесь от дыма, а если это невозможно - уходите, закрывая двери и в горящую комнату, и в квартиру (без кислорода пламя не только уменьшится, но может вовсе погаснуть).
Уходить из квартиры можно, только зная, что там никого не осталось. При пожаре особенно нужно следить за детьми: от дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в туалетах, ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, легко заблудиться и у себя дома - помните об этой опасности. Дышите через мокрую тряпку. Если есть возможность, защитите легкие противогазом или респиратором. Однако следует учесть, что количество кислорода в помещении быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание.
По задымленным коридорам пробирайтесь на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма. Закрывайте за собой двери. Отправляясь на поиски людей, обвяжитесь веревкой: кто-то должен вас страховать.
Разумеется, сразу надо вызвать пожарных, четко отвечая на вопросы диспетчера службы "01".
Возможен и тихий пожар. Против него главное средство - внимание. Одна из самых частых причин гибели - пьяный сон с сигаретой в руке. Истлеет обычно полподушки или угол одеяла, а человек погиб. Глава семьи, покурив на ночь в кухне, бросает окурок в пластмассовое мусорное ведро, оно тлеет и через час вся семья умирает во сне.
Если дым - в подъезде, постарайтесь выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно закройте за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом для подъездного дыма и потом в ней нельзя будет жить, не сделав ремонт. Если дым явно угрожает дыханию, не пытайтесь спуститься ниже - звоните "01".
Это как раз тот случай, когда естественная реакция (выбежать из дома) губит человека. Многоэтажный дом - искусственное образование, и рефлекторные действия вам не помогут, надо вести себя парадоксально: закройте дверь, забейте щели мокрыми тряпками, заткните вентиляционные отверстия и ждите пожарных. Ни в коем случае не пытайтесь выбежать из задымленного пространства (если только вы не живете на нижнем этаже), а тем более - спуститься на лифте. Отравиться продуктами горения можно, пройдя два-три лестничных пролета, а лифт при пожаре в любую минуту могут отключить.
Позвонить "01" нужно и в том случае, если другие уже вызвали пожарных, вы должны сообщить, в какой квартире находитесь. Эта информация сразу передается по рации на место пожара, и в случае необходимости вам окажут помощь быстрее: гораздо сложнее взламывать двери всех квартир (или номеров гостиницы), чем идти по точным адресам.
Разумеется, "пересидеть" пожар можно, только если вы живете в современном доме, где нет деревянных перекрытий, балок, деревянных вентиляционных коробов. Дом старой постройки надо немедленно покинуть - в старых домах для этого обычно есть пожарные лестницы.
Пожар в гостинице или общественном здании особенно опасен не только из-за плотности заселения, но и потому, что люди, как правило, плохо здесь ориентируются и не сразу могут отыскать спасительный запасный выход. Разумный человек без напоминания посмотрит, где он. Но печальный опыт показывает, что большинство людей в экстремальной ситуации пытается спастись дорогой, которой обычно ходили, и нередко идет буквально в огонь.
Пламя, впрочем, в самом деле порой необходимо преодолеть. Но для этого надо не только знать, что другого пути нет, но представлять глубину фронта огня и дальнейший свой путь - безопасен ли он. Если вы трезво все рассчитали, укройте максимальную площадь своей кожи - наденьте шапку, пальто, набросьте на себя одеяло, намочите все это. Приготовьтесь не дышать. Пройдите мысленно весь путь, а затем - на четвереньках или ползком - быстро двигайтесь к выходу. Место, охваченное огнем, можно пробежать (на вдохе и во время бега задержите дыхание вовсе).
Если вы выносите человека, потерявшего сознание, накиньте на него мокрую тряпку, одеяло. Если на ваших глазах на нем вспыхнула одежда, не давайте ему бежать (пламя разгорится), плотно накиньте тряпку - даже сухую, в крайнем случае сбейте его с ног. Старайтесь обойтись без огнетушителя, потому что пострадает кожа.
Если в квартиру или гостиничный номер проникли дым и жар, несмотря на принятые вами меры, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям. Вы можете также выйти на карниз, привязавшись предварительно к батарее подручными средствами (например, простыней или кабелем телевизионной антенны) или к оконной раме (что опаснее и хуже -рама может сорваться). Пробовать спуститься на связанных простынях или веревке опасно, но можно: с высоты 2-4-го этажа. Спуская ребенка (привязанного за руки), надо подстраховаться и привязать конец веревки к батарее.
Поддерживайте в себе и в других присутствие духа. Часто во время пожара люди прыгают с заведомо смертельной высоты, хотя возможности спасения далеко не исчерпаны. На гибель их толкает страх.
Главный способ защиты от пожара - самому не стать его причиной. Простая аккуратность и бытовая культура жителей защищают от пожаров куда надежней, чем сотня пожарных команд.
Рекомендации пожарных:
изучайте правила пожарной безопасности;
исключите возможность попадания спичек в руки малолетних детей;
не оставляйте без присмотра электроприборы, особенно утюги, калориферы, телевизоры; обойдитесь без самодельных электроприборов;
не включайте в одну розетку два или более бытовых прибора большой мощности;
следите за состоянием проводов, не экономьте на своей безопасности, не пользуйтесь "жучками" в электрощите;
не разогревайте лаки и краски на газовой плите; не стирайте в бензине; не сушите белье над плитой;
исключите "праздничные" пожары: не пользуйтесь самодельными электрогирляндами для украшения елки, а хлопушки, бенгальские огни, свечи и фейерверки зажигайте только вдали от елки; школьные маскарадные костюмы лучше пропитать огнезащитным составом - присмотритесь к ним, и вы поймете, что ватные бороды и бумажные плащи могут вспыхнуть от любой искры;
Электрический ток
Бытовая электротехника очень удобна, но может причинить много бед, если не соблюдать меры безопасности при ее установке и эксплуатации.
Коварная особенность электроэнергии состоит в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета. Электрический ток поражает внезапно, когда человек оказывается включенным в цепь его прохождения. Чтобы избежать поражения электрическим током, запомните следующие меры предосторожности:
технические средства защиты от коротких замыканий (автоматические выключатели, пробочные предохранители) в квартирной сети должны быть всегда исправны; не пользуйтесь так называемыми "жучками"; не ремонтируйте и не заменяйте под напряжением поврежденные розетки, выключатели, ламповые патроны, приборы и светильники; выполняйте эти работы только после отключения от сети;
следите за исправным состоянием изоляции электропроводки, электроприборов, а также шнуров;
неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть - сначала шнур подключается к прибору, а затем к сети; отключение прибора производится в обратном порядке;
не пользуйтесь неисправными электроприборами, оголенными концами проводов вместо штепсельных вилок, а также самодельными электрическими приборами.
Первая помощь при электротравме - немедленное освобождение пострадавшего от контакта с электрическим током. Если это возможно, отключите электроприбор, которого касается пострадавший. Если это невозможно, перерубите или перекусите кусачками электрические провода, но обязательно каждый в отдельности, чтобы избежать короткого замыкания. Пострадавшего нельзя брать за открытые части тела, пока он находится под действием тока.
Меры первой доврачебной помощи после освобождения пострадавшего от действия тока зависят от его состояния. Если пострадавший дышит и находится в сознании, его следует уложить и предоставить покой. Если даже человек чувствует себя удовлетворительно, ему все равно нельзя вставать, поскольку отсутствие тяжелых симптомов не исключает возможности последующего ухудшения его состояния. Если человек потерял сознание, но дыхание и пульс у него не нарушены, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой, обеспечить покой до прихода врача. Если пострадавший дышит плохо или не дышит, надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Известно много случаев, когда люди, пораженные током и находившиеся в состоянии клинической смерти, после принятия соответствующих мер выздоравливали.
Газовые плиты и бытовой газ
Для питания газовых плит используется бытовой газ двух видов: метан (городской магистральный газ) и сжиженный нефтяной газ (в баллонах). Несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования может привести как к отравлениям собственно газом или продуктами неполного его сгорания, так и к возникновению пожаров и взрывов. Чтобы избежать отравления, очень важно соблюдать следующие правила:
не открывайте максимально газовые краны: при слишком сильной газовой струе может произойти отрыв пламени от горелки, а это приводит к понижению температуры в зоне горения и к большому выделению в воздух окиси углерода;
следите за исправностью плиты: если во время горения пламя имеет желтый цвет, вызовите специалиста для проверки исправности плиты. Сделать это нужно незамедлительно, потому что при плохой работе горелок возрастает поступление в воздух продуктов сгорания газа;
если работают две конфорки, не включайте духовку;
не оставляйте газовые плиты без присмотра; следите за кипящими жидкостями - они могут выплеснуться, залить огонь и вызвать утечку газа;
работа газовой плиты не должна продолжаться дольше двух часов подряд; после этого ее нужно на некоторое время выключить, а кухню проветрить;
при утечке газа проветрите помещение; при этом нельзя курить, зажигать спички, включать электроприборы, чтобы не вызвать взрыв.
В случае отравления необходимо перекрыть газ, открыть окна, двери или вынести пострадавшего на улицу, расстегнуть одежду на груди, на голову положить холодный компресс, а к ногам - грелку, брызнуть в лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем, кофе. В тяжелых случаях нужно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Другая опасность при пользовании бытовым газом - взрыв из-за его утечки, который может произойти или из-за забывчивости, или вследствие дефектов газового оборудования. Баллон с газом может взорваться из-за неисправности в конструкции или во время пожара. Если языки пламени появляются на запорном вентиле газового баллона, не закрывайте его, не затушив огонь. Лучше всего использовать для этого мокрую тряпку. Баллон не взорвется, пока есть пламя, сжигающее газ. Только после тушения огня вентиль следует осторожно закрыть. Сделать это раньше - значит, способствовать всасыванию огня внутрь баллона, что может привести к взрыву.
Безопасность на тёмной улице
Первый принцип самозащиты в городских джунглях - выбирать маршрут не короткий, а безопасный.
Второй принцип - изучить дорогу домой. У вас всегда должно быть несколько вариантов движения. Используйте знание ритмов жизни своего микрорайона. Не бойтесь. Ваш шаг должен быть твердым и пружинистым, лицо - уверенным. Таковы рекомендации виктимологии - науки о поведении жертвы; она отвечает на вопрос, почему из всех грабитель обычно выбирает именно робкого человека. Зато ваша готовность к борьбе способна остановить нападение. В городских джунглях почти безотказно действует природный принцип: "Кто кого сильнее напугает". Рекомендуемое же европейскими методиками поведение ограничивается спокойной лояльностью. По первому требованию уличного грабителя следует отдать деньги. Для этого небольшую сумму нужно носить в одном из карманов. Не тянуть к себе сумку, если ее вырывает мотоциклист. Не вступать в пререкания, не отвечать на вызывающее поведение. Разумеется, жизнь и здоровье дороже любой вещи. Но как вести себя: покорно или агрессивно - вам придется решать в одиночку на той самой темной улице, где вы так легкомысленно почему-то оказались.
Безусловно, есть еще много разных советов, как уменьшить риск стать жертвой преступления или сберечь свое имущество. Однако нужно помнить, что предупредить преступление всегда легче, чем пытаться пресечь его. Еще хуже, если оно свершилось. В этих случаях:
старайтесь запомнить внешность преступника;
в любой ситуации сохраняйте спокойствие и самообладание;
не искажайте первоначальную картину преступления (не нужно застирывать, затаптывать, замазывать, сжигать что-либо). Этим вы усложните розыск и задержание преступника.
Безопасность в общественном транспорте
Движущееся на большой скорости скопление людей в замкнутом пространстве всегда означает ситуацию повышенного риска. Городской опыт выработал свод правил, которые помогают человеку безболезненно сосуществовать с общественным транспортом:
избегайте в темное время суток пустынных остановок. Ожидать автобуса или трамвая следует на хорошо освещенном месте, рядом с другими людьми;
когда машина приближается, не старайтесь попасть в первый ряд нетерпеливой толпы - могут вытолкнуть под колеса;
если рейсовый автобус ходит с большими промежутками, запомните расписание, чтобы не стоять на остановке слишком долго;
не засыпайте во время движения: опасно не столько проспать свою остановку, сколько получить травму при резком торможении или маневре. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях и в проходе;
не упускайте из виду свои вещи. Не засматривайтесь в окошко, если на полу стоит ваша сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, прислоните сумку или портфель к стенке. Помните, что в общественном транспорте вольготно карманникам, и любимое их место - в проходах у дверей;
если есть возможность, пользуйтесь проездным билетом: он избавляет от дополнительного передвижения по салону, а это уже хорошо;
если проездные документы проверяет контролёр, а у вас их с собой нет, не стесняйтесь и сами проверить документы контролера;
избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов и вагонов метро. Если все же пришлось ехать поздно, садиться около водителя, причем не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если, несмотря на это, подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте;
женщинам рекомендуется садиться рядом с другими женщинами. А если в салон вошел явно развязный пассажир, отвернитесь от него, не встречайтесь с ним глазами.
2. Пожарная безопасность в школе
Если в вашей школе случился пожар, то вы обязательно должны принять ряд мер, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию всех людей и свести к минимуму ущерб от пожара. Важно как можно раньше поднять тревогу с тем, чтобы у всех было достаточно времени эвакуироваться из здания. Так как в школе находится много людей, эвакуация из нее займет больше времени, чем из квартиры. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер.
Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации: внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью.
Второе действие - немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости члену персонала, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы. Все обязаны явиться к заранее согласованному сборному пункту, где должна быть проведена перекличка, чтобы выяснить, все ли эвакуировались из школы. После объявления тревоги нужно как можно скорее вызвать пожарную охрану.
К прибытию пожарной охраны в первую очередь нужно знать:
а) в каком помещении пожар,
б) все ли эвакуированы.
Наличие школьного плана эвакуации очень поможет пожарной охране.
Для чего это надо: чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах.
ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК - УЧЕНИК ИЛИ ЧЛЕН ПЕРСОНАЛА- при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из всего здания, а не только из его части.
