Классный час в 9 классе «Дом, который построим МЫ или Мои жизненные ценности».
Классный час в 9 классе «Дом, который построим МЫ или Мои жизненные ценности».
Классный час предназначен для старшеклассников и проводился на основе сложившихся в классе межличностных отношений, а также полученных ранее знаний по нравственному воспитанию. Виды деятельности учащихся на мероприятии: познавательная, ценностно–ориентированная, эстетическая, дискуссионная.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, соответствующих теме.
Классный час включает несколько этапов, рационально использовалось время между ними.
Проведение такого классного часа имеет важное значение в общем курсе подготовки ребят к взрослой, самостоятельной жизни. Это поможет им ориентироваться в ценностях, делать правильный выбор, поспособствует укреплению межличностных отношений, создании собственной семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час в 9 классе «Дом, который построим МЫ или Мои жизненные ценности».»
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Головинщинская школа-интернат для обучающихся
по адаптированным образовательным программам»
Классный час в 9 классе
«Дом, который построим МЫ или Мои жизненные ценности».
Классный руководитель: Губарева О.А.
2011 г.
Цели: помочь учащимся осознать роль ценностных ориентаций в жизни каждого человека, способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации, способствовать формированию умения открыто выражать свое отношение к одноклассникам; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений, делать выбор.
Ход классного часа:
I.Дом, который построим МЫ.
Классный руководитель:
а)У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, какой он есть место, где всегда тепло и уютно, куда всегда можно вернуться и приклонить голову.
Все эти годы мы старались создать из нашего классного коллектива крепкую дружную семью, чтобы каждому из вас в ней было хорошо и уютно. Все вместе мы принимали участие в строительстве нашего дома, нашей классной семьи, учились строить семейные отношения. Мы, взрослые, всегда были рядом с вами и старались помочь, поддержать и выбраться из трудных ситуаций.
Сегодня мы попробуем создать модель своего собственного дома, дома мечты, где все будут жить в мире и согласии, любви и доверии. Но для этого потребуется особый строительный материал - наши жизненные ценности, то есть то, что мы вкладывали в вас, чтобы получить результат строительства крепкой, дружной семьи. Это будут кирпичики нашего будущего дома. Вместе, дружно, сообща, кирпичик за кирпичиком мы создадим дом, о котором мечтаем.
б)Что же такое ценности?
Классный руководитель: Ник Оуэн подчеркивал: «Ценности - это вещи, которые указывают нам направление в нашей жизни».
Что для вас является наиболее ценным? (ответы детей)
Каким ценностям мы отдавали предпочтение при строительстве нашей классной семьи? Подойдите и выберите те кирпичики, которые вы считаете наиболее важными.
С чего начинается строительство дома? Конечно с фундамента.
А как вы понимаете это слово «семья»? (ответы детей)
Семья- это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди наша семья, самые близкие и дорогие, наша опора на всю жизнь.
(Семья, здоровье, спорт, трудолюбие, милосердие, дружба, верность, преданность, любовь и т. д.)- все это духовные ценности.
(Деньги, автомобиль, драгоценности и т. д.) - это материальные ценности. Главное, чтобы было стремление к лучшей жизни, тогда все будет.
Создаётся кластер: «Мои жизненные ценности»
в)Какой идти дорогой?
Классный руководитель: Каждый день я с тревогой думаю о том, что через каких-нибудь 4-5 месяцев вам придется покинуть стены нашей любимой школы и выходить в большую взрослую жизнь. Но самое страшное, что никого из нас не будет рядом и вам придется самостоятельно принимать решения, делать выбор. Это как в сказке: «Вышел Иванушка в чисто поле, перед ним камень: На право пойдешь - битым будешь, на лево - себя погубишь, прямо пойдешь - счастье найдешь. Так и каждый из вас выберет свою дорогу. Вот здесь вам и пригодятся знания о ценностях.
Исполнение песни «Дорога добра»
Классный руководитель: Ребята, я хочу вам дать такой совет - держитесь по жизни хороших людей, тянитесь к светлым, добрым людям, старайтесь с ними подружиться, они обязательно вам помогут.
г)Ты выбираешь сам!
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Каждый сам для себя выбирает круг ценностей, к которым он будет стремиться. Кто-то посвящает себя спорту, кто-то ищет престижную работу, кто-то довольствуется малым - бутылка водки и вот оно, его счастье, кто-то стремиться добиться лучшей жизни и добьётся, потому что у него есть стремление. Примеры из жизни (Александр Х., Владимир С., Сергей Я. – бывшие ученики нашей школы, добившиеся в жизни успеха; Ж.Де Портье - известный актер из многодетной малообеспеченной семьи, но сумел выйти «в люди» и с огромным уважением относящийся к своей семье).
