• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
•формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также
признавать свою неправоту в случае ошибки;
Ведущий: Мне нужен друг, такой, чтоб всё с ним вместе,
Такой, чтоб нас с ним не разлить водой
Мне нужен друг, как сердцу нужна песня,
Как небу звёзды в тишине ночной.
Мне нужен друг, не потому что скучно
И не затем, чтобы ходить в кино
Призванье друга в 1000 раз лучше,
Но жаль его не всем понять дано
В глаза один всю правду тебе скажет,
Один тебя поймет и всё простит
Мы выбираем друга лишь однажды
Мне нужен друг, как сердцу нужен стих.
// Исполняется песня В. Высоцкого Если друг оказался вдруг под аккомпанемент Гитары //
Ведущий: Горы... Мы расскажем вам о горах, о дружбе, о доброте. Мы поведаем вам легенду, рождённую в горах.
Ведущий: Горы притягивают к себе с неизъяснимой силой. Это как ностальгия. Мы возвращаемся с покорённых вершин, оставляя там своё сердце. Это как болезнь. Раз уйдя в горы мы возвращаемся туда снова и снова. Горы учат быть другом, братом, и ещё, горы не прощают предательства.
// Исполняется песня В. Высоцкого Предательство под аккомпанемент Гитары //
Ведущий: Они всё время ходили в одной связке. В этот раз как всегда: один впереди с ледорубом, цепляясь за остриё выступов. Но вдруг - крик. Верёвка натянулась как струна, потянула вниз, в пропасть. Ещё немного и оба канут в бездну. Что делать? Глаза просили: помоги, вытяни, спаси. Но жизнь она одна. Обоим погибать бессмысленно. Рука потянулась к ножу. Трос дёрнулся и ослаб. Его друг падал в пропасть. И ни крика, ни стона, ни проклятия.
Ведущий: Но доброта не умирает. Он остался жить. Так в горах появилась тень Чёрного альпиниста.
Ведущий: Чёрным альпинистом называли его люди. Он появлялся перед обвалами и предупреждал людей об опасности. Он испытывал людей.
Ведущий: А тот, кто предал, прожил потом не долго. Он сгорел в огне, который называется огнём совести.
(Танец чёрного альпиниста. Музыка «Спейс»)
Ведущий: Они тоже ходили в одной связке. Однажды, устав от долгой дороги, устроились на ночлег на огромном плато. Как обычно, один отдыхал, устроившись в палатке, другой поддерживал огонь. Вдруг из темноты появился силуэт - это был он - чёрный альпинист. Он попросил напиться воды и сказал, глядя на огонь: «Завтра утром здесь пройдёт лавина. Там за скалой есть выступ, но спрятаться там может только один». Он исчез также неожиданно, как и появился.
Ведущий: Наутро ничего не предвещало беды, но как только друзья двинулись в путь, послышался шум, шла лавина. Она стремительно приближалась. Путь к спасению был отрезан. Тогда один подтолкнул другого к расщелине: «Там выступ, спасайся». «Нет - ответил другой. Мы останемся вместе!» Друзья обнялись и замерли. Лавина обошла их стороной. Друзья остались живы.
Ведущий: И тут на вершине самой высокой скалы появился чёрный альпинист. «Спасибо, вам, я снова поверил в настоящую дружбу. Теперь я точно знаю, что она есть. Помните и вы об этом».
// Исполняется песня Домбайский вальспод аккомпанемент Гитары //
Итак, вы наверное догадались о чем будет идти сегодняшний наш разговор. Тема нашего классного часа «В дружбе-сила»
Дружба-это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учится работать, жить Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить.
Представьте себе весы. На одной чаще дружба, а на другой богатство. Какая чаша перевесит как вы думаете, конечно дружба перевесит чашу с богатством, потому что рано или поздно деньги закончатся а вот дружба останется навсегда.
Что же такое дружба?
Дружба начинается ещё детстве и сопровождает человека всю жизнь, ведь друг - это не только надежный товарищ или человек, знакомый со школьной скамьи, другом может являться кто-то из нашей семьи. Не зря иногда про взаимоотношения матери и дочери говорят: «Посмотри, они ведь общаются как подруги!».
Первые друзья у человека появляются в детском саду. Нередко доводилось интересоваться у младшего брата с кем он играет, гуляет, делит свои машинки, и я не удивлялась, когда слышала: . Честно говоря, таких друзей мы помним недолго, и они не становятся важной частью нашей жизни, скорее они просто помогают весело проводить время и учиться общению, учат быть открытым для новых знакомств, возможно, благодаря им мы осознаем, что же такое первая дружба.
Следующая ступенька социализации - это школьное общение, школьные друзья и первый настоящий друг, с которым, казалось бы, вы пройдете полжизни а можете и больше. Нам уже нетрудно познакомиться с одноклассниками, расширить круг знакомых. Жизнь приобретает новый, интересный смысл. Вместе с первым букварём появляется тот товарищ, с которым вы можете просидеть допоздна , обсуждая что угодно: будь то компьютерную игру, будь то новый выпуск молодёжного сериала.
Общаясь, дети делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, тем самымпомогая раскрыться себе и своему другу, открыть новые способности. Если ваш товарищ увлекается зимними видами спорта, то и вам, скорее всего захочется научиться кататься на коньках или, может быть, освоить сноуборд.
Очень важно, чтобы человек был способен сочувствовать, сопереживать товарищу, а также поддерживать своего друга всегда и во всем. Иногда каждому из нас необходимо, чтобы его просто выслушали, дали ценный совет, а иногда просто без слов пoплaкaтьcя на плече у человека, которому вы точно небезразличны, почувствовать, что вы не одни в этом сложном мире со всеми его вечными проблемами.
Школа - это не только постоянный поток новых знаний, это и настоящее испытание на прочность, в том числе и испытание дружбой. Каждый дружит по-разному: для кого-то друг-это человек, с которым можно весело и приятно провести время,для другого"- тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая, верная рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!
Конечно, дружба проверятся временем, и друг познается в беде, как гласит одна хорошая поговорка.Все-таки, как школьные, и стоит ли вечно стремиться к тому, чтобы найти одного самого надежного и понимающего человека, которого имеет быть лучшим другом?
Дружба-это отношения основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
В толковом словаре Ожегова мы найдем такое определение дружбы: ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения;) разг. « Дружба - бескорыстная стойкая приязнь.» А что означают эти слова бескорыстная стойкая приязнь... А как определение дружба дается в словаре Даля
В.И.Даль в своём определении дружбы на первое место ставит бескорыстие. Это значит, что ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-то хорошее сделал, подарил, одолжил и т.д., не потому, что тебе это выгодно.
Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друзей за «красивые глаза». Умеет человек красиво и модно одеваться, есть у него игрушки- буду с ним дружить, нет- не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
О дружбе сложено много пословиц и поговорок . Давай те вспомним о них.
Не имей сто рублей а имей сто друзей.
Птица сильна крыльями а человек друзьями
Дружба не гриб в лесу не найдешь
Был бы друг найдется и досуг
Послушаем стихи и ответим на вопросы
Разбор ситуаций
Ученик:
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Ученик:
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя -
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня - без задних ног.
(С. Маршак)
- Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями?
- Почему люди ценят дружбу?
-От чего зависит дружба?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?
(Ответы на вопросы.)
Друг, приятель, товарищ –что общего у этих понятий.
Все они имеют общее – приятельств. Дружба отличается тем ,что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости и в горе. Приятелей много, а друг один.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ
-Для чего нужен друг?
-Каким должен быть друг?
Незаконченные предложения по теме «Друг- этот тот..»
-Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение:
«Друг-это тот...» (Ответы детей) Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга.
Интервью «Расскажи о своем друге»
Может быть, кто-то уже нашел такого друга. Представьте, что к нам в класс пришел репортер, и попросил дать интервью для газеты. Расскажи о своем друге, что вас связывает, что в нем вас привлекает. (Ответы детей)
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова « друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова. И как бы вы их расположили по степени возрастания (знакомый, приятель, товарищ, друг). А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употреблять.( учитель читает начало предложения, ученики угадывают последнее слово).
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый)
- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы сможете... (приятель)
-Об однокласснике, с которым за^ лет съеден пуд соли, скажете.. (товарищ)
- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете..( друг)
Оценка проблемной ситуации.
-Готовясь к классному часу, наш школьный психолог провела анкетирование на тему «Дружба».
И я сейчас зачитаю результаты анкетирования:
84 %- считают, что у них есть настоящий друг
16 %- сомневаются в этом, что у них есть настоящие друзья
Поэтому у этих ребят все еще впереди, и мы очень надеемся, что они еще встретят настоящего друга.
А сейчас давайте посмотрим, что думают о дружбе обучающиеся нашей школы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-А ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?
Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
-Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадку, чтобы списать. Твои действия.
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
-Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
-Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
-Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
-Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
-Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.
-Вы с другом поссорились. Твои действия.
-Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?(отличника; хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться; тебе всё равно как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым).
Вопросы классу. Принятие правил дружбы.
-Почему распадается дружба?
-По каким причинам это происходит?
-Как сохранить дружбу?
РЕФЛЕКСИЯ.
Давайте, ребята, соберем «СОЛНЫШКО» правил дружбы.
(Правила вывешиваются в классном уголке. )
Правила дружбы.
Помогай товарищу, если умеешь делать что- то, научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями - всем, что могло бы помочь другу.
Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить-значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему об этом первый.
Не обзывай и не унижай своего друга.
4.Помогай другу в беде.
5.He смейся над недостатками.
6.Выбирай друзей по качествам, а не по одежде.
7.Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
8.Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
9.Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
10. НЕ ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Учитель: Закончить наш классный час я хочу стихотворением Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба?
Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать...
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье,
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью
Плохо сделал или же сказал.
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Итак, наш классный час подошел к завершению. Так что же вы считаете такое дружба
В завершение звучит песня Высоцкого « Если друг оказался вдруг...»
Самоанализ внеклассного мероприятия
Тема «В дружбе - сила!»
9 класс
Цель классного часа: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства.
Задачи:
воспитывать нравственные качества умение дружить и ценить дружбу;
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;
развивать коммуникативные компетенции.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
презентация к классному часу;
видеоролик "О дружбе";
оборудование альпиниста.
Методы обучения:
словесно - эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы; частично - поисковый - выполнение работы; наглядно - образный -презентация.
Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества.
Использованные формы работы: фронтальная беседа, работа в группах. По своей структуре классный час условно был поделен на несколько смысловых блоков:
блок: Проблемно - мотивационный блок. В настоящее время тема мотивации очень актуальна. Ведь большинство из нас понимает, что главной движущей силой человека является именно мотивация. Если у вас нет сильного мотива к достижению цели, то, скорее всего, вы не получаете желаемое.
блок: Информационный - аналитический блок. Информация стала неотделимой составляющей нашей жизни и насущной потребностью людей, а умение работать с информацией является составляющей
личности. Самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительные источники.
3блок: Рефлексивный блок. Через рефлексию -дети учатся размышлять, направлять на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
На раскрытие темы также работали: убедительность формулировок, четкость подобранного текста, эмоциональность.
Содержание классного часа, на мой взгляд, соответствовало тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса.
На начальном этапе классного часа наблюдался некоторый психологический дискомфорт, который я старалась сгладить
рациональным использованием учебного времени, коррекцией действий по тактическому общению, владению общей педагогической культурой при работе с детьми.
На мой взгляд, цель достигнута и задачи, в основном, решены.
Планируемый результат мероприятия:
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, а также взаимопонимания, выручки, сочувствия и сострадания
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получили возможность научиться:
пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять действия в речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получили возможность научиться:
осуществлять поиск информации;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
формулировать собственное мнение и позицию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнёра;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Думаю, что тему можно продолжить рядом последующих классных часов по темам: беседа «Стыд и совесть», дискуссия «От безответственности до преступления один шаг».