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом. Должно быть предусмотрено дублирование вызова пожарной охраны.
Очень важно, чтобы не было задержки в выполнении вызова. Ответственность за вызов должна быть возложена на классного руководителя или члена персонала, которого наиболее целесообразно назначить для этой цели и который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана.
Услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату по одному и идти к сборному пункту. Классы должны идти ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.
Следует предусмотреть специальные меры для детей-инвалидов и детей с неуравновешенным характером.
Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы, оставляя другую ее сторону для прохода других классов, за исключением случаев, когда лестница очень узкая. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга.
Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительских, коридорах и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.
Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.
За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами до тех пор, пока не будет дано разрешение пожарной охраны или - в случае тренировки - директора школы.
МЕСТО СБОРА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАРАНЕЕ СОГЛАСОВАНО.
Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять заранее определенное место и находиться там, не расходясь.
Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка, если возможно - по журналам, и каждое ответственное лицо Должно немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе.
Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно начать поиски - при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться. По прибытии пожарной охраны начальник караула должен быть встречен и немедленно проинформирован о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.
В первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и запасным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.
Она должна проводиться не реже одного раза в четверть, о чем должна делаться соответствующая запись. Не следует допускать ее стереотипности, так как ситуация в условиях настоящего пожара может очень сильно варьироваться. Например, лестница может оказаться не пригодной для эвакуации из-за задымленности или по другой причине. До проведения учебной эвакуации - если предполагается, например, что лестница или иной путь эвакуации заблокирован - обязательно следует предусмотреть альтернативный безопасный путь, ведущий из здания в безопасное место.
Важно знать все пути выхода из вашей школы.
Изучение плана пожарной эвакуации дает полную картину того, как эвакуироваться при пожаре в школе и проводить перекличку на месте сбора.
Заключение
Количество опасностей в повседневной жизни, к сожалению не уменьшается. Все это увеличивает вероятность возникновения тяжелых последствий. Человек же настолько свыкся с опасностями, что часто не думает о них, пренебрегает мерами предосторожности.
Можно, конечно, стараться избегать опасных мест, но в настоящее время это не всегда возможно. Поэтому, чтобы не попасть в беду, необходимо знать о возможных опасностях, учитывать их особенности и правильно вести себя.
Задача этого занятия — не только познакомить слушателя с этими опасностями, но и научить правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохранить здоровье, а может быть, и самое главное - жизнь.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Примерный конспект проведения урока безопасности
в рамках Месячника безопасности детей
на тему: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЧС РОССИИ»
для образовательных учреждений Удмуртской Республики
Тип урока: объяснительный.
Время занятия: 45 минут.
Цели урока:
1. Учебная: Дать слушателям представление об истории развития МЧС. Познакомить с его органами управления и силами. Рассмотреть алгоритм их действий при возникновении чрезвычайных ситуаций различного масштаба и происхождения.
2. Воспитательная: воспитать чувство защищенности личности со стороны государства.
Учебные вопросы:
1. История развития МЧС России.
2. Силы МЧС России.
Введение
В начале XXI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации, обусловленные землетрясениями, наводнениями, селями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере - радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В настоящее время МЧС Росси является основным федеральным органом в области предупреждения и ликвидации ЧС, и решает поставленные перед ним задачи на достаточно высоком уровне. Чтобы добиться подобной эффективности в деятельности министерства была проделана колоссальная работа по его становлению и развитию, основные этапы которого и будут рассмотрены в сегодняшнем занятии.
История развития МЧС России
История России всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Испокон веков люди пытались объединиться, чтобы противостоять этим бедствиям, оказать помощь бедствующим. Стремление к коллективному противостоянию бедствиям различного характера — одна из причин создания государств.
Нередко появление той или иной опасности и угрозы обусловливало появление сил для защиты от них, рождались документы, определяющие вопросы безопасности в данной области.
Так, например, в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность.
Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие.
В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.
Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12—14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров.
В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия».
В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране».
Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой уже хорошо организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые и областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялось профессиональными городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета.
Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.
В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.
Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».
Этой проблеме стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны.
Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств.
В положении, утвержденном в 1956 г., впервые подчеркивалось, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от ядерного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна была организовываться на всей территории страны.
Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали все же коренных изменений военных доктрин ядерных стран, при этом проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела еще большую остроту и важность.
В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:
во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия - оружия массового поражения;
во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;
в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;
в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.
Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными.
Необходимо признать, что в 60-70-ые годы было много сделано для обеспечения готовности гражданской обороны на случай возникновения ядерной войны, в том числе по созданию нормативной базы. Так, например, основные принципы защиты населения от оружия массового поражения были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения». Они легли в основу строительства и ведения гражданской обороны. В печати неоднократно подчеркивалось, что состояние Гражданской обороны СССР в эти годы было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны бывших вероятных противников СССР.
Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.
Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 г. Верховным Советом СССР было принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа - Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Созданные Комиссия и Система существовала до распада СССР.
Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен С. К. Шойгу.
Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В настоящее время МЧС России или более официально - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.
Сегодня МЧС России - это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д.
МЧС России - это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации. Расскажем вкратце о некоторых его силах постоянной готовности, немедленно реагирующих на крупные, наиболее тяжелые ЧС.
Силы МЧС России Войска гражданской обороны
Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития - испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил. Их задача - быстро прийти на выручку населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, устранить последствия ЧС.
Основная организационная единица войск ГО - спасательный центр. В центр входят различные отдельные отряды: спасательный или экстренного реагирования; радиационной, химической и биологической защиты; жизнеобеспечения; пиротехнических работ; охраны и сопровождения грузов; медицинский спасательный; пожарный; поисково-спасательный, кинологический; автомобильный; экспедиционных сил и др.
Эти войска называют еще «Войска спасения» или «Войска без оружия» (однако в целях самозащиты они имеют некоторое легкое вооружение).
Центроспас
Центроспас - это Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд. Основные его функции - оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера федерального и трансграничного масштаба, спасение людей в зонах ЧС, доставка и сопровождение грузов гуманитарной помощи терпящим бедствие и др.
Профессиональный уровень работников отряда довольно высок. Каждый из спасателей имеет 6-15 гражданских специальностей (водитель, связист, медик, газосварщик, инженер, водолаз, альпинист, пожарный, кинолог, спелеолог и т.д.).
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении парашютно-десантные системы; спецавтотранспорт для работ в зонах чрезвычайных ситуаций; катера на воздушной подушке; средства поиска и спасения пострадавших, оказания первой помощи; изолирующие скафандры и дыхательные аппараты для работы в газовых средах и под водой; надувные плоты, лодки. Есть также средства жизнеобеспечения, индивидуальной защиты; радиостанции ближней и дальней (в том числе спутниковой) радиосвязи; экспедиционные рационы питания.
Отряд оснащен легкими вертолетами, способными работать в крупных городах. Они используются в перегруженной автотранспортом Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших в ДТП, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, когда бригады «скорой», зажатые в толчее машин, не успевают прибыть по вызову.
Отряд отличает круглосуточная готовность спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения к быстрым и эффективным действиям, направленным на спасение человеческих жизней и материальных ценностей от ЧС в любой географической точке Земли.
Спецназ «Лидер»
Случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ, использовании робототехнических средств и т.п. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, в том числе исходящим от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться. Чтобы защитить спасателей, проводить работы особой сложности, был создан Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». Наряду с Центроспасом он стал ядром сил быстрого реагирования МЧС России.
Костяком Центра стали люди, имевшие опыт боевых действий, служившие в подразделениях специального назначения. Многие из них являются спасателями международного класса, мастерами спорта международного класса, инструкторами по альпинизму.
На Центр «Лидер» возложены следующие задачи:
проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, на воде и под водой с использованием легкого водолазного снаряжения;
выполнение подрывных и пиротехнических работ;
осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;
обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.
Центр оснащен современной техникой, его сотрудники имеют прекрасную экипировку.
Поисково-спасательная служба
Элитные подразделения Центроспас и «Лидер» привлекаются не на все чрезвычайные ситуации, а лишь на наиболее крупные и сложные. Ликвидацией последствий «рядовых» ЧС обычно занимаются формирования поисково-спасательной службы (ПСС). В их составе около 4 тысяч спасателей, в том числе 170 - международного класса. Кроме того, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях имеются свои аварийно-спасательные отряды общей численностью свыше 10 тысяч человек и примерно 7,5 тысяч добровольцев-спасателей в составе студенческих спасотрядов.
Поначалу все они участвовали в ликвидации последствий в основном стихийных бедствий, а теперь действуют и в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сегодня им приходится участвовать в ликвидации последствий авиационных, железнодорожных, автотранспортных и даже речных (морских) аварий (катастроф), устранять последствия взрывов, пожаров и обрушений зданий, прорывов нефте- и газопроводов, разливов различных АХОВ.
Увеличилось и число так называемых бытовых чрезвычайных ситуаций. Все чаще работники милиции обращаются в органы управления ГОЧС с просьбами о поиске людей в городской черте, в водоемах, об оказании помощи при угрозе террористических актов, извлечении людей из шахт лифтов, колодцев, вскрытии квартир в высотных домах (с применением альпинистской технологии и аварийно-спасательного инструмента). Все это становится новым направлением деятельности поисково-спасательных формирований.
За 2008 год спасателями поисково-спасательных формирований Удмуртской Республики совершено более 2 тыс. выездов на поисково- и аварийно-спасательные операции различного характера и происшествия по заявкам граждан и организаций, оказана помощь более 2 тыс. пострадавшим, из них спасено 1451 человек. В 2009 году зарегистрировано 2217 ДТП, спасено 2439 человек. С начала 2010 года зарегистрировано 571 ДТП, спасено 302 человека.
В конце 2008 года в Удмуртской Республике создано региональное отделение общероссийской общественной организации - Российский союз спасателей, которое призвано консолидировать усилия спасателей - общественников и непрофессиональных спасательных формирований в Удмуртской Республике в сфере сервиса безопасности.
В будущем предстоит создание подразделений общественной организации и в муниципальных образованиях Удмуртской Республики для выполнения аварийно-спасательных работ в интересах населения проживающего на территориях районов республики.
Авиация МЧС России
Авиация министерства включает целый парк авиасредств. В их числе самолеты Ил-76ТД. Они вмещают по 42 тонны воды или специальной огнегасящей жидкости, являются самыми большими в мире пожарными «бомбардировщиками». Эти самолеты успешно применялись при тушении пожаров на складах боеприпасов под Ереваном (в Армении), Владивостоком, Екатеринбургом. В условиях, когда из-за разрывов снарядов наземным пожарным было невозможно подойти к месту аварии, только с помощью авиации они могли справиться с этой задачей.
С этих самолетов велась борьба и с крупными лесными пожарами. В ней же участвуют многоцелевые самолеты-амфибии Бе-200 ЧС, способные забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повышает эффективность пожаротушения, вертолеты Ми-8 и Ми-26, которые могут наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии.
Ил-62М, оборудованный в варианте воздушного командного пункта, позволяет управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуировать людей из зон чрезвычайных ситуаций, выполнять перевозки оперативных групп МЧС России и т.п.
Многоцелевые задачи выполняют вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать самые труднодоступные территории.
МЧС России - единственная на сегодняшний день структура в стране, соединившая в единое целое авиацию и спасателей. Многое из того, что делает авиация министерства, в стране не делает никто.
Центр управленияв кризисных ситуациях
Когда возникает чрезвычайная ситуация, действовать надо быстро, грамотно и организованно. Тому, кто обязан принимать меры по ее ликвидации, необходимо, прежде всего, получить информацию о случившемся, причем максимально точную, и вероятный прогноз ее развития. Нужны также сведения о силах и средствах, которые можно немедленно использовать для решения внезапно возникающей задачи.
В этих целях был создан Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). В числе его задач - отслеживать и докладывать информацию о чрезвычайных ситуациях; готовить предложения руководству для принятия решения; обеспечивать устойчивое, непрерывное и оперативное управление органами управления, силами и средствами РСЧС при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; вести банк данных об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в стране и за рубежом, о потенциально опасных объектах, возможных вариантах развития событий при возникновении той или иной ЧС, об алгоритмах действий в различных ситуациях и др.
Система кризисного управления постоянно совершенствуется. В целях формирования общего информационного пространства, усиления межведомственной координации и централизации управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций начато создание Национального центра управления в кризисных ситуациях. Можно сказать, что тем самым формируется система антикризисного управления всей страной при самых разных чрезвычайных ситуациях всероссийского масштаба - от крупного землетрясения до военных действий. Этот центр будет фактически головным информационным координатором РСЧС. В каждом региональном центре МЧС России намечено сделать его филиалы.
В 2005 году началось развертывание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). После ее полного развертывания будет обеспечиваться гарантированное оповещение более 35 млн. человек в различных кризисных ситуациях, сроки доведения необходимой информации до населения в местах массового пребывания сократятся в 12 раз.
Для обеспечения работы ЦУКС организовано создание баз данных по системам жизнеобеспечения, коммуникациям, потенциально опасным объектам, объектам с массовым пребыванием людей, а также построение трехмерных моделей данных объектов. Ежедневно обстановка по республике отображается на электронных картах. Производится отчёт о происшествиях за сутки, принятых мерах, в том числе профилактических всеми заинтересованными сторонами: министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления. Всё это учитывается в базе данных Национального ЦУКС, анализируется и докладывается руководству страны.
И теперь не только при возникновении угрозы ЧС или чрезвычайной ситуации, но и происшествия, инцидента, любой негативной информации оперативные дежурные НЦУКС уточняют информацию не только в ЦУКС Удмуртской Республики, но и в ЕДДС и руководства муниципальных образований и даже у руководителей подразделений, работающих на месте ЧС, и у руководителей организаций.
На базе ЦУКС Удмуртской Республики, 5 городов и 12 сельских районов функционирует система комплексного автоматизированного контроля за обстановкой, которая позволяет в автоматическом режиме получать информацию о произошедших ЧС. В настоящее время к системе подключено более 900 объектов, большинство из них объекты с массовым пребыванием людей (учебные заведения, торговые центры и др.).
Государственная противопожарная служба МЧС России
Огненная стихия стала настоящим бедствием для человечества, Только в России в среднем ежегодно регистрируется более 200 тысяч по жаров. В них погибает около 20 тысяч человек.
Указом Президента России с 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба передана в ведение Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям. Это сделано в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, объединения; сил и средств при организации и про ведении первоочередных аварийно спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
Первичным оперативным подразделением, способным самостоятельно потушить небольшой пожар или спасти людей, которым угрожает опасность, является отделение на пожарном автонасосе или автоцистерне. Такие отделения первым выезжают по вызову и принимают; немедленные меры к ликвидации очага загорания.
Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силам дежурного караула -основного тактического подразделения. Оно в составе двух и более отделений способно успешно бороться с более сложными пожарами. Караул несет службу в пожарном депо в течение 24 часов, а затем его меняет следующая смена. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сбор по тревоге его личному составу отводится всего 40-50 секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять места в машинах, получить от диспетчера адрес, где произошло возгорание, и выехать на место происшествия.
Во главе всех подразделений, принимающих участие в тушении пожара, стоит руководитель (РТП). При крупных пожарах для оперативного руководства организуется штаб, который обеспечивает выполнение указаний руководителя.
Для тушения пожара нужны вода или пена, огнетушащие порошок или инертный газ, противодымный противогаз и (или) теплоотражательный костюм, лестница для спасения людей с верхних этажей, приспособление для вскрытия конструкций здания, чтобы проникнуть к очагу горения. Словом, требуются десятки приборов и приспособлений для борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой.
Важным направлением работы пожарной охраны является противопожарная профилактика. Цель ее - снижение числа пожаров и, как следствие, сокращение материального ущерба от огня, а также уменьшение людских жертв.
В настоящее время в городах России функционируют и доказали свою эффективность единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, оборудованные единым телефонным номером службы спасения «01». Этот номер становится основой всей системы реагирования на ЧС. Сегодня во многих городах и районах страны дело обстоит таким образом, что каждый гражданин, позвонив по «01», может получить квалифицированную помощь по широкому спектру проблем, связанных с происшествиями.
МЧС России проделало очень важную работу, результаты которой должны повысить уровень реагирования на пожары на всей территории России. В рамках проводимой в стране административной реформы задачи пожаротушения разделены сегодня между противопожарными службами субъектов Российской Федерации и Федеральной противопожарной службой. Последняя отвечает за тушение пожаров не на всей территории страны, а в закрытых административно-территориальных образованиях; на объектах, критически важных для национальной безопасности страны; других особо важных пожароопасных объектах; особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.
МЧС России вышло с предложением внести в закон поправки, позволяющие ФПС, входящей в министерство, осуществлять защиту от пожаров на территории всей страны и координировать все виды пожаротушения на территории субъектов РФ, т.е. установить единое управление этой деятельностью. Это может стать стратегическим шагом в обеспечении пожарной безопасности.
Сегодня ГПС - это мощная оперативная служба. Ее подразделения ежегодно совершают около двух миллионов выездов, в 2007 году ими было спасено на пожарах от гибели и травм на пожарах 942 человека, в том числе в УР –147 человек. В 2008 году подразделениями ГПС в Удмуртской Республике спасено 229 и эвакуировано 955 человек. В 2009 году было спасено 330 человек, а с начала 2010 года - уже 163 человека.
Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС)
Согласно статистике, в последние 20 лет на водных объектах Российской Федерации по разным причинам ежегодно погибает до 20 тысяч человек. В целях совершенствования деятельности по обеспечению безопасности людей на водных объектах в 1984 году в Российской Федерации была образована Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). В августе 2003 года в рамках совершенствования РСЧС она была передана в состав МЧС России.
ГИМС осуществляет:
регистрацию, учет, техническое освидетельствование маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок, пляжей, переправ и наплавных мостов;
аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;
контроль на водоемах за соблюдением правил пользования маломерными судами, охраны жизни людей на воде, пресечение выявленных нарушений и др.
Только за один указанный год осуществлено 57990 рейдов и патрулирований на водоемах, выявлено и пресечено более 63798 нарушений правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавсредствах и правил охраны жизни людей на воде.
В 2008 году зарегистрировано на 19 % меньше происшествий на водных объектах, чем в 2007 году (155 происшествий), количество пострадавших уменьшилось на 16 % (184 человека), погибших на 8,4 % (119 человек). За 2008 год на водных объектах спасено 69 человек.
В 2009 году произошло 128 происшествий на водных объектах, погибло 96 человек, спасено 73 человека. С начала 2010 года произошло 67 происшествий, погибло 52 человека, спасено 23 человека.
В настоящее время в рамках проводимой в стране административной реформы функции ГИМС в части осуществления поиска, спасания и охраны жизни людей на водных объектах переданы в ведение органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основное направлением деятельности ГИМС МЧС России - обеспечение эффективного функционирования подразделений инспекции по решению задач в области государственного и технического надзора на водных объектах Российской Федерации.
Заключение
Катастрофы и человек. Это противостояние длится всю историю человечества и в обозримом будущем устранить его не удастся. Однако такой пессимистический прогноз вовсе не означает, что надо сидеть и ждать, когда в очередной раз разыграется стихия, обрушив на нас всю свою мощь, что следует уповать лишь на счастливый случай, который пронесет мимо нас горькую чашу. Во многих государствах мира уже давно на такой лад не настраиваются, а принимают действенные меры к тому, чтобы если и не победить в указанном выше противостоянии, то хотя бы понести наименьшие потери. Созданы государственные системы реагирования на чрезвычайные ситуации, аварийно-спасательные подразделения для действий в условиях всевозможных катастроф, научные силы бьются над изысканием способов повышения достоверности прогнозов, быстрыми темпами развивается индустрия спасательной техники, в сознание населения все глубже внедряется идея о необходимости обязательного и систематического обучения правилам поведения и защиты своей жизни в экстремальной обстановке. Словом, делается очень многое. И Россия в этом плане далеко не на последнем месте. Можно сказать и иначе: в труднейших экономических условиях за короткий срок — последние 15 лет — она сумела сделать в вопросах борьбы с катастрофами столько, сколько иные страны за целые десятилетия, чем вызывает у них неподдельное восхищение. Она стала страной, на которую в этих вопросах равняются другие. Надеемся, что на основе изложенного материала вы можете сделать такой вывод и сами.
ГРАФИК
проведения занятий военнослужащими и сотрудниками Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике по темам: «Самое дорогое, что есть – жизнь!», «История развития МЧС России» и тренировок по экстренной эвакуации в случае пожаров, чрезвычайных ситуаций и террористических актов в образовательных учреждениях на территории города Ижевска с 1 по 10 сентября 2010 года
Устиновский район г. Ижевска
Школа № 93
Старший инженер отдела
НОПБ ОГД
Капитан вн.сл.
Демин О.А.
Школа № 73
Первый заместитель начальника Главного управления (по ГПС)
Полковник
вн. службы
Климохин Н.А.
Школа № 34
Зам. начальника ОИПСО
Капитан вн.сл.
Митрофанова В.В.
Школа № 21
Начальник службы РХБЗ отдела ИТМ, РХБ и МЗ
Подполковник
Гурчев Ю.Б.
Школа №16
Старший дознаватель ОАП и Д УГПН
Капитан
вн. службы
Чукавина М.С.
Школа № 49
Дознаватель ОАП и Д УГПН
Майор вн.сл.
Пушина О. А.
Школа № 50
Ст. специалист 1 разряда отдела ИТМ, РХБ и МЗ
Губкин С.Л.
Школа № 32
Начальник отдела В и Т
Подполковник вн.сл.
Зуев. В.В.
Школа № 53
Заместитель начальника управления по г. Сарапулу
Капитан
Поздеев А.Г.
Школа № 78
Заместитель начальника ОГПН
Майор
вн. службы
Королев А.В.
ОСОШ № 7
Заместитель начальника отдела медицинского обеспечения и охраны труда
Лейтенант
вн. службы
Ситдиков Т.Р.
Школа № 81
Ст. инспектор отдела ГПН
Капитан
вн. службы
Маркина О.А.
Школа № 77
Ст. инженер ОГПН
Капитан
вн. службы
Кочуров М.Ю.
Школа № 92
Начальник отдела ГПН
Подполковник
вн. службы
Герасимов Ю.А.
Школа № 101
Инспектор ОГПН
Лейтенант
вн. службы
Соколов А.В.
Школа № 71
Старший инспектор ОГПН Сарапульского района
Лейтенант
вн. службы
Князев А.А.
ХЭЛ № 98
Заместитель начальника отдела ГО и ПЧС
Майор
Фролов А.Ю.
Школа № 7
Начальник отделения отдела ОКЖН, ПРС и НАСФ
Майор
вн. службы
Худяков И.В.
Школа № 76
Инспектор ОГПН
Лейтенант внутренней службы
Соколов А. В.
Школа № 94
Заместитель начальника ОГПН
Майор внутренней службы
Королёв А. В.
Лицей № 41
Старший инспектор ОГПН
Капитан вн. службы
Маркина О. А.
Школа № 54
Старший инженер ОГПН
Капитан внутренней службы
Кочуров М. Ю.
Начальник отдела образования В.Ф. Лушникова М.А. Разживин 30-61-98