kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы: "Роль учителя в формировании детского коллектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с распределением детей по звеньям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Роль учителя в формировании детского коллектива"»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке,

держать бесконечность в ладонях

и вместить вечность в один час.

Уильям Блейк.


Шуклина И.В.

Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание детей. Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него учителя и хорошо сформированном педагогическом общении , потому что. на стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом

В 2005 году я набрала новый первый класс и столкнулась с серьёзной проблемой при организации детского коллектива. Причин было несколько: разновозрастной состав учеников(1998-2000гг.), большое количество гиперактивных детей, введение в состав класса четырёх детей из класса компенсирующего обучения.

Традиционные формы организации не действовали. Приходилось брать на себя и организующую, и направляющую, и контролирующую функцию. Только единичные дела вызывали интерес у всех детей. Например, в классе была прекрасная библиотека детских книг, но дети ими не интересовались. Тогда я решила организовать работу классной библиотеки в виде игры с определёнными правилами: с заведующим библиотекой, с читательскими билетами и формулярами, еженедельными обзорами книг. Дети вели читательские дневники и делились впечатлениями о прочитанной книге. Ученики активно включились в эту «игру». Но остались проблемы организации дежурств, подготовки к классным часам и участия в общешкольных мероприятиях.

Исходя из психологических особенностей детей, я решила организовать их в более мелкие группы – звенья. Своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.

Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям

Распределение детей по звеньям я взяла на себя, учитывая взаимоотношения детей, интересы и успеваемость. Каждое звено состояло из пяти человек. Из предложенного списка дети самостоятельно выбрали название и девиз своего звена.

  • 220 Вольт - Мы не можем без движенья, мы всегда под напряженьем.

  • Робинзоны- Не нужны нам няни. Мы-островитяне.

  • Улыбка- Улыбайся каждый раз, для здоровья – это класс!

  • Экстрималы- Мы ребята экстрималы, нам одной победы мало, и на суше, и в воде будем первыми везде.

Общим голосованием в каждом звене были выбраны звеньевые.

На организационном классном часе мы с детьми обсудили и выбрали критерии оценивания работы звеньев: успеваемость, случаи недисциплинированности (опоздания, сквернословие и.т.п.), дежурство по классу и по столовой, участие в делах класса и в общешкольных мероприятиях. Нами была выбрана система знаков:

  • Красная звездочка – отлично

  • Зеленый круг – хорошо

  • Черный треугольник («черная метка») – плохо

За участие в крупных классных и общешкольных мероприятиях назначалось от трех до пяти звезд. Мною был оформлен красочный экран соревнований, в котором я ежедневно фиксировала все действия участников по выбранной системе критериев.

В обязанности каждого звена входило дежурство по классу (уход за цветами, подготовка кабинета к уроку, поддержание классной комнаты в хорошем санитарном состоянии), дежурство по столовой (сервировка и уборка стола), раз в месяц подготовка и проведение классного часа, а так же выпуск классной газеты «Молния». Дети самостоятельно распределяли обязанности внутри звена. Каждое утро начиналось с представления дежурного звена.

В начале каждого месяца проводился совет звеньевых, на котором мы распределяли темы классных часов, обсуждали выпуски газет, планировали классные дела и знакомились с планом общешкольных мероприятий.

Работа с активом класса действительно необходима и включает в себя следующие виды педагогической работы: разъяснение прав и обязанностей, оказание повседневной практической помощи, обмен опытом (советы, летучки), контроль за исполнением поручений и привлечение внимания к качеству работы.

Что же изменилось, когда в моем классе появились звенья? Дети взяли на себя большую часть обязанностей по организации и контролю всех дел, происходящих в классе. Мне же оставалось лишь умело координировать их работу. Так как в каждом звене были слабоуспевающие дети, то все звено было заинтересованно в повышении их уровня знаний. В последствии родители рассказывали, что если было задано выучить наизусть стихотворение или выполнить другое серьезное задание, то все члены звена звонили тем, кто мог подвести их, и напоминали об этом.


Дети следили за каждым значком и точно знали, кто именно, сколько звезд и «черных меток» принес звену. Оценки и поступки перестали быть безликими, потому что все фиксировалось в экране соревнования. В итоге успеваемость возросла, дети перестали опаздывать на уроки, исчезли случаи сквернословия и рукоприкладства, в классной комнате всегда был порядок. Отпала необходимость уговаривать детей на участие в различных конкурсах и акциях. А в классной газете стали появляться стихи собственного сочинения.

В конце каждой четверти на тематическом празднике подводились итоги соревнования. Подготовка к празднику начиналась за две недели. В празднике участвовали не только сами дети, но и их родители, бабушки и другие родственники. Каждое звено получало домашнее задание:

  • Представление своего звена в рамках выбранной темы

  • Выпуск тематической газеты

  • Номер художественной самодеятельности

  • Оформление своего стола

В начале праздника торжественно подводились итоги, награждались все участники соревнования и вручались ленты победителям.

Я рекомендую всем данную форму работы, так как сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой – необходимость проявления самостоятельности в организации и осуществлении разных дел обеспечивает условия для развития самостоятельности. А самым главным признаком развитого детского коллектива и является максимальная самостоятельность детей, но каждый учитель, который включается в эту «игру», должен понимать, что это потребует от него еще большей работы, так как дети не дадут «расслабиться» ни на минуту. Необходимо отметить, что такая форма работы не подходит для учеников первого класса, так как дети еще психологически не готовы к ней. Учитель сначала должен познакомить ребят с основными школьными правилами и показать им принципы организации и проведения различных школьных мероприятий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Из опыта работы: "Роль учителя в формировании детского коллектива"

Автор: Шуклина Ирина Владимировна

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Обобщение опыта работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ» "
    ["seo_title"] => string(150) "obobshchieniie-opyta-raboty-formirovaniie-dukhovno-nravstviennogo-i-grazhdansko-patriotichieskogo-idieala-v-usloviiakh-vospitatiel-noi-sistiemy-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "209900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431338922"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-formirovaniie-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "194092"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427726705"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "сценарий педсовета "Панорама деятельности классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-piedsovieta-panorama-dieiatiel-nosti-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109875"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405173439"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль подвижных игр в процессе физического воспитания."
    ["seo_title"] => string(61) "rol_podvizhnykh_ighr_v_protsiessie_fizichieskogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "438465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510520404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства