Цель: осознать роль общения в жизни каждого человека и наладить, формировать толерантные отношения друг к другу.
Задачи: - выяснить содержание понятия «общение»;
- показать различные уровни взаимодействия людей в обществе;
- рассмотреть основные правила и принципы общения людей между собой;
- развивать у учащихся навыки совместной работы в группе, навыки общения и взаимопонимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Радости и сложности общения" »
КЛАССНЫЙ ЧАС:
ФИО: Морозова Елена Анатольевна
Место работы: МБОУ Верхнеобливская ООШ
Тацинский район Ростовская область
классный руководитель
Классный час «Радости и сложности общения» 6 класс
Цель: осознать роль общения в жизни каждого человека и наладить, формировать толерантные отношения друг к другу.
Задачи: - выяснить содержание понятия «общение»;
показать различные уровни взаимодействия людей в обществе;
рассмотреть основные правила и принципы общения людей между собой;
развивать у учащихся навыки совместной работы в группе, навыки общения и взаимопонимания.
План проведения
Что такое общение.
Формальное и неформальное общение.
Роль общения в жизни людей.
Общение и взаимопонимание.
Ход классного часа:
Вступительное слово :
Не печалься о том. что люди не знают тебя,
а печалься о том, что ты не знаешь людей
Конфуций
- Легко ли общаться с людьми?
Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы повеления, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.
-Где в какой форме, ситуации можно научиться общению?
Становление человека возможно только в обществе. Общество людей за тысячелетия своего существования, с одной стороны, выработаю необходимые правила поведение и законы, которые нужно знать и соблюдать. А с другой стороны, поставило людей перед необходимостью постоянного взаимодействия друг с другом. И если реальную гору ты можешь обойти, то обойтись бет умения жить в согласии с другими людьми просто невозможно, если хочешь прожить нормальную, полноценную, счастливую жизнь. Но что это значит - полноценная, счастливая жизнь?
Это не значит, что жизнь вне общества невозможна, но главное, что любому человеку небезразлично то место, которое он занимает среди людей, и то отношение, которое выражают к нему другие. Да, человеку нужно есть, пить, дышать, но ему также необходимо, чтобы его любили, пусть это будет хотя бы один человек.
А проявляется это только (в каком процессе?) в общении, значит, общение является не только потребностью, но и ценностью.
Человек должен уметь общаться е людьми.
Общаться с людьми, которые ему нравятся? Да, есть определенный «крут общения» у каждого человека - круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть и к счастью вся жизнь человека, вернее, большая ее часть складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Почему? В чем состоит сложность? В том, что нет одинаковых людей. Мне очень легко было бы общаться с человеком, внутренне похожим на меня, но...
Почему люди такие разные?
У них разные темпераменты.
Они выполняют разные социальные роли.
У них разный характер.
Все ли школьники одинаково ведут себя на у роках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться... А есть и другие - стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными... Почему они такие разные? Эти свойства врожденные или приобретенные? Дело в том, что все люди рождаются с определенным набором особенностей, которые делятся на четыре большие группы и имеют свои названия.
Как называются определенные врожденные индивидуальные особенности человека, определяющие- активность и эмоциональность поведения человека? (Темперамент).
У человека может быть смесь всех четырех типов, но в обязательном порядке какой-то все равно будет выделяться.
Темперамент объясняет многое о поведении человека, но далеко не все.
Как вы думаете, шалун-непоседа (холерик) всегда будет вести себя одинаково? В каких ситуациях он постарается умерить свой темперамент?
Да и робкий, застенчивый меланхолик перед любящей бабушкой тоже может совершенно преобразиться, и не один раз на протяжении дня... И здесь мы подходим к причине, которая тоже объяснит, почему люди такие разные. И отличаются они не только друг от друга, но и от самих себя и школе, дома, на улице, в спортзале каждый ведет себя по-разному. Иными словами, не осознавая этого, играет определенные роли. Еще Шекспир написал:
Весь мир - театр, в нем женщины, мужчины -
Все актеры. У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий и пьесе той. Сперва младенец.
Ревущий горько на руках у мамки …
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой ползущий в школу...»
Роли сменяют друг друга на протяжении всей человеческой житии. Называют их социальными ролями – это программа действий человека в определенных ситуациях, выработанная обществом.
Давайте подумаем: какие роли может выполнять любой из вас в течение дня? Итак, ученик, сын, внук, друг, футболист, пианист, на улице просто мальчик (девочка). Родители-дом работа .... Роли, исполняемые нами, могут быть пожизненными, временными, постоянными. желательными, отвергаемыми. И мнение о каждом из нас складывается в зависимости от того, как мы играем свои роли ( шумный» вид на уроке, послушание дома – доставить маме радость и т.д.).
Давайте вспомним еще об одном, пожалуй, самом важном отличии, которое человек не получает при рождении, а ежедневным кропотливым трудом, преодолевая массу препятствий и прилагая титанические усилия, кирпичик за кирпичиком возводит то, что в дальнейшем очень сильно влияет на его судьбу. Это характер.
От самого человека зависит, сумеет ли он поставить, себе на службу свой темперамент, чтобы отвечать за свои поступки. Каждый должен знать свои сильные и слабые стороны. Зачем?Чтобы добиться успехов в жизни.
Древние греки говорили: «Познай себя и ты завоюешь мир». Большой простор для работы над собой дает человеку его социальная роль. Каждый благодаря своему уму, характеру, силе воли может написать собственный сценарий жизни и добиться его воплощения. Человек без характера, без «стержня» жалок, он подвержен всяким влияниям и может потерять себя. Гораздо важнее правильно распорядиться собой, своими способностями. Поставить четкую цель и неустанно добиваться ее осуществления. И все получится!
Какая черта характера является фундаментом, основой общения? Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь?
Доброта - качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.
- Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным)
-Какой человек может быть добрым?
Тот, кто внимателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других (что труднее?). Добрый человек всегда учитывает интересы других людей. «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя - живи для других» (Сенека, рим. философ).
Как это понять? (Бумеранг.)
Постоянное творение добра ноша тяжелая. Она не каждому под силу. Л.Н. Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие». Как это понять? Ничто не стоит на месте я природе. Остановка - деградация, а не оставание в прежнем каком-то качестве. Так и человек. Чтобы оставаться им необходима постоянная работа над собой.
Доброта. Это качество приобретенное или врожденное? Доброе отношение к людям исходит от внутреннею чувства, которое воспитывается постепенно.
Без усилий в учебе можно добиться каких-то результатов?
Так и в человеческих отношениях. Если я сам не стараюсь сделать свои отношения с окружающими меня людьми доброжелательными, то соответственно ни о каком ответном добром отношении речи быть и не может. Очень емко о добром человеке сказал В. Ключевский: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
Формула человеческого общения: Доброта = Терпение + уважение
Практическая часть:
1.Класс делится на 3 группы.
Задание № 1. В течение 5 минут вы должны объяснить полученное понятие без слов, при помощи жестов, немых сценок. Пока одна группа это делает, другие пытаются догадаться о чем идет речь и записать это слово на листе.( понятия : дружба, патриот, мама, Родина, школа).
Вопрос к классу: Ребята, какой вы сделаете вывод о работе по первому зданию?
Итог ясен: общение очень важно в понимании жизни людей, речь играет значительную роль в жизни человека, облегчая его общение с другими людьми.
2.Задание №2.
На доске пишется слово «общение» и классу предлагается заполнить таблицу. Работа выполняется по группам.
Где человек общается?
С кем человек общается?
Что помогает общению?
Что мешает общению?
Какие отношения возникают при общении?
В школе
С друзьями
Знание языка
Агрессивность
Дружеские
На улице
С родителями
Желание общаться
Зависть
Товарищеские
В театре
С прохожими
Понимание друг друга
Разные интересы
Родственные
В транспорте
С одноклассниками
Дружелюбие
Неуважение
Деловые
На дискотеке
С учителями
Доброжелательность
Бескультурье
Игровые
Подведение итогов работы:
1. По каким принципам выбираются партнеры для общения?
2..Кого называют общительным человеком?
3.Какие качества характера нужны для общения?
4.Зачем люди общаются между собой?
5.Является ли ссора общением?
6.Что можно посоветовать человеку, с которым не хотят общаться?
Вывод: Общение – это установление контактов между людьми из-за потребности в совместной деятельности : обмен информацией и т.д.
Обычно существует деление на формальное и неформальное общение, официальное и неофициальное.
Задание №3. Приведите примеры из школьной жизни формального и неформального общения.
Существуют и другие виды общения: деловое и личное; детское и подростковое; юношеское и взрослое; заинтересованное и безразличное; постоянное и эпизодическое; вежливое и грубое; серьезное и веселое.
4. Задание № 4. Четыре группы получают тексты с вопросами, а пятая группа получает задание проанализировать как шло общение при обсуждении текстов в группах.
Вопросы классу:
Что такое взаимопонимание?
Всегда ли твои школьные товарищи тебя понимают?
Есть ли взаимопонимание между учащимися и учителями?
Что надо сделать, чтобы в семейном общении было полное взаимопонимание?
Как строятся отношения между детьми и родителями?
Почему взрослые не всегда понимают детей?
А понимают ли дети взрослых?
5. Задание № 5.
Составьте словесный портрет человека, с которым бы вам легко было общаться.
6. Давайте попробуем составить правила общения:
говорите о том, что интересно вашему собеседнику;
наше отношение к людям, внутреннее и внешнее, определяет и их отношение к нам;
избегайте приказных интонаций в голосе при общении с другими людьми;
не перебивайте собеседника;
не будьте занудой, очень важно как вы говорите;
неприлично разговаривать слишком громко и размахивать руками.
7. Заключительное слово:
Итак, вы узнали, что нелегкое это дело – общение.
От того, насколько мы будем правильно использовать общение, зависит очень многое: будут ли восприняты другими наши мнения, взгляды, решения, будут ли удачными наши дела, установится ли взаимопонимание, насколько сплоченным будет наш коллектив, в котором мы находимся. В последнее время все чаще говорят об интернет-общении.
Но хочется верить в то, что люди поймут – ни одна машина не сможет заменить живого человека.