kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование ценностных ориентаций обучающихся в образовательной организации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад предназначен для педагогов образовательных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование ценностных ориентаций обучающихся в образовательной организации"»

О.М.Дубровина П.Г. Дзебисашвили

МБУДО «ДТДиМ «Гармония», МО г. Братск



ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



Все качества, свойства личности, интересы и желания, способности проявляются в делах, в разных видах личностной деятельности. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов, свойств личности и сознания.[3]

Cовременные условия предполагают трансформацию ценностных ориентаций. Как следствие, они приобретают основополагающую значимость, поскольку от них зависит функционирование и развитие личности. Это значимый компонент структуры личности. Историческая обусловленность показывает их социальность, а практика конкретного индивида — индивидуальность. Проявляясь во всех сферах жизни человека, они регулируют поведение. В различные периоды жизни изменяется градация ценностных ориентаций, при этом не утрачивая значения для жизнедеятельности личности. [2]

Известные ученые посвятили свои научные труды изучению проблемы ценностных ориентаций: К. А. Абульханова- Славская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие.

Теоретические основы формирования ценностных ориентаций личности прослеживаются в исследованиях О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. П. Тугаринова и других.

Педагогические исследования изучают ценностные ориентации личности у учащихся общеобразовательных учреждений (Е. Н. Белова, Н. П. Карпова, Т.Н. Семенкова).

Самой ранимой стороной деятельности человека является понятие и осознание своего места в жизни, признание ценностей своей личности. Воспринимать себя целостной личностью человек может только во взаимосвязи с миром, в чувстве сопричастности со всем социумом. Такое восприятие формируется на протяжении всего периода развития индивида. Институт образования – это один из основополагающих социальных институтов, который исполняет функцию проводника, является наиболее значимым. Формирование нравственных ценностей выступает в качестве основополагающей составляющей воспитательной системы. Важный фактор формирования нравственных ценностей - создание благоприятной психологической атмосферы. В свое время великий педагог К.Д. Ушинский отмечал особую роль эмоций в формировании нравственных ценностей. Ученый был убежден, что ни слова, ни мысли, ни поступки человека не отражают так четко его самого и его отношение к миру, как его чувствования: в них прослеживается характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души человека. [1]

Несомненно, точка зрения великого классика педагогики неоспорима. Основу воспитания составляют общечеловеческие ценности: доброта, любовь, эмпатия, вера в личную свободу человека. А воспитание - это личностная ценность, создающая «вторую природу человека», формирующая, просвещающая сознание, открывающая путь к добру. В педагогике ценности выступают как нравственный принцип воспитания, как основополагающее условие для формирования нравственных отношений между преподавателем и студентами, как средство развития интеллектуальной культуры - мыслей, чувств, переживаний. Базовая педагогическая функция ценности воплощается в ее ориентирующей, направляющей роли в жизни и деятельности человека, выступающей как «ось сознания», саморегуляции его поведения в настоящем и будущем.

В педагогической литературе выделяется два типа организации деятельности подростков в общеобразовательной школе. Первый тип характерен для массового опыта школ, другой – для передового опыта. Организация деятельности детей в массовом опыте может быть названа функциональной, в передовом опыте – ценностно-ориентационной. Оба сложившихся типа организации деятельности направлены на всестороннее и гармоничное формирование личности подростка. Организация процесса деятельности в функциональном типе систем недостаточно учитывает потребности, склонности, интересы учащихся, их творческую инициативу, внутреннюю активность; она осуществляется через отдельные, разрозненные мероприятия. Деятельность подростков побуждается внешними стимулами, эмоционально положительное отношение к деятельности не только не стабилизируется, но и часто снижается от класса к классу, происходит накопление не творческих умений, а исполнительских навыков, тормозится развитие потребностной мотивации. Случайность, разрозненность, отсутствие последовательности в проводимых мероприятиях не даёт возможности подросткам проявить свои способности. Ценностные ориентации не получают необходимого общественного признания, оценки в коллективной деятельности, что замедляет, а иногда и делает весьма сложным формирование социальной направленности индивидуальной системы ценностных ориентаций. К тому же деятельность школьников в известной степени замкнута внутри класса, школы, ее общественный смысл и содержание незначительны. Ценностно-ориентационный тип организации системы деятельности характеризуется глубоким осмыслением общественных требований к развитию личности подростка и конкретизацией этих требований в педагогических целях. Воспитательные программы школ ориентированы на формирование всесторонних ценностных отношений подростков к познавательной деятельности, трудовой, эстетической, коммуникативной, идейно-нравственной, к деятельности по ф изической культуре. Причем основное внимание направлено на гармонию ценностных ориентаций. [3]

Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека? Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?

Процесс перехода (и его результат) значимых, с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников. А роль педагога эту работу не

запрограммировать, а подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и – иногда - даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей.

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

• личностное влияние педагога;

• ценностный диалог;

• погружение в ценностную среду;

• специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;

• создание ситуаций ценностного выбора.

Личностное влияние педагога.  Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.

Ценностный диалог.  В настоящее е время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду.  Ценностная среда может моделироваться специально, н а определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Все вышеперечисленное поможет учащимся правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора.

Прежде всего, учителю необходимо выявить уже имеющиеся ценностные ориентации ученика, под которыми чаще всего понимаются избирательные отношения человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений. Они, как правило, ещё не зрелые, неоформленные, подчас малоосознаваемые. Приобщая школьника к ценностям, созданным человечеством, мы помогаем сделать их достоянием собственного « Я».

В учреждениях профессионального образования продолжается формирование ценностных ориентаций обучающихся во внеклассной деятельности. Средние специальные учебные заведения, являясь важным институтом социализации, продолжают вслед за общеобразовательной школой осуществлять воспитательные воздействия, раскрывающие для студентов новые грани общечеловеческих ценностей – жизни, добра, истины, красоты, милосердия и сострадания – не только в обыденной жизни, но и в профессиональной деятельности – медицинской, социальной, педагогической, правовой и т.д.

Независимости от ступени образования, важно, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся.

Ценностям нельзя научить, их каждый вначале переживает, а потом осознаёт.


Литература:

1. О.М. Овчинников Ценностные ориентации подростков с дезадаптивным поведением. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 1. С. 151-155.

2. Н. Н. Белогорцев Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 434-436.

3. Н.Ю. Зубенко Формирование ценностных ориентаций личности обучающегося [http://yandex.ru/clck/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Формирование ценностных ориентаций обучающихся в образовательной организации"

Автор: Дзебисашвили Павел Георгиевич, Дубровина Ольга Михайловна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся»"
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_obrazovatelnogo_prostranstva_dlia_samorealizatsii_uchitelia_i_obuchaius"
    ["file_id"] => string(6) "635778"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1692643970"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Воспитание и социализация обучающихся в клубах по месту жительства "
    ["seo_title"] => string(81) "vospitaniie-i-sotsializatsiia-obuchaiushchikhsia-v-klubakh-po-miestu-zhitiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "215134"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432578614"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Деятельность педагога-организатора по воспитанию и социализации обучающихся в клубах по месту жительства "
    ["seo_title"] => string(124) "dieiatiel-nost-piedaghogha-orghanizatora-po-vospitaniiu-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-v-klubakh-po-miestu-zhitiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "215140"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432580008"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства