kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час- одна из основных форм внеклассной воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час . Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Обратимся к высказываниям известных учёных:

“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)

“Классный час. В нашем понимании  -  это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

 

    Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час- одна из основных форм внеклассной воспитательной работы »

Что такое Классный час   

   Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час . Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Обратимся к высказываниям известных учёных:

Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)

Классный час. В нашем понимании  -  это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру ».

(Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич)

 

    Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

                                 Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

                                 Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

                                 Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

                                 Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

                                 Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

 

      Классный час может проводиться в различныхформах :

 - беседа (этическая, нравственная);

 - диспуты;

 - встречи с интересными людьми;

 - викторины по различным областям знаний;

 - дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть   

   дискуссии по заданной теме);

- КВНы;

- интерактивные игры;

- тренинги;

- конференции;

- экскурсии;

- собрание;

- час общения;

- устный журнал;

- телевизионная игра.

 

Основные компоненты классного часа

Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектирование и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

 

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

                                 составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

                                 уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

                                 выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

                                 индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

                                 составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

                                 проведение классного часа;

                                 анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.

Необходимо отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а также целей и задач, которые определил классный руководитель.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, помнить об их нравственных представлениях, интересах и т.д.

Советы по организации классного часа:

Содержание классных часов следует так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час- одна из основных форм внеклассной воспитательной работы

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Традиционный и нетрадиционный классный час. Технология подготовки и проведения классного часа"
    ["seo_title"] => string(80) "traditsionnyi_i_nietraditsionnyi_klassnyi_chas_tiekhnologhiia_podghotovki_i_prov"
    ["file_id"] => string(6) "471303"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527511446"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Технология подготовки и проведения классного часа"
    ["seo_title"] => string(54) "tiekhnologhiiapodghotovkiiproviedieniiaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "302928"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457350584"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Доклад на педагогический совет из опыта работы классного руководителя"
    ["seo_title"] => string(78) "doklad_na_piedaghoghichieskii_soviet_iz_opyta_raboty_klassnogho_rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "353403"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477826514"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа воспитательной работы классного руководителя 6 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-vospitatiel-noi-raboty-klassnogho-rukovoditielia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "242473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445458561"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "План воспитательной работы в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(39) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "149800"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420305572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства