kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта рвботы по формированию функциональной грамотности школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности»

МКОУ Венгеровская СОШ №1















Формирование функциональной грамотности

(из опыта работы классного руководителя)

ММО классных руководителей













Подготовила:

С.А. Михайлова,

классный руководитель 6б класса

Венгеровской СОШ №1





Апрель, 2024

В современных условиях обществу необходим человек грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Следовательно, функционально грамотная личность -  это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь, готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание - незнание; стремиться к саморазвитию.

Именно классный руководитель сегодня играет важную роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Хорошему классному руководителю небезразлично, какими его воспитанники выйдут в жизнь, как они смогут адаптироваться в обществе.

Цель классного руководства - содействие индивидуальному развитию личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную жизнь.

Задача классного руководителя - оказывать помощь и содействие учителям в формировании читательской и других видов функциональной грамотности, вести разъяснительную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) о важности формировании функциональной грамотности для успешного определения ребенка в социуме.

В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей заучивать и повторять алгоритм определённых действий, а способствовать осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать  потребности в приобретении необходимой информации, овладении определённым способом действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может применить полученные знания и умения.

Понятно, что любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Основные признаки функционально грамотной личности

– человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и способностями: 

- Способность выбирать и использовать различные технологии. 

- Способность видеть проблемы и искать пути их решения. 

- Способность учиться на протяжении  жизни. 

Функционально грамотный человек владеет механизмом быстрой адаптации в современном мире. .  

Особенно это значимо для наших, сельских школ. Выпускникам сельских школ очень непросто адаптироваться в социуме, не потеряться в многотысячной толпе.

Индикаторы функциональной грамотности:

-общая функциональная грамотность;

-функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;

-компьютерная грамотность;

-информационная грамотность;

-коммуникативная грамотность;

- функциональная грамотность при решении бытовых проблем.

Все эти индикаторы находят отражение в работе классного руководителя и реализуются в ходе воспитательных мероприятий.

Например, общая функциональная грамотность требует умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику).

Этот компонент формирую в ходе таких мероприятий как «Посвящение в пятиклассники», где ребята знакомятся с новым классным руководителем, Час доверия, Минута славы. Функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы, как День здоровья, уроки Здоровья, Осенний кросс, «Зарница», поход с классом, тренировочные мероприятия по пожарной и антитеррористической безопасности. Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности, учатся работать в команде.

Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в ходе таких мероприятий уборка территории школы, наведение порядка в классе, дежурство по классу, генеральная уборка. Эти мероприятия учат школьников планировать свою деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда.

Настоящая кладезь для развития функциональной грамотности - реализация социально значимых проектов. Здесь прослеживаются такие индикаторы как:

-компьютерная;

-информационная;

-коммуникативная грамотность.

В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети Интернет, пользоваться электронной почтой, работать с электронными таблицами, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, грамотно использовать информацию из СМИ, работать в группе, уметь расположить к себе других людей, владеть своим настроением, уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

За последние несколько лет детьми были реализованы такие проекты, как «Я и безопасность», «Чистый берег» (2 место в районном конкурсе проектов), проект «Подари улыбку миру» и другие.

В своей работе по развитию функциональной грамотности применяю технологию индивидуального рефлексивного воспитания. Как правило, используется классным руководителем в работе с подростками, старшеклассниками.

Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать, влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.

Классные часы проводятся в системе, с соблюдением структуры, основных форм и алгоритма.

Для технологии и методики индивидуального рефлексивного воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Задача – учить воспитанников анализировать и осознавать мотивы своего поведения, разрабатывать стратегию будущего поведения в соответствии с общественно значимой нормой

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

1. Тема

2. Цель (+предварительный сбор эмпирического материала)

3. Информация (по материалам предварительной подготовки)  

4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме)

5. «Я-позиция» и общественно значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы)

6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы)

7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы: что понравилось, не понравилось, изменилось?)

8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему)

9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему)  

10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга).

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. При этом этап 9 длится перманентно, этап 10 реализуется через определенные временные рамки – как правило, через месяц, периодически до констатации факта решения задаваемой проблемы).

Дети в классе разные и данная технология позволяет включить в работу весь класс, потому что при проведении ситуационных классных часов предусмотрено комплектование групп учащихся с разными взглядами, привычками и характерами. К тому же тема ситуационного классного часа может быть любой, главное, чтобы она была актуальна и интересна детям.

Предлагаю темы ситуационных классных часов:

  • Итоги четверти (года).

  • Самовоспитание школьника.

  • Наследственность, макро – и микросреда.

  • Как влияет выполнение домашних заданий на успеваемость?

  • Толерантность в современном мире.

  • Нужно ли читать?

  • Школьная форма: за и против.

  • Проблема курения: пути профилактики и решения.

  • Профессии, которые мы выбираем.

  • Я и экзамен: кто кого, или шанс найти свой путь.

  • Способности человека и их развитие.

  • Воспитание ответственного отношения к учению.

  • Жизненные цели подростков.

  • Проблемы ранней преступности.

  • А если это любовь?

  • Семейные традиции и обычаи.

  • Частые конфликты на переменах.

  • Домашние задания и как мы к ним относимся.

  • Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в системе «ученик-ученик»

  • Правила, обязательные для всех взаимоотношениях между мальчиками и девочками

  • Поговорим о доброте

  • Всегда ли я хороший

  • Друг не оказал помощь, струсил.

  • Друг в беде не бросит

  • Недопустимое поведение, грубость некоторых учащихся

  • Вредные привычки

  • Бранные слова. Что это?

  • О правдивости и честности человека

 Можно выделить следующие преимущества ситуационного классного часа:

1. В рамках классного часа можно общаться со всеми учащимися класса, услышать их позицию по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. 

2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. 

3. Классный руководитель может создать ситуацию и определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результат воспитательной работы. 

4. Классный час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть учеников в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи. 

Ситуационный классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказывать свое мнение, выступать с критикой. Свободная манера общения учащихся во время классного часа способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к совершенствованию и саморазвитию. Данная методика позволяет выработать умение слушать других, выступать самим, вырабатывать коллективные решения, отстаивать свою точку зрения, подчиняться воле большинства. 

Системное использование во внеурочное работе форм и методов воспитания, способствующих формированию функциональной грамотности, развивает коммуникацию, сотрудничество, критическое мышление, креативность – те главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

Заканчивая своё выступление, хочу сказать, что системно-деятельностный подход в работе классного руководителя – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


«Нет такого достижения, которое можно было бы считать высшим и окончательным, вся прелесть жизни в том и состоит, что нам всегда есть к чему стремится»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование функциональной грамотности

Автор: Михайлова Светлана Александровна

Дата: 16.04.2024

Номер свидетельства: 649057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Формирование функциональной грамотности на уроках"
    ["seo_title"] => string(53) "formirovaniie_funktsional_noi_ghramotnosti_na_urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "406721"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491345433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Доклад на тему: ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(136) "psikhologo-piedagogichieskii-doklad-na-tiemu-podkhod-k-formirovaniiu-funktsional-noi-gramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "160034"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421995926"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Проблемы формирования функциональной грамотности  личности в образовании. "
    ["seo_title"] => string(76) "probliemy-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-lichnosti-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "198783"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428467670"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства