Учитель приветствует класс, раздает небольшие карточки с пожеланиями, предлагает просмотреть видеоролик
Ученики здороваются, просматри-вают видеоролик, выдвигают свои названия темы классного часа
5 мин.
2
Беседа по определениям:
Презентация (слайды 3,4)
Учитель разбирает с учениками определения «профессия, специаль-ность, квалифика-ция, должность» на конкретных примерах
Ученики выдвигают свои предположе-ния, дают свои примеры
5 мин.
3
Групповая работа
Презентация (слайд 5,6)
Учитель предлагает ученикам сесть по группам, заранее раздав листочки с пожеланиями; в группах предлагает записать «самые нужные профессии», «самые модные профессии», «самые отважные профессии
Ученики в соответствии с цветом карточки рассаживаются по группам, заполняют листочки.
5 мин.
4
Беседа
Презентация (слайд 7)
Учитель объясняет формулу профессии
Учащиеся прослушивают информацию учителя, разбирают просмотрен-ный видеоролик
5
5
Блиц-опрос по профессиям
Презентация (слайды 8-17)
Учитель проводит блиц-опрос
Ученики в группах быстро отвечают на вопросы
3 мин
6
Рефлексия.
Презентация (слайд 18)
Учитель предлагает дописать каждому ученику предложение «Выбирая профессию..»,
оформить стенгазету
Ученики дописывают предложение, оформляют на едином листочке,
Доделывают стенгазету
7 мин.
Ход мероприятия:
Добрый день. Ребята, наш классный час хочу начать с небольшого вам пожелания на листочках, а затем я покажу вам фрагмент ералаша, после которого, я уверена, вы сами скажете тему нашей встречи (слайд 1,2)
Ребята, вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Придет тот момент, когда не школа, не учителя, не родители, а вы сами должны будете определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.Мир профессий разнообразен, поэтому очень сложно школьникам правильно выбрать самую лучшую и самую востребованную профессию, чтобы она стала любимым делом всей вашей жизни.
Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На слайде (слайд3) написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. (слайд 4) Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
В начале нашего классного часа я вам всем раздала небольшие карточки с пожеланиями. Теперь я попрошу вас сесть по группам в соответствии с цветом карточки, на котором написано пожелание и, поработав в группах, записать:
Профессии, которые нужны всегда
Самые модные профессии
Самые отважные профессии.
(слайд 5)
Однако, очень многие подростки да и взрослые делают ошибки. Я вам предлагаю подумать и записать причины, почему так много людей ошибается в своем выборе. А листки с вашими ответами мы приклеим на нашу стенгазету с названием «Выбор профессии», которая будет висеть в вашем классе.
(Слайд 6)
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...). Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Что же еще необходимо сделать для правильного выбора профессии? Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. (слайд 7)
Хочу +могу +надо = осознанный выбор профессии
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Ребята, в начале нашей беседы мы просмотрели небольшой ролик, как его герои выбирали свою профессию. Скажите, а какие же ошибки совершили они, что они не учли?
(ученики дают свои ответы).
Теперь давайте проверим, на сколько хорошо вы знаете о профессиях. По количеству правильных ответов мы определим победителя.
Блиц-опрос по профессиям. (слайды 8-17)
Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
А) Агния Барто б)Сергей Михалков с) ДжанниРодари
2. Где работает брокер?
А) в банке б) на бирже с) на ипподроме
3. За чем мужчина обращается к флористу?
А) за табаком б) за цветами в) за морепродуктами
4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
А) кузнецы б) цирюльники в) алхимики
5. Где работает крупье?
А) в казино б) на конюшне в) на мельнице
6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
А) культиватор б) культуролог в) культурист
7. С представителями какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
А) трубочист б) шахтер в) нефтяник
8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
А) физиотерапевт б) гипнотизер в) анестезиолог
9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?
Теперь наша беседа подходит к концу, я хочу попросить вас закончить предложение «Выбирая профессию….», которое написано на листочке. Ваши ответы тоже будут в нашей газете.
А классный час я хотела бы закончить словами древнеримского философа Сенеки: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Народная мудрость гласит: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибиться». Ошибайтесь, но не теряйтесь, пусть ваши ошибки всегда приносят вам положительный опыт!
Форма плана-конспекта классного часа
«Выбирая профессию…»
1
ФИО (полностью)
Силукова Наталья Анасовна
2
Место работы
МБОУ «Большесосновская СОШ»
3
Должность
Учитель
4
Класс
8-9
6
Тема классного часа
«Выбирая профессию…»
8
Цель классного часа
формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту.
9
Задачи
1. Показать видеоролик с целью выдвижения учениками темы занятия
2. Познакомить с понятиями «профессия, должность, специальность, квалификация»
3. Разобрать в группах «самые нужные, самые модные, самые отважные профессии» и выявить ошибки при выборе профессии.
4. Познакомить с формулой «хочу-могу-надо»
5. Обсудить просмотренный видеоролик
6. Оформить стенгазету «Выбор профессии»
10
Тип урока
Урок ознакомления учащихся с выбором профессии
11
Формы работы учащихся
беседа, просмотр видеоролика, групповая работа, блиц-опрос