kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему «Экология и культура- будущее России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного классного часа - воспитание  культуры поведения человека в окружающей среде. Чтобы наши экологические знания и умения пошли на пользу природе, мы должны осознать и прочно усвоить, что экология и культура поведения тесно  взаимосвязаны. Без нашего культурного отношения к природе у нее и у нас нет будущего.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Экология и культура- будущее России»»

15
















Классный час

на тему


«Экология и культура-

будущее России»








Жеравкова Е.В.









































Цель:

- продолжить воспитание культуры поведения в окружающей среде.


Задачи:

1. Познакомить детей с наукой экологией.

2.Расширить представление детей об экологических законах.

2. Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы.

3. Пополнить знания детей о природе.

4. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.


Оформление:

а) на доске – эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко


б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.


Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель:

- Ребята, наш классный час посвящен … А чему он посвящен, отгадайте сами.

- Разгадайте ребус

Э колбаса”” ‘рог (крик ослика)

- Что у вас получилось? (Экология) Что это за термин?


- Экология – наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой (Э.Геккель)


- С понятием экология тесно связано понятие охрана природы. Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. (Например: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)


- А что такое культура?


- Культура - совокупность всех видов творческой деятельности на базе позитивных ценностей. Связаны ли понятия экология и культура? Каким образом?


- Тема нашего классного часа - «Экология и культура - будущее России»


- Познакомимся с эпиграфом (Евтушенко)


2. Беседа «Нужны ли комары?»

Кл. руководитель:

- Существует 4 закона экологии, из которых мы можем и должны вынести несколько уроков экологической культуры. Один из них. Один знакомый рыбак и старый эвен – житель колымской тайги ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.


3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель:

- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.


Кл. руководитель:

- Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.


4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель:

- Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.


Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.


Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.


Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.


Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.


- Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.


5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Кл. руководитель:

- Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего района и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. С фермы сброшены в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.


Кл. руководитель:

- Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это жители сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон люди нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов, фермы. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.


Кл. руководитель: Когда-то в одном дачном поселке было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.


Кл. руководитель.

- Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.


6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Кл. руководитель:

- Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям, какие уроки она бы им преподнесла?


Давайте нарисуем обращения от имени природы.

Включается музыка, в течение 10 минут дети рисуют экологические знаки.


- Спасибо, надеюсь, что ваши призывы будут услышаны.


7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Кл. руководитель:

- Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.


Кл. руководитель:

-Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.


Кл. руководитель:

-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять эти качества своего характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.


8. Экологические ребусы и загадки


1. Что так в небе ярко светит?

Свет пускает мне в оконце.

Отвечайте дружно дети,

Это светит ярко ……….. (солнце).


2. Это что за красота,

На полянке у ручья?

Распустился очень нежный,

Беленький цветок , …………….. (подснежник).


3. Спит зимой, весну он ждет.

Очень любит сладкий мёд.

Нравится ему реветь.

Этот зверь лесной, …………… (медведь ).


4. Зиму в шубке белой был,

А весной её сменил,

Стал он серый попрыгайка,

Маленький трусишка ………. (зайка).


5.Они украшают луга и леса

И это не только природы краса –

В них пчёлы находят целительный дар

И бабочки пьют их них сладкий нектар.

(Цветы)


6.Они – лесные санитары.

Так прозвали люди их недаром.

Чтобы лес был красив и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Они на страже день и ночь

Гонят разных короедов прочь!

(Муравьи)


7.Без взрослых с ним развлекаться опасно,

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой

И он обернётся серьёзной бедой.

(Костер)


8.В небе кружатся,

На землю ложатся,

Белые, резные,

Холодные такие

Звёздочки-пушинки

Что это?... снежинки


9.Солнце светит — молчит,

Дождь припустит — гремит:

Бом, бом, бом, бом!

Это грохочет...

Гром


10.Только солнце спать ложится,

Мне а месте не сидится.

Я на небо выхожу,

С высока на мир гляжу.

Луна


11.Игривый, шаловливый,

Болтливый, говорливый.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

Ручей


12.Не колючий, светло-синий

По кустам развешан ... Иней


Сверкает, моргает,

Кривые стрелы пускает.

Молния


13.Бьёт источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан,

Фонтан вам тот известен.

Гейзер


14.Бежит без ног, не зная горя,

И добирается до моря.

Река


15.Белая кошка лезет в окошко.

Свет


16.Раскалённая стрела дуб свалила у села.

Молния


17.Если станет, до неба достанет.

Радуга


18.Зимнее стекло

Весной потекло.

Лёд


19.Надоел жуку гамак,

Да не вырваться никак.

Паутина


20.Из серых кораблей капает,

А цветы моются.

Дождь


21.Носится, свищет.

Мечется, рыщет.

Где пробежит —

Листик дрожит.

Где пронесётся —

Дерево гнётся.

Ветер


22.Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг.

Зима


23.И увидеть рады,

И отводим взгляды.

Солнце


24.Думал, что мел,

Потому что бел,

А в руки взял,

Он водою стал.

Снег


25.Из-за облачных высот,

Глядя на долину,

Вышел Семицветный кот,

Мягко выгнув спину.

Радуга


26.Художник-невидимка

По городу идёт:

Всем щёки нарумянит,

Всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Мороз

9. Подведение итогов (рефлексия).

Кл. руководитель:

- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час на тему «Экология и культура- будущее России»

Автор: Жеравкова Елена Викторовна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Воспитательский час на тему: "Влияние окружающей среды на здоровье" "
    ["seo_title"] => string(77) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-vliianiie-okruzhaiushchiei-sriedy-na-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "206527"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430208254"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства