Просмотр содержимого документа
««Игровая деятельность как средство обучения младших школьников с ОВЗ»»
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 3»
«Игровая деятельность как средство обучения младших школьников с ОВЗ»
Доклад прочитан на МО учителей начальных классов
Докладчик: Ващеникина Е.С.
учитель начальных классов
Барнаул
2017
Игровая деятельность как средство обучения младших школьников с ОВЗ
«Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
Игра - это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Коррекционная школа нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.
Многие педагоги сомневаются – играть или не играть на уроках? Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности и видит в ней своеобразную волшебную палочку, по мановению которой исчезают все трудности образования. Конечно, таких надежд игра не оправдывает. Но не надо переставать верить в силу игры. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние.
Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в учебную деятельность ребенка, способствуя развитию интереса не только к игре, но и к самому предмету.
Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, учителю, а также его родителям. С поступлением ребенка в школу меняется отношение окружающих к его игре. Как следствие, изменяется место игры в жизни самого ребенка. Пока он был дошкольником, игра воспринималась всеми как его естественное и нужное дело, добровольное, ограниченное только правилами, которые он сам и придумал, или с охотой принял от других детей. Взрослые поощряли его игровую деятельность и этим самым способствовали самоутверждению ребенка. В играх со сверстниками ребенок приобретал свое место в детском обществе.
Но вот наступил момент, когда он пошел в школу. И неожиданно, игра перестала быть его естественным занятием. Теперь от него ждут достижений не в играх, как было до этого, а в учебной деятельности. Теперь успехи, которые ребенок достигал в игре, за которые его хвалили взрослые, перестали быть средством самоутверждения и утратили свое первоначальное значение. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чистого листа.
Трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус обучающегося, вполне можно сделать менее болезненными, если не утверждать, что игра есть занятие маленьких (дошкольников), а ввести в организацию урока специальные игровые моменты, сходные по своему строению с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям – направленные на формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития.
Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала.
По мере усвоения программного материала игру можно усложнить. На одном уроке, в зависимости от его содержания и обучающих задач, может быть проведена одна или несколько игр. Длительность игр в начальной школе различна: от 3-5 минут до 15 минут. С учетом использования учебного времени и степени сложности игрового действия различают:
игры-миниатюры, которые занимают 3-5 минут;
игры-эпизоды - 5-10 минут;
игры — занятия.
Игры — миниатюры, как правило, требуют большого напряжения, внимания, быстрой ориентировки («Какая буква - в начале слова?», «Подбери слово», «Скажи наоборот»). Они могут проводиться в середине, в конце и изредка в начале урока. В середине урока игры-миниатюры могут использоваться и вместо физминутки. В начале урока проводятся только те игры, в которых проверяются конкретные знания и умения, приобретенные на предыдущих уроках, а также происходит концентрация внимания детей.
Игры-эпизоды, в которых детям надо уметь сравнивать предметы, их изображения, явления и процессы, объединять предметы, явления, понятия по одному или нескольким признакам («Найди друзей), лучше проводить в конце занятий, когда дети устанут от серьезных видов работы. Кроме того, большая часть игр-эпизодов предполагает исполнение роли или вхождение в воображаемую ситуацию, а так как дети иной раз с трудом «выходят из образа», это может нарушить дальнейший ход урока. Дидактическая игра требует от детей значительного напряжения внимания, памяти, восприятия. Игры-занятия способны придать игровую форму всему уроку. («Урок - путешествие», «Урок - фантазия», «Музыкальный урок», «Урок - эстафета», «Сказочный урок»). К такому уроку надо приготовить различные игровые атрибуты или игровое оборудование. Игровыми атрибутами могут служить буквы, наборное полотно, карточки, иллюстрации, плоды, семена, геометрические фигуры, песочные часы, колокольчик, флажок, макеты, фишки.
Чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.
Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры на уроке в начальной школе оказалось эффективным, - глубокое проникновение учителя в механизмы игры. Учитель должен быть самостоятельным творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности.
Рассматривая игру дошкольника мы видим, что малыш, не ставя перед собой задачи овладеть теми или иными знаниями, тем не менее осваивает кое-какой учебный материал. Если бы мы попытались заставить дошкольника задуматься над “полезностью” его игры, она сразу перестала бы быть игрой и утратила бы свою привлекательность. Дошкольник играет для того, чтобы играть.
Игра младшего школьника побуждается иными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь обучающемуся коррекционной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету; б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу; в) умение слушать друг друга; г) добровольное желание расширять свои возможности; д) раскрытие собственных творческих способностей; е) самовыражение, самоутверждение.
Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;
осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.
Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.
Первая культура, которую создал человек, - это игровая культура, основанная на социальной деятельности. Может быть, это утверждение в некоторой степени дерзко, но игра – явление космического замысла, она феномен ноосферы. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен.