Просмотр содержимого документа
«Из опыта воспитательной работы "Эффективность воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС"»
Эффективность воспитательной деятельности
в условиях реализации ФГОС
(из опыта работы)
В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года сказал:
Талантливые дети – это достояние нации...
И для того, чтобы сформировать это национальное достояние, необходимо обратить внимание на образование и воспитание.
В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-фз от 29.12.2012 г. определено, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...», а «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Тем же законом (ч.1 ст. З) установлены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: «...воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Формирование личности по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой.
Анализ ценностных ориентиров, уровня удовлетворенности учащихся и педагогов школьной жизнью выявил противоречия:
между желанием каждого быть успешным и неопределенными представлениями о сфере своей успешности, неполным осознанием путей достижения цели;
между потребностью личности в общественном признании и наличием в школе непризнанных, незаметных учащихся;
между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы и несовершенством имеющихся средств;
между потребностью учащихся в индивидуальной траектории образования и единым содержанием образования.
между высоким уровнем информатизации образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров в конкретных условиях.
Данные противоречия послужили поводом для пересмотра всей системы воспитательной работы.
Программа «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Приоритетными направлениями работы являются:
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Создание широких возможностей для самореализации учителей и учащихся.
Повышение степени удовлетворенности качеством образовательного процесса его участниками;
Положительная динамика развития межличностных отношений;
Повышение общественной активности;
Увеличение творческих способов самореализации во всех видах деятельности;
Выполнение социально - значимых, творческих проектов.
Модель будущего выпускника – здоровая, конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:
умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта;
умеющая сознательно организовать свой образ жизни в конкретной социальной среде и проработать перспективы своего культурного роста;
знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;
умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя должна обеспечивать новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства.
Деятельность классных руководителей предусматривает:
индивидуальную работу по изучению и коррекции развития личности ребенка;
организацию досуга учащихся, свободного общения;
спортивно-оздоровительную работу;
приобщение учащихся к мировым достижениям, культуры (посещение театров, концертов, выставок, музеев);
развитие творческих способностей через внеурочную деятельность;
связь с семьей, работу с родителями;
вовлечение учащихся своего класса в систему дополнительного образования.
Воспитательный потенциал реализуется через
внеклассную и внеурочную творческую деятельность;
традиции;
систему дополнительного образования;
систему самоуправления и самоуправления;
урочную деятельность;
работу с родителями;
работу с детьми, требующими особого внимания;
научно-исследовательскую деятельность учителей и учащихся.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов только 50% внеурочных мероприятий может реализовываться в классно-урочной системе: мероприятия дополнительного образования тоже направлены на реализацию основных направлений ФГОС. При выявлении занятости ребят учитывается участие их в проектной деятельности в классе, в школе, в социуме, участие в научно-практической деятельности.
Об эффективности организации воспитательной деятельности свидетельствуют значительные результаты творческих конкурсов:
Анализ данных за 5 лет показывает повышение призовых мест. Значительное число призовых мест приходится на такие художественно-эстетические направления, как керамика, вязание, валяние из шерсти, бисероплетение, мягкая игрушка, изобразительное искусство и спортивное направление.
Были проведены мероприятия в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. по теме «Разработка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности учащихся». Работа по формированию гражданской идентичности реализуется на средней ступени обучения.
Действует состав волонтеров, занимающихся пропагандой ЗОЖ и прошедших обучение.
Эффективность работы органов ученического самоуправления
Активно работает Совет старшеклассников, деятельность которого направлена на общественно-полезные дела, на организацию жизни, учебы, труда и отдыха учащихся, участие в управлении школы, на защиту своих прав и интересов.
Команда лидеров работает по 6 основным направлениям: духовно-нравственное, этическое, спортивно-оздоровительное, патриотическое воспитание, экологическое образование и культурно-эстетическое развитие.
Совет старшеклассников проводит акции и мероприятия: День самоуправления, акция «Помогите животным», концертные выступления, различные социологические опросы, оформление классных кабинетов к праздникам.
В школе проводится большая работа по воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине. С этой целью поддерживаются отношения с Областной общественной организацией ветеранов Афганистана и участников боевых действий.
Волонтеры вовлекают учащихся в акции: «Сделаем село экологичным», «У мусора есть дом», в настоящее время активно участвуют в сборе пластика.
Мониторинг эффективности воспитательного процесса
Определённым результатом работы учебно-воспитательного процесса является выявление уровня воспитанности учащихся через отношение к природе, к школе, к себе, отношение к нормам и законам (в старшем звене).
За основу взята минимальная диагностическая программа изучения уровня воспитанности по методикам Н.П.Капустина (1-5 классы), М.И.Шамовой (6-11 классы).
Диагностирование проводится в октябре и мае. Общий уровень воспитанности определяется на основе выведения среднего оценочного балла, складывающегося их самооценки школьника, оценки родителей и учителя. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Оценка результатов проводится по пятибалльной системе: 5- 4,5 высокий (оптимальный), 4,5-3,9 хороший (допустимый), 3,8-2,9 средний (удовлетворительный), 2,8-2 низкий (критический), до 2 баллов – очень низкий.
Но были выявлены и проблемы:
Классные руководители не всегда могут сформировать у школьников активную гражданскую позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье.
Недостаточно активно работает самоуправление в классах.
Относительно низок уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся.
Снижается ответственность родителей за воспитание детей.
Слаба заинтересованность родителей учащихся старшего звена в школьных проблемах.
Не всегда на должном уровне проводятся классные родительские собрания.
Слабо привлекаются родители среднего и старшего звена к участию во внеурочной деятельности.
Для эффективного управления качеством образования и воспитания необходимо решать следующие задачи:
Работать над повышением уровня воспитанности учащихся: формировать у детей основы культуры поведения.
Продолжить работу по созданию условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Использовать активные формы сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, социумом, родителями.
Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее их число для активного участия в самоуправлении.
Обеспечить социальное, психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением.
Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.
Классным руководителям продумывать новые формы проведения родительских собраний, качественно улучшить их содержание.
Продолжить работу по организации полной занятости трудных подростков.
Мы отдаем себе отчет, что, с вступлением в силу ФГОС общего образования, нам предстоит сложная и кропотливая работа в плане воспитания учащихся, их успешной социализации в обществе.