Просмотр содержимого документа
«Игры и упражненя по развитию умений управлять собой»
КАРТОТЕКА
Игр и упражнений по развитию умений управлять собой
Социально-перцептивные способности
Игра "Мальчики или девочки, девочки или мальчики"
Правила: Нужно правильно закончить фразу. Где нужно, надо сказать слово "девочки, девчонки", а где нужно - "мальчики, мальчишки". Девочки должны говорить только слово "мальчики, мальчишки". А мальчики должны говорить слово "девочки, девчонки". Только игра эта с подвохом, слушайте внимательно.
1. На розыгрыш, по мотогонкам, стремятся только лишь... Мальчишки.
2. Играют в бантики и мишки, конечно, только лишь... Девчонки.
3. Любой ремонт устроят тонко, конечно, только лишь... Мальчишки.
4. Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только... Девочки.
5. Болты, шурупы. шестеренки найдешь в кармане у... Мальчишки.
6. Себе завязывают бантики из разных лент, конечно... Девочки.
7. Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей весь день играли... Мальчики.
8. Болтали час без передышки В цветастых платьицах... Девчонки.
9. При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь... Мальчишки.
10. Носили форменные фартучки В старинной школе только... Девочки
Социально-перцептивные способности
Игра "Разведчик"
Правила: Выбирается один из участников - "разведчик". Ведущий произносит: "Замерли!" - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а "разведчик" старается запомнить все. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, "разведчик" закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того, как изменения сделали, "разведчик" открывает глаза; его задача - обнаружить все перемены.
Примечание: существуют несколько вариантов этой игры.
А. Участники выстраиваются друг за другом, в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на колонну (или шеренгу), должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящий меняется.
Б. Участники также становятся в шеренгу или круг, чтобы можно было всех видеть. В то время, как водящий отворачивается, один участник выходит из строя и прячется. Водящий должен назвать этого игрока. Этот вариант лучше использовать, когда участников много.
Управление эмоциями, настроением
Игра «Спонтанное рисование»
Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации).
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией.
Комментарий: спонтанное рисование снимает психологическое напряжение, актуализирует чувство меры - ребенок останавливается, когда понимает, что экспериментировать больше не стоит. Чувства отражаются на бумаге.
Задача взрослого - дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.
Управление эмоциями, настроением
Игра «Ласковые лапки»
Описание игры: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Комментарий: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Владение своим организмом
Игра «Потеряли игрушку»
Описание игры: Педагог предлагает детям вообразить, что у них потерялась самая любимая игрушка.
Вы ходите по комнате, заглядываете в каждый уголок. Лица у вас грустные, озабоченные, расстроенные – чуть не плачете. Остановились, задумались. Опять начали поиски. Нашли игрушку – обрадовались. Улыбнулись друг другу!
Игра «Изобрази эмоцию»
Описание игры: Предложить детям угадать и изобразить предложенное эмоциональное состояние (можно использовать графическое изображение, фотографии, репродукции и т.д.) В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей к развёрнутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека:
- Вот так вы радуетесь.
- Вы грустите, сердитесь.
- Сейчас вы удивились.
- Давайте вместе попробуем задуматься (погрустить, обрадоваться).
Техника и культура речи
Упражнение 1.
В случае неправильного дыхания речь может быть приглушенной, «в нос», торопливой. Для постановки дыхания следует выполнять простые упражнения – протяжно проговаривать или припевать гласные. Сначала на вдохе, затем на выдохе. Можно перевоплотиться в ревущего медведя или пароход, который громко гудит «У-У-У».
Упражнение 2.
Исходное положение – стоя, спина прямая, руки опущены вдоль тела. Сделайте вдох, одновременно поднимая руки вверх, и, задержав на одну-две секунды дыхание, начинайте опускать руки через стороны на выдохе со звуком «ШШШШ». Повторите 5-7 раз.