Цель: формирование гражданственности, казахстанского патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины.
Задачи:
- продолжить формирование понимания важности любви к своей Родине, к своему народу и осознание ответственности, перед ними за свои слова и поступки;
- прививать чувство гражданственности, принадлежности к родной стране;
- развивать творческие способности; стимулировать интерес к духовной культуре РК;
- воспитывать в детях казахстанский патриотизм, любовь и гордость за свою страну.
Оборудование:
- интерактивная доска
- раздаточный материал патриотический акт «МӘҢГІЛІК ЕЛ»;
из программного документа статьи Главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"раздел I «О национальном сознании в XXI веке»;
из программного документа статьи Главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"раздел II «Повестка дня на ближайшие годы»;
социальный портрет выпускника
- фотографии людей разных профессий.
- музыкальное сопровождение: гимн РК, песня Розы Рымбаевой- Атамекен
- презентация к уроку
- видиоролики «Я патриот Казахстана», «Мой Казахстан».
Ход классного часа.
Организационный момент и позитивный настрой.
Всем учащимся предлагается образовать круг сотрудничества.
Учитель: - Сегодня у всех детей Казахстана и у вас в том числе, значимый праздник - начало нового 2017-2018 учебного года, таинственного, волнующего, полного новых открытий!
Желаю вам на целый год здоровья, творческого подъёма, успехов, многочисленных достижений!
Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу. А родителям желаю, чтоб вы запаслись терпением на целый год и помогали нам преодолевать горы новых знаний и проблем.
Фронтальное задание для тренинга: вам предстоит учиться вместе целый год, и чтобы ваше сотрудничество прошло в позитиве, мы проведём тренинг.
Каждый называет своё имя и показывает, что он умеет. Следующий называет имя своего соседа (соседей) и что он (они) умеет(умеют) и называет своё имя и что он умеет.
Синий цвет (сектор) – цвет государственного флага Республики Казахстан, символ чистого и мирного неба, символ свободы.
Жёлтый цвет (сектор) – символ тепла, сотрудничества, объединения.
Белый цвет (белый сектор) – символ чистоты помыслов и добрых дел без коррупции.
Зелёный цвет (зелёный сектор) - символ позитива, открытости и больших значимых достижений.
Родители садятся в группы к ученикам.
Все присаживаются на свои места.
Мотивационный момент.
Учитель: - Сегодня не просто праздник детей, сегодня празднуется один из государственных праздников – 1 сентября, День Мира, Добра! И по традиции такие праздники начинаются с исполнения гимна Республики Казахстан.
Гимн Республики Казахстан.
Учитель: - Присаживайтесь пожалуйста. Мне хочется, чтоб сегодня вы были особенно внимательны, быстры, показали все свои таланты и умения. А для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь, я предлагаю посмотреть видиоролик (название учащиеся угадывают).
Видиоролик «Я патриот Казахстана».
Учитель: - Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, о людях - патриотах окружающих нас, о благих делах, которые направлены на процветание нашего государства.
Индивидуальная работа, задание: - Давайте поразмышляем кого мы можем считать патриотом, какие качества присущи этим людям?
(Работа с фотографиями на доске: посмотрите на эти фотографии и по делам этих людей дайте как можно полную характеристику понятию - патриот) Определить качества человека – присущие патриоту и непатриотического человека, охарактеризовать его гражданско – патриотическую позицию.
Заполнить таблицу в течении 5 минут, далее выборочно по желанию зачитываю.
Качества, присущие патриоту
Качества непатриотичного человека
Качества, присущие мне (из предыдущих колонок)
Предполагаемые ответы:
• ответственность;
• справедливость;
• стойкость;
• преданность;
• решительность;
• терпимость;
• благодарность;
• усердие.
Предполагаемые ответы:
• отсутствие уважения к обществу, в котором живет;
• безответственность;
• отсутствие долга перед семьей;
• неорганизованность;
• беспринципность (плохо говорит о своей стране и ничего не делает, чтобы стало лучше);
• тунеядство, нежелание работать;
• нелюбовь к родине.
После заполнения таблицы ученикам предлагается ответить на вопрос: «Какое качество вы считаете самым главным и почему?»
Слайд презентации:
«Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своём сердце!»
Н.А Назарбаев
Парная работа, задание: обсудить, раскрыть значение цитаты Н.А.Назарбаева, спикер отвечает.
Видиоролик «Я казахстанец, и этим всё сказано»
Практико-ориентированный момент.
Слайд презентации:
Что значит быть патриотом?
Любить – да, но не только землю свою, но и обязательно что – то конкретное для неё делать»
Ш. Валиханов
Учитель: - в русской сказке есть слова – на право пойдёшь коня потеряешь, налево пойдёшь себя потеряешь, прямо пойдёшь голову потеряешь. Жизненных дорог много, самое главное всё нужно планировать и точно знать конечную цель, много учиться, не расслабляться, не лениться, быть ко всему готовым.
Какие преобразования и испытания ожидает вас наше молодое поколение? Какую дорогу выбрать чтобы сохранить себя как личность и стать патриотом своей Родины?
Групповое работа, задание: изучить раздаточный материал, обсудить в группе, идеи изобразить на посторе и защитить свои знания.
Музыкальные видиоролики «Мой Казахстан» и «Сильные люди, сильной земли»
Синий сектор – патриотический акт «МӘҢГІЛІК ЕЛ».
Жёлтый сектор –из программного документа статьи Главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"раздел I «О национальном сознании в XXI веке».
Белый сектор –из программного документа статьи Главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"раздел II «Повестка дня на ближайшие годы».
Зелёный сектор – социальный портрет выпускника.
Физминутка: просмотр видиоролика и исполнение песни под караоке «Атамекен».
Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края – он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.
Рефлексия.
Рефлексия проводится с каждым учеником с помощью инновационного приема «Облако тегов», которые необходимо заполнить на индивидуально изготовленных человечках:
Я познакомился с ...
Было непросто ...
Я добился ...
У меня получилось ...
Хотелось бы ...
Мне запомнилось ...
Я попробую ...
Учитель: – Много есть на свете хороших государств, но одна у человека Родина. Быть ее гражданином – это высокое и почетное звание. От граждан страны зависит, станет ли их земля краше, богаче и лучше. Известный во всем мире казахстанский писатель и общественный деятель М. Шаханов говорил: «Если не дорог тебе твой край, где ты босиком обегал каждый уголок, если не чтишь ты законов своего народа и не любишь свой отчий дом, ты зря живешь на свете: иссохнет твое сердце, зачерствеет твоя душа и не воздастся тебе от щедрости земли, от ее красоты, от ее изобилия».
— На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо!
Приложение.
Определить качества человека – присущие патриоту и непатриотического человека, охарактеризовать его гражданско – патриотическую позицию.
Заполнить таблицу в течении 5 минут, далее выборочно по желанию зачитываю.
Качества, присущие патриоту
Качества непатриотичного человека
Качества, присущие мне (из предыдущих колонок)
После заполнения таблицы ученикам предлагается ответить на вопрос: «Какое качество вы считаете самым главным и почему?»
Раздаточный материал для синего сектора Ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г. отмечено: «Мәңгілік Ел» – это главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Важность общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» - единство «Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Гражданская и общенациональная идеи, являющиеся составляющими идеи «Мәңгілік Ел» направлены на совершенствование у казахстанцев таких качеств, присущих высокоинтеллектуальной и конкурентноспособной личности, как патриотизм, национальное самосознание, национальный дух, гражданственность и социальная активность.
Основой национальной идеи «Мәңгілік Ел»являются семь общенациональных ценностей.
Основные ценности, объединяющие всех казахстанцев, являющиеся основанием общественного согласия в казахстанском обществе
Независимость Казахстана и Астана. Астана – одно из первых достижений независимости, патриотическая гордость всех казахстанцев. Астана, возведенная усилиями всего народа, стала толчком для развития всех регионов, превратилась в локомотив казахстанской экономики.
Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Межэтническое согласие в казахстанском обществе прочно закреплено в Конституции и других Законах. В 1995 году была создана Ассамблея народов Казахстана – уникальный институт гражданской свободы и согласия, основа единства всех казахстанцев. Общественное согласие нашего народа и общенациональное единство – это постоянно сконцентрированный фактор, выражающий доходы и достойную жизнь всех и каждого, равные права всех граждан, независимо от этнических, религиозных, расовых особенностей. Патриотический долг каждого гражданина Республики Казахстан – сохранить, увеличить и передавать из поколения в поколение традиции дружбы и согласия народов Казахстана.