Говорят, человек сам строит свою судьбу, лепит свое счастье. Но часто можно услышать такие слова, особенно из уст алкоголиков: «Я пью (курю), потому что у меня такая жизнь, такая моя судьба!». Но я считаю, что так говорят только слабые люди, которые не хотят ничего делать сами, поэтому ищут виноватых в своей никчемной жизни. Вспомните сказку Льва Толстого о двух лягушках, которые попали в кувшин с молоком, одна предпочла утонуть, а другая продолжала барахтаться, пока не почувствовала под ногами твердую основу. Я очень хочу, ребята, чтобы эту сказку вы взяли себе за основу своей жизни, и если вы не будете бороться, стремиться, барахтаться изо всех сил, искать выход, вам просто не выплыть.
Пожалуйста, сделайте правильный выбор! Главное - иметь в жизни цель. От цели зависит жизненный успех. Но цель мало поставить, нужно все делать для ее осуществления.
Сейчас я предлагаю вам спеть одну незатейливую песню, в которую заложен огромный смысл жизни, а уж нужен он вам или нет - решать вам.
Исполнение песни«Если у вас нету тети»
д) Классный руководитель: А. Френкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать». И действительно, мы начинаем ценить только тогда, когда что-то теряем. Мы, правда, очень много пережили с вами за эти пять лет. Было и горе, и общие радости, и общие болезни. Помните, как в 6 классе мы все заболели ветрянкой и дружно ревели всем классом?
II. Классный руководитель: Сегодня мне бы хотелось поговорить о дружбе. Как вы думаете, что помогло сделать наш класс дружным? (Ответы детей: общие дела, общие печали и радости, подготовка к семейным праздникам и т. д.)
Классный руководитель: 1.Зачем человеку друзья? (ответы детей: для общения, поддержки и т.д.)
Дружба - это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи кто твойдруг, и я скажу, кто ты».
б)Разбор ситуаций в группах, дискуссия.
Ситуация 1. Два студента готовятся к экзаменам. У одного из них, Александра, лекции в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Вывод. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
Ситуация 2.
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло.
А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения6
1.Что случилось с Мишей?
2.Почему он повел себя так?
3 Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
в) Моделирование ситуаций по заданным темам
Первая тема: «Друг познается в радости».
Вторая тема: «Друг познается в беде».
(Каждая группа рассказывает ситуацию, остальные предполагают выходы, анализируют.)
Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне радоваться успеху друга.
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
Испытание радостью
Радость в дом пришла.
Поздравляют друзья.
Лишь один,
Наблюдает за радостью искоса.
Ну, а если б
Несчастье со мной стряслось,
Если б в душу
Недуги вонзились, как лезвия,
К моему изголовью
Склонился б, небось,
сокрушаясь и соболезнуя.
Часто дружба,
К своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком – то градусе.
Кто сказал:
Человек познается в беде?
Человек раскрывается в радости!
(Л. Вышеславский)
Вывод.Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
III. Ритуал прощения. Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы попросили друг у друга прощения, ведь были и такие ситуации, когда мы обижали друг друга. (Звучит песня И.Крутого «Мой друг», дети просят прощения друг у друга и пожимают руки.
Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы.
И хочется верить, что после этой беседы вы научитесь строить отношения с людьми, ценить дружбу.
Исполнение«Песни о друге» (Н.Расторгуева и гр. «Любе»)
IV. Создание модели СЕМЬИ
Классный руководитель: вот и подходит к концу наш последний открытый классный час. Вы становитесь взрослее и придет время, когда вы создадите свою собственную семью. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Я предлагаю вам на основе нашей классной семьи создать модель вашей будущей собственной семьи.
1 ученик:
Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень – очень важных.
2 ученик:
Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.
3 ученик:
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
4 ученик:
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5 ученик:
Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
6 ученик:
А пятое – ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7 ученик:
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8 ученик:
И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива, где полностью.
При чтении стихотворения создаётся кластер:
СЧАСТЬЕ УЮТ ЛЮБОВЬ ДЕТИ ЗАБОТА
ЧИСТОТА СЕМЬЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ДОМ ТЕРПЕНИЕ УВАЖЕНЬЕ
Классный руководитель: При соблюдении всех этих правил, семья будет крепкая. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным.
V.Ритуал пожеланий.
Классный руководитель: Дорогие мои ребята! Я бы очень хотела, чтобы накануне новогодних праздников вы загадали свое заветное желание на жизнь, чтобы у вас все получилось и сложилось. Я вас очень люблю, берегите себя!
Нам всем желаю здравствовать и жить, Быть разными, любить и ненавидеть, Иметь друзей - и дружбой дорожить, Огнем гореть - но пепла не увидеть.
Давайте будем радоваться дням, За то, что есть мы и нужны друг-другу, Дай Бог не потеряться нам: Всё - странности Судьбы, её мы знаем руку.
Чудесному мгновенью - не уйти, Прекрасному - не дать остановиться, Не потерять, а много раз найти, И много раз простить, а не проститься.
Дай Бог, чтоб ВЕРА счастье берегла, НАДЕЖДА - сил дарила и спасала, Все то, что каждому ЛЮБОВЬ дала, И всех, кто дорог нам, а их немало.
Исполнение песни Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»
САМОАНАЛИЗ КЛАССНОГО ЧАСА.
09.12.11 г. 9 класс, 12 учащихся в классе.
Губарева О.А., классный час.
Тема: «Дом, который построим МЫ или МОИ жизненные ценности».
Цели: помочь учащимся осознать роль ценностных ориентаций в жизни каждого человека, способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации, способствовать формированию умения открыто выражать свое отношение к одноклассникам; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений, делать выбор.
Задачи:
Совершенствовать нравственные качества личности; формирование ориентации в социальной и культурной жизни общества (т.е. формирование убеждений, мировоззрений, системы социальных установок).
Способствовать формированию дружного коллектива на основе сложившихся семейных отношений в группе; формированию межличностных отношений, т.е. воспитанию уважения друг к другу, терпимости, добрых, человеческих взаимоотношений, отзывчивости и взаимопонимания.
Классный час предназначен для старшеклассников и проводился на основе сложившихся в классе межличностных отношений, а также полученных ранее знаний по нравственному воспитанию. Виды деятельности учащихся на мероприятии: познавательная, ценностно–ориентированная, эстетическая, дискуссионная.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, соответствующих теме.
Классный час включал несколько этапов, рационально использовалось время между ними.
Введение в тему (Что такое дом- это крепкая дружная семья, здесь это наш дружный классный коллектив, наша семья, которую мы пытались строить все эти годы. Пришло время подвести итоги, получилось ли у нас?).
1.Ценности. Семья строится на основе ценностей (дети сами определяли каких именно, полагаясь на приобретенный опыт). Определили, какие ценности относятся к материальным, какие к духовным.
Какой идти дорогой. Нацелить ребят на то, что совсем скоро им придется самим выбирать для себя дорогу (добра или зла), пора задуматься о том, какое место в этой жизни ты себе отведешь. ТЫ выбираешь САМ! (Человек выбирает круг ценностей, к которым стремиться; примеры из жизни наших выпускников, известного актера, сказка о двух лягушках). Жизнь- тяжелая штука, это борьба, чтобы выжить, в ней надо барахтаться, держаться на плаву. Главное - поставить в жизни цель и все делать для ее осуществления.
2.Поговорим о ДРУЖБЕ, как о результате нашего строительства – т.е. дружный коллектив как продукт. Получилось ли у нас? (мнение детей). Что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, что мешает дружбе, только ли в беде познаются друзья.
3.Ритуал прощения
4. Дом моей мечты (строим модель своей собственной семьи на основе классной семьи)
5. Ритуал пожелания, напутствие на будущую взрослую жизнь.
Каждый этап подкреплялся стихами, песнями, высказываниями известных людей.
Занятие проходило в чистом, хорошо проветренном помещении. Дисциплина в норме. Обстановка была благоприятной, чувствовался интерес к излагаемому учителем материалу. Цель -достучаться до сердца каждого ребенка, проникнуть в его сознание, душу, заставить задуматься- была достигнута, об этом свидетельствуют отзывы самих ребят.
Деятельность учителя;
доступность изложения материала;
опора на примеры из жизни, хорошо знакомые детям;
эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
С детьми налажены доверительные, близкие отношения.
степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
Проведение такого классного часа имеет важное значение в общем курсе подготовки ребят к взрослой, самостоятельной жизни. Это поможет им ориентироваться в ценностях, делать правильный выбор, поспособствует укреплению межличностных отношений, создании собственной семьи. Остается надеется, что все это не уйдет бесследно.