Светское общество и высокая духовность
Наша страна воспринимается мировым сообществом как положительный пример духовного мира и согласия. Светский облик государственной и общественной жизни является самым важным условием поднятия экономики, успешного развития национальной системы образования, здравоохранения и культуры.
Индустриализация и экономический рост, базирующийся на инновациях
Экономический рост – это наша самая важная задача, от которой зависит региональная и глобальная конкурентноспособность Казахстана.
Наша главная задача – объединить производство, образование и науку, развитие инновационно-индустриальных кластеров. Поэтому в нашей стране проводится решающая реформа научной сферы, обновление системы образования, создана новая эффективная система подготовки технических и профессиональных специалистов. .
Общество Всеобщего Труда
Общество Всеобщего Труда – это комплекс наиболее важных условий обеспечения всех казахстанцев социальной работой, постоянного роста доходов казахстанских семей, улучшения качества их жизни, полное раскрытие творческого и жизненного потенциала всех казахстанских тружеников. Повышение производительности труда – это большой труд всех патриотов, работающих в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, в сферах и секторах инфраструктурных служб, государственной и корпоративно-управленческой работе.
Единство истории, культуры и языка.
История нашей родной страны насчитывает многие тысячелетия, ее страницы сохранили великие дела наших предков. История казахского народа – это история единения. Только сохранив единство, казахи сохранились как народ, обладающий уникальным культурно-цивилизационным кодом, общим языком и традициями. Цель, задача и судьба государственного языка в XXI веке – быть общим языком народов Казахстана. Долг каждого истинного патриота – знать язык и помогать соотечественникам в его освоении. Также важно создать условия для развития всех национальных языков в Казахстане, внедрить принцип трехязычия.
Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем — главный смысл активной, сбалансированной, конструктивной и ответственной внутренней политики нашего государства.
Раздаточный материал для жёлтого сектора из программного документа статьи Главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"раздел I«О национальном сознании в XXIвеке».
Среди масштабных идей и концептуальных подходов к духовному обновлению общества, в разделе I«О национальном сознании в XXIвеке» программного документаПрезидент РК Н.А. Назарбаев выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
1. Конкурентоспособность
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
2. Прагматизм
Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.
Век радикальных идеологий прошел. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.
3.Сохранение национальной идентичности
Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании.
4. Культ знания
В статье особо отмечается, что если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.
5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана
Глава Государства подчеркнул, что уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические.
Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.
Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия.
В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.
В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия. В этом случае важно обсуждать вопросы снижения риска бедствий и формирования культуры безопасности у обучающихся.
При этом Президент отмечает, что XX век принес и немало позитивного Казахстану.
Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом. Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования».
6. Открытость сознания
Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.
Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.
Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни.
В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других.
Раздаточный материал для белого сектора из программного документа статьи Главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"раздел II «Повестка дня на ближайшие годы».
В разделе II «Повестка дня на ближайшие годы» своего масштабного труда Президент Н.А. Назарбаев называет ряд конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы.
Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу.
Во-вторых, это проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.
Это дает возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Они и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях.
В-третьих, Президент предлагает программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку – «Туған ел».
Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией,а не собранием индивидов.
Лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах.
В-четвертых, Президент считает необходимым укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни – через специальный проект «Духовные святыни Казахстана» («Сакральная география Казахстана»).
Автор программного документа предлагаевязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности.
В-пятых, нужно реализовать еще один проект, предложенный Главой государства, – «Современная казахстанская культура в глобальном мире».
Речь идет о том, чтобы мир узнал Казахстан не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям.
В-шестых,президент Н.А.Назарбаев предложил реализовать проект «100 новых лиц Казахстана»,чтобы показать обществу реальное лицо тех, кто своим умом, руками и талантом творит современный Казахстан.
В 2017 году Республика Казахстан стала первой на всем постсоветском пространстве, принявшей EXPO.
Раздаточный материал для зелёного сектора социальный портрет выпускника.